СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "4 ноября - День народного единства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "4 ноября - День народного единства"»

Сл.1 Ребята, сегодня мы познакомимся с важной для нашей страны праздничной датой. Кто знает, какой приближается праздник? Как он называется?

Сл.2 История этого праздника уводит нас вглубь веков, к событиям, которые происходили более 400 лет назад.

Сл.3 Тогда наше русское государство (или Русь) переживало очень тяжелые времена. Ещё их называют смутным временем. (Смута – тревога, беспорядок, раздор, бунт, волнение).

Сл.4 Все началось с того, что умер царь Федор Иоаннович, не оставив после себя наследника на престол. По правилам того времени после смерти царя управлять страной должен был его сын, царевич. А у этого царя Федора Иоанновича детей не было.

Сл.5 И тогда среди знатных бояр (советники царя, министры) началась борьба за царский престол. Каждый хотел поставить своего представителя. За 10 лет после смерти Федора Иоанновича на престоле сменилось 4 правителя.

Сл.6 Видя слабость государственной власти, на территории Руси стали появляться шайки разбойников, которые грабили и разоряли поселки, убивали жителей.

Сл.7 К тому же случилось несколько неурожайных лет, сильнейшая засуха. Люди страдали от голода, а тут еще началась эпидемия чумы. Стали разгораться народные волнения, бунты, люди требовали защиты и помощи.

Сл.8 Этой ситуацией воспользовались соседние государства, которые не хотели видеть Русь сильной и могучей и мечтали оттяпать себе побольше нашей территории. Поэтому приходилось еще нам воевать то с поляками, то с литовцами, то со шведами.

Сл.9 Не в силах самостоятельно справиться с таким беспорядком в стране, бояре обратились к польскому королю Сигизмунду, предложив возвести на царский престол его сына королевича Владислава.

Сл.10-12 После этого польское войско довольно легко дошло до Москвы и засело в Китай-городе. Два года польские захватчики хозяйничали в Москве.

Сл.13 Бояре, которые присягнули полякам (поклялись в верности), стали рассылать по всей Руси указы о том, чтобы все жители также присягнули новому королю, но люди восприняли это как предательство Отечества и православной веры и не желали подчиняться захватчикам.

Сл.14 В то время в Нижнем Новгороде жил земский староста купец Кузьма Минин. Он понимал, что Русь надо спасать от иноземных захватчиков. На бояр, управлявших государством надежды нет, поэтому он призвал горожан, всех неравнодушных людей встать на защиту Отечества и начать собирать войско. Вот он обращается к нижегородцам с крыльца храма с призывом.

Сл.15 В сентябре 1611 года Минин начал сбор пожертвований и созыв ополчения. Причем первым отдал все свои сбережения и часть имущества.

Сл.16 В ополчение для освобождения русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы. Там были купцы, князья, горожане, мелкие торговцы, вольные казаки, крестьяне.

Сл.17 Но Кузьма Минин был купцом, а управлять войском должен был опытный полководец – честный, справедливый, верный своему Отечеству. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Здесь он еще не окрепший после ранений, полученных в сражениях, слушает обращение возглавить войско.

Сл.18 В феврале 1612 года ополчение выдвинулось из Нижнего Новгорода в сторону Москвы через крупные города Кострому и Ярославль. Их движение длилось около 6 месяцев.

Сл.19 По пути ополчение пополнялось людьми и средствами, войско росло. Казалось, что вся русская земля встала против польских захватчиков и бояр-предателей.

Сл.20-21 В начале августа ополчение подошло к Москве, оно составляло 10 000 вооруженных и обученных воинов. После длительной осады польское войско, засевшее в Кремле, сдалось. И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков.

Сл.22 На протяжении всего пути с князем Дмитрием Пожарским была икона Казанской Божьей Матери, и когда он вошел в освобожденную Москву, то эта икона была поставлена на Красной площади против Никольских ворот Кремля.

Сл.23 В благодарность за помощь и заступничество, князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади деревянный собор, в котором разместил икону Казанской Божьей Матери.

Сл.24 Вскоре храм сгорел, но на его месте был возведен новый, каменный собор. Посмотрите, какой красивый!

Сл.25 Ребята, кто из вас был в Москве? На Красной площади? Может быть, вы видели этот памятник? Это памятник Минину и Пожарскому. Давайте его рассмотрим. Кто из них кто, как думаете?

Сл.26 Мы видим сидящего князя Пожарского. Он еще слаб от ран, одной рукой опирается на щит, а другой рукой на меч, который также держит и Минин. Это символизирует их совместную борьбу за Отечество. Что делает Минин? Он призывает князя возглавить войско и указывает рукой направление, призывает подняться на борьбу и князя, и народ.

Сл.27 Посмотрите на табличку к памятнику «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» в каком году был установлен памятник? Более 200 лет назад! Какой эпизод изображен под надписью?

Сл.28 Освобождение Москвы от польских захватчиков произошло в 1612 году и в этом году этому событию исполняется 410 лет. Однако сам праздник День народного единства в нашей стране отмечается с 2005 года, это сравнительно молодой праздник, в этом году мы будем отмечать его в 17 раз. Теперь мы с вами понимаем, почему единство народа – это сила страны! Вместе можно справиться с любой, даже самой сложной задачей и преодолеть все препятствия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!