СЛ. 1 ТЕМА
СЛ. 2 В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» в 2008 г. поставлена задача обеспечения единства государственного образовательного пространства, решить данную задачу предполагается за счет совершенствования существующих и формирования недостающих элементов информационной инфраструктуры сферы образования. Наиболее перспективными являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), под которыми понимается доступная в цифровом виде совокупность данных, используемая в учебном процессе как единое целое.
СЛ. 3 Что же такое ЦОР?
Более полно определение ЦОР дает Горохова Л.И., доктор педагогических наук.
СЛ. 4 Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
СЛ. 5 Для того чтобы разобраться с вопросом, что мы можем отнести к ЦОР. Предлагаю рассмотреть классификацию ЦОР по типу представленной информации (раздаточный материал)
СЛ. 6 Что же такое ЭОР?
СЛ. 7 Электронный образовательный ресурс - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
СЛ. 8 Что такое Контент - информация любого типа, размещенная на сайте. К контенту относятся: любой текст, графические изображения (картинки, фотографии), табличные данные, ссылки. Типичным примером контента являются ежедневные новости.
Существует много различных подходов к классификации ЭОР. Универсальную классификацию даже предметных образовательных областей для ЭОР определить однозначно почти невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. Если учесть, что классификация должна отражать не только тематику, но и технологию ресурса, то задача становится почти не разрешима в общем случае. Предлагаю вам познакомиться с некоторыми классификациями ЭОР.
СЛ. 9 По характеру представляемой информации ЭОР можно классифицировать следующим образом: ???
СЛ. 10 Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям: ???
СЛ. 11 По выполнению функций в учебном процессе выделяют Три группы ЭОР: текстовые (гипертекстовые), текстографические, мультимедийные (интерактивные).
СЛ. 12 Каждый ЭОР должен иметь модульную структуру и состоять из модулей вида ИПК, где:
И – информационный (лекционный) модуль,
П – практический (лабораторный, интерактивный) модуль,
К – контролирующий (тестовый) модуль.
СЛ. 13 СХЕМА
СЛ. 14 ИТАК, исходя из выше сказанного, Электронные образовательные ресурсы – специальным образом сформированные блоки (модули) разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
СЛ. 15 Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента ИНТЕРАКТИВНОСТИ.
СЛ. 16 Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: Мультимедийность, Моделирование, Интерактивность.
СЛ. 17 В современном образовании используется понятие ЭОР второго поколения или ЭОР – электронного модуля.
СЛ. 18 ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС). ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры.
При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи.
СЛ. 19 Сегодня находкой для каждого учителя является сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направленный на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиа продукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи.
Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающего хранение «Электронных учебных модулей Открытых Мультимедиа Систем (ОМС)» Скачав с портала программу ОМС, можно воспользоваться массой интерактивных разработок.
СЛ. 20 (ФОТО)
СЛ. 21 В России в рамках проекта "Информатизация системы образования", который реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, создана коллекция ЦОРов, разработаны и разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники. ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.
В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.
СЛ. 22 В 2002 году был создан РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ и за время своего существования успешно развивался как в плане предоставляемых сервисов, так и с точки зрения информационного наполнения. Одним из основных компонентов портала является Каталог интернет-ресурсов,
содержащий аннотированные описания образовательных интернет-ресурсов для дошкольного и общего (среднего) образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации педагогов и методистов.
Тематические коллекции являются собственными ресурсами портала, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей пользователей и предназначенными для использования в практической педагогической работе.
Коллекции включают полные тексты литературных произведений и исторических документов, иллюстративный материал по истории, живописи, архитектуре, аудио- и видеоматериалы, а также сборники диктантов по русскому языку, опытов по физике и химии, комментариев по законодательству в образовании.
СЛ. 23 В настоящее время на портале представлены следующие коллекции:
Естественнонаучные эксперименты (http://experiment.edu.ru ).
Исторические документы (http://historydoc.edu.ru ).
Русская и зарубежная литература для школы (http://litera.edu.ru ).
Мировая художественная культура (http://artclassic.edu.ru ).
Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru ).
Право в сфере образования (http://zakon.edu.ru ).
История образования (http://museum.edu.ru ).
Диктанты – русский язык (http://language.edu.ru).
Таким образом, Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" сделает доступными ресурсы коллекции для всех образовательных учреждений. Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогут сделать учебный процесс в современной школе интересным и эффективным.
Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыскивать путь к новым знаниям". Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.