«Классификация предметов по форме и размеру. Деление круга на равные части. Деление квадрата на равные части. Игра «Чудесный мешочек»
Цель занятия: формирование представления о делении предмета на равные части, научить классифицировать предметы по форме и размеру.
Задачи занятия:
1. Познакомить с деление квадрата, круга на две, четыре равные части разными способами.
2. Научить классифицировать предметы по форме и размеру
3. Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
4. Развивать логическое и образное мышление, пространственное воображение
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.
Оборудование: печатные листы с заданиями, простой карандаш, цветные карандаши, ножницы, шаблон «круг», «квадрат».
Тип занятия: комбинированное.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Основная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать геометрические фигуры. Вспомните, какие вы уже знаете геометрические фигуры? (Ответы детей)
Вы знаете, что все геометрические фигуры различаются по форме. А какие еще могут быть отличию у предметов? (Ответы детей).
Правильно, ребята. Все предметы, которые нас окружаются отличаются еще и цветом, и размером. Посмотрите на иллюстрацию.
А сейчас мы будем учиться делить квадрат и круг на равные части.
Как можно разделить квадрат на две части? Давайте посмотрим на иллюстрацию.
Теперь попробуем самостоятельно разделить квадрат на равные части. Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.
- На сколько частей я разделила квадрат?
- Равны ли части?
- Сколько всего частей?
- Какой формы?
Покажите одну часть, две части.
- Давайте разделим квадрат пополам (работа детей за столами).
- Сколько квадратов получилось? (два прямоугольника)
- Что нужно сделать, чтобы разделить квадрат на 4 части? (каждый прямоугольник разделить еще раз пополам, получится 4 квадрата).
Предложить сложить из 4 квадратов 1 квадрат.
- Покажите 1 часть квадрата, 2, 3 части.
- На сколько частей мы разделили квадрат? (на 4)
Что больше целый квадрат или его часть?
Физкультминутка: «Быстро встаньте, улыбнитесь».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Молодцы. Присаживайтесь на места.
А теперь попробуем разделить на части круг. Посмотрите иллюстрацию.
Теперь попробуем самостоятельно разделить круг на равные части. Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу круг пополам, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.
- На сколько частей я разделила круг?
- Равны ли части?
- Сколько всего частей?
- Какой формы?
- Давайте разделим круг пополам (работа детей за столами).
- На сколько частей мы разделили круг? (на 2)
- А теперь давайте разделим, получившиеся части еще раз пополам. Сколько частей у нас получилось? (4 части)
Что больше целый круг или его часть?
Предлагаю немного поиграть.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Оборудование: Непрозрачный мешок, предметы различные по форме и размеру (они должны иметь ярко выраженные различия формы и размера).
Ход игры: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Играющим, задаются вопросы:
описать попавшийся предмет (размер, форма);
описать его так, чтобы другие дети отгадали его.
А сейчас давайте сделаем предложенные задания. (см. приложения). Дети выполняют самостоятельно задания на печатных листах.
Итог занятия. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Были ли у вас сложности с выполнением заданий. Что давалось трудно, а что – легко?
Приложение.
Раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся по теме занятия.