Дата:10.11.2021г Класс:11
Классный час: 100-летие образования Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР 18 октября 1921 года
Цель урока:
Обобщить знания старшеклассников об истории Крымского полуострова в 20-30 годы 20 века, расширить представления о процессе образования Крымской автономной советской социалистической республики в октябре 1921 года, сформировать представление о важности данного исторического события для развития полуострова.
Задачи:
Обучающие
Продолжать знакомить учащихся с историей родного края;
Углублять знания старшеклассников о трагических страницах становления КрАССР;
Формировать навыки работы с дополнительными источниками информации; Развивающие
Развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее богатую историю;
Расширять кругозор и познавательный интерес старшеклассников;
Развивать навыки активного слушания, участия в беседе; Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к историческим фактам, людям, жившим много лет назад, к героическому прошлому своей страны;
Воспитывать любовь к родному краю
Воспитывать чувство сопричастности к столетию образования КрАССР, как к важному историческому событию.
Лексическая работа: автономия, федерация, репрессии;
Сопровождение рассказа демонстрацией электронной презентации «Страницы крымской истории»
Слайд 1. Страницы Крымской истории. Век автономии
Многовековая история одного из самых красивейших мест на земле – Крымского полуострова, как мы знаем, насчитывает бесчисленное количество войн, завоеваний, трагедий и бедствий. Одним из важных и исторически-значимых моментов в истории Крыма был период становления советской власти в впервые десятилетия 20 века.
Слайд 2. Крым в начале 20 века
После гражданской войны Крым находился в очень сложной ситуации. Хозяйство полуострова было разрушено. Промышленное производство по сравнению с довоенным 1913 годом упало в три раза. На одну треть сократилась посевная площадь, наполовину снизилась урожайность. В жалком состоянии оказались сады и виноградники. Резко уменьшилось поголовье скота. Население остро нуждалось в хлебе, одежде, топливе, керосине, спичках и т.п. Денежные знаки обесценились. Все это привело к тяжелым социальным и политическим последствиям. В два раза сократилась численность рабочих. Образовалась большая армия безработных, значительную долю которых составили демобилизованные красноармейцы.
Осложнились межнациональные отношения. По переписи населения, проведенной в апреле 1921 г., в Крыму проживало 720 тыс. человек 59 национальностей. Основную массу населения 51,5% составляли русские и украинцы, 25,9% - крымские татары, 6,8% - евреи, 5,9%
- немцы, затем армяне, поляки, греки, караимы.
Сменявшие друг друга в ходе гражданской войны власти зачастую использовали в своих целях национальную рознь, не разрешали на деле земельный вопрос, тесно связанный с национальным.
Летом 1921 г. проявились признаки наступавшего голода. В дальнейшем это бедствие приобрело катастрофический размах. Оно коснулось в первую очередь крымских татар предгорных и горных районов, не ведших зернового хозяйства.
При такой сложной обстановке в Москве было решено создать Крымскую Автономную Республику.
Слайд 3. Понятие «Автономия»
Автономия - (от греческого autonomía — независимость) право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. Автономия означает определённую степень децентрализации государства, по советскому государственному праву автономия — самостоятельное осуществление государственной власти советским социалистическим национальным государством (автономной республикой) или национальным государственным образованием (автономной областью), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы. Советская автономия, созданная в результате Великой Октябрьской социалистической революции, является одной из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса
Слайд 4. Декрет ВЦИК и СНК
8 октября 1921 г. ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". Через 10 дней, 18 октября 1921 года, появилось постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об образовании Крымской АССР. 10 ноября 1921 г. I Всекрымский Учредительный съезд Советов принял ее Конституцию. Председателем Крым ЦИК стал Ю. П. Гавен, председателем СНК Крыма - С. Г. Саид-Галиев. Вскоре был сформирован и аппарат управления республики - 13 наркоматов и 3 управления.
Слайд 5. Руководители Крымской АССР
Основной задачей правительства новой республики стало возрождение хозяйства. Был взят курс на одновременное восстановление всех отраслей промышленности. Но к 1925 г. стала очевидной его нереальность. Для осуществления намеченного, у республики не было достаточных материальных ресурсов. Поэтому в дальнейшем силы концентрировались на развитии менее пострадавших отраслей - табачной, консервной, кожевенной, соляной, полиграфической. Довоенный уровень промышленного производства был превзойден Крымом только в 1929 г.
Слайд 6. Крым в 20-е годы 20 века
Не только экономическое, но и политическое значение приобрел земельный вопрос. В его разрешении было заинтересовано большинство крестьянства. До самого конца гражданской войны в Крыму сохранялись дореволюционные земельные отношения. Основная часть земель продолжала находиться у помещиков и церкви. Законодательные акты Советской власти о земле проводились в жизнь медленно и непоследовательно. Эту работу намечалось завершить в 1926 году. Но к этому времени землеустройство не было завершено.
Слайд 7. Голод в Крыму
Внимание было отвлечено борьбой с голодом. Весной 1922 г. голодало 500 тыс. человек, около 70% населения Крыма. Голодная смерть в 1921-1922 гг. унесла жизни более 75 тыс. крымчан. Общее число погибших на весну 1923 г., возможно, превысило 100 тыс. человек, из них 75 тыс. - крымские татары. Последствия голода удалось ликвидировать лишь к середине 20-х гг.
Слайд 8. Карта Крыма 20-х годов
Восстановление хозяйства сопровождалось изменениями в административно- территориальном делении республики. В 1921 г. Крымская АССР была поделена на 7 округов и 20 районов. В 1923 г. округа были упразднены, а районы укрупнены, их стало 15. Впервые были учтены и национальные факторы. При отделе пропаганды и агитации Крымского областкома партии были образованы татарское и армянское бюро, немецкая, еврейская, греческая и эстонская секции. Возникли 30 клубов национальных меньшинств.
И Республика Таврида, и Крымская ССР, и Крымская АССР всегда создавались по территориальному принципу с учетом многонационального состава населения полуострова.
Слайд 9. Образование в Крыму начала 20 века
Процесс установления Советской власти в Крыму носил более затяжной характер, чем в других регионах России. Поэтому в Крыму к началу 1920-х годов сосредоточилось очень много представителей научной и творческой элиты страны, бежавших от большевистского террора и голода. Неудивительно, что в 1920-е в регионе шла большая созидательная работа в области культуры, высшего образования и научных (в том числе и регионоведческих) исследований.
Приоритетной задачей развития образования стали ликвидация неграмотности и организация стабильного учебного процесса для представителей всех социальных групп. Уже к концу 1921 года число школ в автономии увеличилось до 1000; из них 343 были крымско- татарскими (как по языку обучения, так и по преобладающему составу учащихся). Уже в 1923 году общий уровень грамотности населения составил 77% против 52% в 1921-м. Активно расширялась система профтехшкол и техникумов. В 1926 году в городах КрАССР было 53 таких учебных заведения.
Роль основного высшего учебного заведения в регионе играл Таврический университет, в 1921 году переименованный в Крымский университет, а в 1925-м, в связи с общей реорганизацией системы высшего образования СССР, ставший Крымским государственным педагогическим институтом имени М.В. Фрунзе.
Слайд 10. Крым – всесоюзная здравница
В массовом же сознании миллионов советских людей уже в 1920-е годы Крым утвердился в слегка идеологизированном образе всесоюзной здравницы. Здесь по-прежнему любили творить писатели и поэты, но уже новой, советской формации. Новый облик крымской действительности воспевал Владимир Маяковский.
И глупо звать его
«Красная Ницца», и скучно Звать
«Всесоюзная здравница» Нашему
Крыму
с чем сравниться? Не с чем
Нашему Крыму сравниваться!
Крым 1920-х — это позднее творчество Александра Грина и Максимилиана Волошина, Крым 1980-х неотделим от имен выдающегося романтика и мыслителя поэта Владимира Луговского, автора «Севастопольской страды» и многотомной эпопеи «Преображение России» Сергея Сергеева-Ценского, художника Александра Дейнеки...
Таким образом, и в суровые тридцатые годы XX века существовал и другой Крым — курортный, романтический, уютный… «Есть уголки нашей земли, — писал уже в 1948 году подолгу живший здесь в 1930-е годы Константин Паустовский — настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает все наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание»
Таков Крым. Поэтому он стал, как говорили в старину, "источником вдохновения" для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов.
Слайд 11.
В 1920-е — 1930-е годы Советское государство и Крымская АССР как его неотъемлемая часть прошли исключительно непростой, порой трагический путь. Полная перестройка системы экономических и социальных отношений затронула все сферы жизни крымчан и в прямом смысле этого слова открыла в истории региона новый этап развития.
Значительное развитие промышленности, появление новой отраслевой специализации Крыма, безусловно, являются положительными итогами первых двух «красных» десятилетий. Развитие образования — при всей его заидеологизированности и предоставлении привилегий в его получении представителям неимущих слоев населения — позволили уменьшить неграмотность и обеспечить основные отрасли экономики подготовленными кадрами. Национальная политика создала условия для развития культуры, науки, образования так называемых «малых народов».
Слайд 12.
Чтение нашего Устного журнала я хочу закончить словами нашего земляка, поэта Виктора Дудника «Любимый Крым».
Какой же Крым без нас, крымчане? И сколько будем, люди, жить,
И мусульмане, и славяне, Давайте Крым мы наш любить! Пусть он лишь нас объединяет. Чтоб знал бы каждый человек,
Что Крым добром гостей встречает, Ведь места хватит здесь для всех.
Я понимаю, невозможно,
Стихом про Крым весь рассказать, Одно лишь знаю, только можно,
С ним навсегда судьбу связать…