СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классное руководство-это не работа, это образ жизни!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Монолог из жизни классного руководителя. Обмен опытом работы с классом - детьми и их родителями.

Просмотр содержимого документа
«Классное руководство-это не работа, это образ жизни!»

Щедрина Е.А.

Педсовет 02.04.2018 г.



«Классное руководство - это не работа, это образ жизни!»

 В институте нас не учат быть классным руководителем, нам даже такого понятия не дают. Мы выходим специалистами - предметниками, зная о воспитательном процессе только из книг и небольшого жизненного детского опыта, если повезло с классным руководителем и наставником. Мне повезло в двойне! У меня были прекрасны классные руководители и замечательные наставники. Они с нами, детьми, общались на равных, учили переделывать песни, сочинять стихи, составлять сценарии. Мы мероприятия придумывали сами, как казалось нам, но всё происходило под чутким руководством учителя. Только начав работать классным руководителем, я поняла, какую работу проводили наши классные, чтобы мы и наши родители жили не только семейной, но и школьной жизнью.

В 1987 году я стала впервые классным руководителем. И своим опытом со мной делились Ефремова Мария Николаевна, Умурзакова Екатерина Байзаковна, Нагайцева Зоя Андреевна. Именно они рассказывали о работе с родителями: как проводить родительские собрания (первая заповедь: никогда не говори публично плохо о ребёнке, иначе родитель больше не придёт!), посещение семьи, вызов родителей в школу, взаимодействие с учителями – предметниками. Я видела, как любят и уважают моих наставников не только дети, но и родители, и старалась быть хорошей ученицей!  

1990-1994 г – мой первый выпуск детей из начальной школы. Незабываемые 4 года взросления учеников и моего опыта молодого учителя. Параллельно получение высшего образования учителя начальных классов. До сих пор свежи в памяти воспоминания о последнем звонке и совпавшем экзамене в ВУЗе, когда на моё появление во время уже идущей линейки класс отреагировал громким вздохом (так неожиданно получилось) : «Ух! Успела!» Промелькнула мысль – « значит ждали, значит вся работа, переживания не напрасны…».

В 1994 году мне представилась повторно  начать свою работу в первом классе. Тогда я и представить не могла, что 20 малышей, пришедших на свой первый урок в мой класс, станут частью моей жизни и  11 лет моего трудового стажа будут связаны именно с ними и их семьями. Прошло 13 лет как мои «внебрачные дети», именно так они и их родители себя называли, окончили школу, но до сих пор нас объединяют «семейные узы», и сейчас при встрече или в телефонной трубке я слышу: «Здравствуйте, «мама Лена». Идут за советом, делятся радостью, приглашают на значимые торжества, рассказывают о своих успехах и промахах – значит доверяют – что, как не успехи твоих учеников, подтверждает правильность твоих действий, поступков, выбор методов и приёмов в общении с ними, когда они только учились стоять крепко на своих ногах и пытались найти тот самый верный путь в жизни, опираясь на опыт своих родителей и твой.

Мне очень повезло с родителями! Мои родители были инициативные, активные, любящие своих детей и умеющие работать в коллективе. Мне с ними было легко работать и отдыхать. В классе была инициативная группа родителей, которые мне помогали не только праздники проводить, но и классные часы, беседы с детьми, совместно посещать семьи. Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

 Я ограничусь освещением лишь некоторых вопросов деятельности классного руководителя по поддержанию связей с родителями учащихся.  Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников в целом, и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. Формы проведения родительских собраний в среднем звене просто необходимо искать новые, т.к. у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают, что основные навыки обучения у детей сформированы. Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы. Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую создавать не обвинительную атмосферу, а доверительную. Почему родители не ходят на родительские собрания? Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы. Обычно родительские собрания - это наезды на учеников, родителей, и на учителей. У собрания должна быть тема, причем классный руководитель должен донести до родителей важную информацию и провести диалог с родителями. На собраниях должен быть позитив. Хвалите детей больше, показывайте их достижения перед родителями.

Обязанность классных руководителей – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников, подростков или старших школьников ; взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; организация досуга детей в семье и т.д. К сожалению,  , наши родители не владеют достаточной профессиональной информацией и, большей частью, временем. Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися.

В своей работе пытаюсь следовать некоторым заповедям разумного воспитания:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.

2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.

4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разби­райте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.

7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.

8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.

9. Воспитание - это последовательность целей.

10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

   Хочу предложить несколько советов, рекомендаций, предостережений классному руководителю.

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть:

  • Меньше формализма, больше человеческого общения

  • Нужно не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе

  • К воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе

  • Лучше больше хвалить и меньше ругать, педагогика успеха приносит хорошие результаты

  • Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, не может быть потрачено напрасно. Главное - найти, какое - либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними.

  • Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник

  •  Не жди прямых актов благодарности - тогда не будет разочарований

  • Дети в классе - это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой. Сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!