СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "1 марта - день гражданской обороны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "1 марта - день гражданской обороны"»

Классный час для 7 класса

«Почему 1 марта названо Всемирным днем гражданской обороны

Цели и задачи: раскрыть значение понятия «гражданская оборона»; повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности ; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.

Форма проведения: теоретико-практическое занятие

Ход мероприятия

І. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.


Сегодня, 1 марта, в Международный день гражданской обороны, мы проводим классный час, посвященный этому дню. Предлагаю в теоретическом блоке осветить вопросы из истории возникновения этого дня, значении ГО. А в практическом блоке попытаемся проверить свои знания правил поведения в ЧС.

ІІ. Теоретический блок.

Ученик 1: Что такое гражданская оборона?

С появлением современных средств ведения войны встала задача защиты гражданских объектов и населения от опасностей при ведении боевых действий. Гражданская оборона становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения страны и объектов экономики, культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Итак, гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ГО в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

Ученица 2: Почему именно 1 марта отмечается Всемирный день Гражданской обороны?

Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны . В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» — «зон безопасности», для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах. Впоследствии Ассоциация была преобразована в Международную организацию гражданской обороны . В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации.

В настоящее время в МОГО входят 50 стран, еще 16 государств имеют статус наблюдателя. Всемирный день гражданской обороны, установленный в 1990 году, отмечается в странах — членах МОГО — с целью пропаганды знаний о гражданской обороне и поднятия престижа национальных служб спасения. День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу Устав МОГО, который одобрили 18 государств. 
Ученица 3: Задачи ГО:

  • Обучение населения в области ГО;

  • Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычаных ситуаций природного и техногенного характера;

  • Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  • Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

  • Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  • Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

  • Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление жилья и принятие других неотложных мер;

  • Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • Обнаружение и обозначение районов, подвергших радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

  • Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

  • Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

  • Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

  • Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

  • Обеспечение сил и средств ГО.

Ученик 4: Что относится к чрезвычайным ситуациям военного времени?
Ядерное оружие
Ударная волна
Световое излучение
Проникающая радиация
Радиоактивное загрязнение местности
Разрушения, пожары, взрывы
Пожары, ожоги
Лучевая болезнь
Лучевая болезнь
Химическое оружие
Тяжелые токсические отравления
Биологическое (бактериологическое) оружие
Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии
Высокоточное оружие
Поражение объектов до 100% точности попадания
Действия диверсионно- разведывательных групп
Диверсии, теракты, взрывы, пожары

Ученица 5. Какие ЧС случаются в мирное время?

Понятие «гражданская оборона» давно перестало быть символом исключительно военного времени. Вой сирены, команда «надеть противогазы» и бежать в бомбоубежища – это было. С этого начиналась, так зарождалась современная система защиты гражданского населения.

Но ведь крупные пожары, техногенные и природные катастрофы, теракты и другие чрезвычайные ситуации могут принести не меньше разрушений. Сегодня в задачу системы гражданской обороны входит защита населения и культурных ценностей от опасностей природного и техногенного характера, а также пропаганда и распространение знаний о средствах и методах защиты. Гражданская оборона постоянно совершенствуется, чтобы максимально профессионально реагировать на возникающие риски. Войска ГО составляют основу сил быстрого реагирования чрезвычайного ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени.

ІІІ. Практический блок

Учитель: Предлагаю проверить свои знания о правилах поведения в некоторых ЧС. Работаем в командах

Гейм 1. «Гонка за лидером»

1. Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?

/Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»/.

2. Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!».

/Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом/.

3. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?

/Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию/.

4. При необходимости эвакуации следует:

/Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь/.

5. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках?

/Главное не конфликтовать, установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе/.

6. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи?

/При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи»/.

7. Если вы обнаружили подозрительный предмет?

/Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию/.

8. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме?

/На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы/.

9. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….

/Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие/.

Гейм 2. “Кто первый…”

1.Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)

2.При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

3.Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

4.Что такое эпицентр землетрясения? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

5.Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)

6.Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)

7.Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

8.Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).

9.Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)

10.Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

Составление памятки «Что надо делать при ЧС в первую очередь?

  Чрезвычайные ситуации возникают неожиданно, поэтому требуют рациональных действий в условиях острого дефицита времени, быстро меняющейся обстановки, мощного психологического напряжения.
      Поэтому к любой возможной катастрофе лучше подготовиться заблаговременно – хотя бы в общих чертах.  
1. Сохраняйте спокойствие. Главная опасность при любой ЧС кроется в поспешных действиях.
 Поэтому, прежде всего, сохраняйте спокойствие, обдумывайте свои действия.
Используйте рекомендации чрезвычайных служб.  

2. Составьте личный план реагирования. В плане должны содержаться самые общие детали:

  • Где будете укрываться в случае опасности.

  • Каким путем будете эвакуироваться, если оставаться на месте нельзя.

  • Какие есть еще пути отступления, если первый из намеченных окажется заблокирован. 

  • Как будете эвакуироваться – на машине, лодке или иначе. Как поступите, если средство эвакуации сломалось в неподходящий момент.

  • Какие предметы у вас должны быть под рукой, если придется укрываться в доме или ином убежище.

  • Какие предметы возьмете с собой при эвакуации.
    Также нужно составить комплект необходимых вещей:
    • Аптечку первой помощи
    • Консервированные продукты в банках и питьевую воду в пластиковых бутылках
    • Транзисторный приемник и электрический фонарик
    • Комплект запасных батареек для приемника и фонарика
    • Спички в герметичной коробке, зажигалку, бумагу на случай разжигания костра
    • Инструменты и столовые принадлежности, легкий туристский топорик
    • Лекарства, употребляемые членами семьи по медицинским показателям (если инструкция не требует их хранения в холодильнике)

     Документы и деньги следует хранить в определенном месте. Тогда в нужный момент вы быстро дополните ими ваш комплект первой необходимости. На шкале  транзисторного приемника надо сделать пометки, при помощи которых вы сможете моментально определить, на какую волну настраиваться, чтобы поймать сообщения радиостанции, передающей инструкции для населения. Не берите ничего лишнего. Заранее подготовьте место  для оперативного сбора и хранения ценностей, оставляемых вами при эвакуации. Будьте готовы принять тревожные сообщения.
     Сигнал «Внимание всем!» означает, что всем необходимо включить радио или телевизоры и настроить на местную волну, чтобы получать сообщения о том, что происходит.

III. Подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня у нас был трудный час - час экстремальных ситуа­ций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда . Эта команда получает медаль и звание - «Служба спасения ». Но, как видим, остальные ко­манды совсем немного отстали от победителей. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!