Классный час 1 сентября 2017-2018 уч.год
Общероссийская тема: Россия, устремленная в будущее
Тема классного часа: Природа России в будущем.
Цель: Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы. Формирование у учащихся чувства социальной ответственности, гражданского самосознания, чувства любви и уважения к своей Родине.
Задачи:Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды обитания.
Развитие личностных качеств ребёнка: экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, воспитание любви к своему дому –Земля.
Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
Оборудование: презентация о природе , мультфильм «Чудо», карта Российской Федерации, ладошки из цветной бумаги (триколор)
Ход занятия
Беседа о Родине (с использованием карты).
— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
— Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)
Ученик: Стихотворение. (К. Ибряев)
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я,-
Здравствуй, улица моя!
Я пою – и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я,-
Здравствуй, Родина моя!
Учитель:
Посмотри , мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)
Примерный рассказ. (Показ слайдов )
Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.
Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Саратов. Мы живем в Саратовской области.
У: -Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?
( наблюдали красивую, чистую природу; она прекрасная, как будто пахнуло свежестью)
У: -Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.
У: -А сейчас я предлагаю вам совершить полет в будущее нашей страны. И в этом нам поможет «Машина времени». Приготовились…(закрывают глаза)
Полетели…
Открывают глаза. Смотрят мультик «Чудо»
-Что необычного вы увидели? Есть в наше время такой транспорт? А почему именно росток березки был для них настоящим чудом?
-Что ожидает нас в будущем? Есть место для природы в будущем?
А почему так случилось? Кто в этом виноват? (Человек)
-От кого зависит будущая жизнь природы ? (От нас)
-Что должен делать человек?
У:- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Она называется?
Э-КО-ЛО-ГИЯ:
Ребята, слышали вы такое слово «экология»? Что оно означает?
-А, кто попытается сформулировать, что такое экология и чем конкретно она занимается?( можно сказать, что экология занимается изучением природы.)
У:- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы. ( чтение определения в энциклопедии)
Экология в переводе с греческого означает : экос- дом, логос – наука, получается- наука о доме. Это наука о взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Экология изучает, как растения, животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.(слайд,5, экология)
У: - Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.
У: -Мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.
У: - Я предлагаю поиграть в экологов. Кстати, а кто такие экологи?
Д: - Наверное, это люди, которые занимаются защитой окружающей среды.
У: - Давайте обратимся к словарю и проверим ваши предположения.
(Экологи- люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды )
Физминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
Про природу люди
Перестали думать.
Разрушают, портят,
Убивают, мутят.
И зверей, и птиц
Жестоко убивают.
Мусором, отходами
Речки загрязняют!
Проблемная ситуация (слайды) обсуждают
Ошибки:
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.
- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
(слайд правила поведения в лесу)
Ученик: Стихотворение. (Т.Собакина)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Игра «Озвучь слайд»
Показываются несколько слайдов, а дети их озвучивают.
Слайды ( склянки, бабочки, насекомые, деревья, яйца в гнёздах)
У: - Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Чем же вы, дети, можете помочь природе?
-Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением . Человек и природа связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку.
-Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать – мы помогаем природе выжить.
Обращение к детям
У: -А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества.
-Наше будущее зависит от нас. Мы должны защищать природу нашей страны, заботиться о ней.
У вас на парте лежат ладошки. Они все разного цвета. Кто знает откуда эти цвета?
(Это цвета флага России)
-Какой цвет самый первый?(Выходят и приклеивают ладошки на карту)
-Посередине…(следующий)
и последний цвет..
-Мы с вами обнимаем нашу страну. Защитим её нашими поступками, поведением, чтобы окружающая природа в будущем не была чудом.
Ученики читают стихи.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Подведение итогов
- Что нового узнали? О чем расскажете дома. Спасибо вам за работу.