СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час 900 дней мужества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на основе произведения Воскобойникова 900 дней мужества

Просмотр содержимого документа
«Классный час 900 дней мужества»

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П. В. Масленникова ст. Архонская»













Классный час

900 дней мужества



















проведен в 4 «В» классе

учитель Леник Л.В









2023год

Тема классного часа: 900 дней мужества

Цель:

 

1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.

 

2.Способствовать воспитанию активной гражданской позиции, патриотизма, уважения и любви к истории своей Родины.

 

Подготовительная работа:

 

- чтение книг о блокаде Ленинграда;

- конкурс рисунков «Война глазами детей»;

- письма ветеранам…

 

 Оборудование:

Презентация, рисунки, письма, фотографии из семейных архивов…

Ход классного часа

  1. Орг.момент

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны.

(Звучит музыка «Священная война»)

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей

Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб.

Учитель: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Уже 71 год отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Голос Левитана о начале войны, затем песня «Священная война») (военная хроника)

Учитель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

  1. Чтение стихотворения учениками.

Ученик: Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих, не ведающих горя.



Ученица: Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.


Ученик: И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,


Ученица: НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы навечно попрощались.

В том 41-ом памятном году

Железным обручем сковало красоту.

Безжалостный, губительный охват,

Жизнь ленинградцев, превративший в ад.

Учитель: В 1941 году, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.



Стихи читают дети (Реквием, музыка).
3. ученик.

Убийство, война и блокада..

В тяжёлый для Родины час

Настигли детей Ленинграда –

Обычных детей, вроде нас.



4.ученик.

Настигли за партою в школе

И отняли мать и отца.

От голода, страха и боли

Забились ребячьи сердца.



5. ученик.

Они, ленинградские дети,

Писали в своих дневниках

О самой последней конфете,

О ломящей боли в ногах,



6. ученик.

Война их терпеть научила

И сделала старше в сто раз.

В героев она превратила

Обычных детей, вроде нас.



Учитель: Ребята а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей). (военная хроника)

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Фашистская армия надвигалась на Ленинград. Им было поручено уничтожить части Красной армии и завладеть Ленинградом. К 8 сентября Ленинград был окружён в кольцо.

Город был зажат со всех сторон, жители оказались в плену своего города.
А вечером, в 18 ч 55минут город в мгновение превратился в «ад». Налетели самолёты, на город было сброшено более 6000 зажигательных бомб. Начались страшные пожары- горели склады с продуктами, магазины, школы, дома, сады, дороги, земля под ногами дрожала.
Немцы, оказывается, хотели за 3 недели расправиться с Ленинградом, а потом пройти парадом по Дворцовой площади. «Пусть голодающие выжрут друг друга» - говорил Гитлер.

Началась блокада…начался голод… Продуктов становилось всё меньше и меньше. Крупу выдавали по 300г масла - 100г в месяц. Рацион хлеба дошёл до 125 г. 

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие это страшные слова. Понятия дети и война несовместимы! 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Мы должны помнить какой ценой досталась нам победа, не забывать о цене победы, переносить это все в наших детей.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.      Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

     Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает! (Презентация)

Вот перед вами хлеб, представьте себе 125 грамм хлеба, сейчас одна из руководителей порежет хлеб на кусочки и разделить этот кусочек на весь день и мы увидим, что они ели целый день. (военная хроника)



Учитель: Рассказ "Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова "900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.



Ученик: Вместо супа - бурда из столярного клея, 
Вместо чая - заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград. 
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
...Сотый день догорал, как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Учитель: Только одна дорога связывала блокированный город с Большой Землёй. Эта дорога шла по воде Ладожского озера. 125 километров надо было проплыть, чтобы можно было достигнуть противоположного берега. Опасен для барж такой длинный путь. Бьёт по ним вражеская артиллерия, бомбит фашистская авиация, подстерегают немецкие суда. Речники старались вести караваны барж ночью, чтобы вражеские лётчики не увидели их.

Но не все корабли приходили к берегу без жертв и потерь. Фашистские самолёты постоянно охотились за нашими судами. Ходили тогда небольшие суда – тендеры. Они были окрашены под цвет воды, заметить их с большой высоты было трудно.

Ученик: От холода и голода умирали люди. 
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.

Учитель: Больше 2-х лет, днём и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью ведут свои прострелянные машины. Но все равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей.

^ Таня Савичева:

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…»

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

Учитель: Эти листки из старой записной книжки лежат под стеклом в Музее истории Ленинграда. Никогда не проходят, не могут пройти люди мимо этих листков. Жила была девочка, ее звали Таня, Таня Савичева. Таня жила на Васильевском острове, 2 линия, дом 13. И сейчас стоит дом, в котором жила большая и дружная семья: мама, бабушка, братья Тани – Лека и Миша, сестры – Женя и Нина, да еще на верхнем этаже жили 2 дяди – братья отца. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Когда последней умерла мама, Таня сложила все записи в картонную коробку и ушла из дома. Ее определили в 48 детский дом Смольнинского района, а затем вывезли в город Горький. Там Таня заболела и ее отправили в больницу, где Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года от туберкулеза.



Ученик: Тот, кто меня слушает, должен понять, Что это серьезное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать, А чтобы рабочий паек получать,

Вставал он к станку неумело. Рядом стояли такие ж, как он.

Но дело не только в краюхе, А в братстве, и в чести, и в духе.



Учитель: Многие подростки работали в бытовых отрядах, собирали металлолом, тушили зажигательные бомбы, работали связистами, рабочими в совхозах, сандружинниками, девочки вязали носки и варежки для фронта.



^ Только факты

1. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.

2. В городе появилось 270 тысяч огородов, где работали женщины и дети. Даже на Марсовом поле, у Исаакиевского и Казанского соборов. Летом 1943 года 47 тысяч школьников области приняли участие в работе колхозов и совхозов.

(военная хроника)



Ученик: Дети блокадного города ,

Как рано вы повзрослели

И вместо бантиков , галстуков

Военную форму одели



Вы на заводах работали ,

Дедам ,отцам помогая ,

Сил не щадя и без отдыха ,

Едва до станка доставая.

Слайд №5- В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества»

7. Фронтальная беседа по прочитанной повести.

- О чем повесть «Девятьсот дней мужества»?

-В каком городе происходят события?

-Как сейчас называется этот город? (город Ленинград переименован в Санкт-Петербург в 1991 году,19 лет назад)

-Кто главные герои повести?(семья Пахомовых)

(на примере этой семьи автор рассказывает о жизни ленинградцев годы войны.)

-Как называется первая глава книги? (Первый час войны)

-Как автор рассказывает о начале войны?

-Расскажите, как действовали члены семьи Пахомовых в начале войны?  

-Как город готовился к обороне? (Оборона- совокупность средств, необходимых для отпора врагу).

-Подберите синоним к слову оборона. (защита)

-В третьей главе мы узнаём о Ленинградском ополчении.    

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Посмотрите на иллюстрацию художника Д.Боровского( с. 9) и прочитайте отрывок из главы, который подходит к ней. (с. 7-8)                          (Ополчение- военное формирование в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах.)

-На что надеялись фашисты?

-Что пишет об этом автор? (с. 8)(чтение отрывка учеником).

-Город оказался в блокаде.

-Что такое блокада? Как вы понимаете значение этого слова?

-  Посмотрите на экран.

Слайд №6- Блокада- изоляция города путём нарушения его внешних связей. Цель блокады- истощение города и принуждение его к сдаче врагу.

-А что такое блокада в понимании самих ленинградцев?

Давайте посмотрим хронику тех лет.

(фрагмент документального фильма о блокадном Ленинграде)

-А теперь обратимся к тексту повести.

-Прочитайте, как автор описывает начало блокады.(с.14.)                  -К страшному слову «блокада» прибавилось слово « голод».

-Да, с 10 ноября Ленинградцы стали получать в день 125 г хлеба.

-Посмотрите, ребята, вот приблизительно такой величины были эти 125 г. (показать на тарелке кусочек  хлеба.)

-Ленинградцы слабели, многие умирали от голода.

 

8.-Кто из героев книги рассказывает об этих событиях?

..-Что вы знаете о семье Тани Савичевой?

Слайд№7- Фото Тани и её дневник.

-Прочитайте дневник Тани. Старайтесь читать осмысленно,

передайте  голосом то чувство горя, что испытывала Таня, записывая эти строчки.

(один ученик читает дневник Тани Савичевой).(с.14)

9.-Умирающую Таню вывезли из Ленинграда зимой 1943г.

по Дороге Жизни.

Слайд № 8.- Дорога жизни.

-Как автор нам рассказывает об этом?

-Вспомните главу о  Максиме Твердохлебе (с.15-19)

10- Что мы узнаём о семье    Пахомовых в это трудное время? (с.20)

-Последние главы повести посвящены прорыву блокады (с.25)

-Когда это произошло? (18 января 1943г, произошло соединение Ленинградского и Волховского фронтов.)

 

11-Какими словами автор заканчивает повесть? (с. 32)Прочитайте.

-Как вы думаете, почему Валерий Михайлович Воскобойников назвал повесть «Девятьсот дней мужества»? (Голод, бомбёжки не смогли сломить дух ленинградцев, выстоявших все 900 дней блокады. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей. Именно мужество защитников Ленинграда и воинов- освободителей спасло город.)

-Что означает слово «мужество»? (Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности).

12- Героизму защитников Ленинграда посвящено стихотворение А.Ахматовой « Мужество»

Слайд .№9- фотоА. Ахматовой и годы жизни (1889-1966)

(ученик читает наизусть )

                     Мужество.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

-Поэтесса Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. В этом далёком от фронта городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости.

13. В блокадном Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович написал знаменитую Седьмую симфонию, которую назвал «Героическая»

Слайд №10 - фотографии блокадного города.

(Звучит фрагмент Седьмой симфонии Шостаковича.)



  1. Итог

Учитель: В современное время не во всем мире, к сожалению, существует мир. Во многих уголках мира идёт война. Это: Сирия, Ливия, Афганистан, Судан, ЧАД, неспокойно в дружеской нам Украине. В последнее время в воздухе просто летают частицы войны, они нависают над нашей Россией, как дамоклов меч. Каждый день, приходя из школы, домой, включив телевизор мы видим войну в Украине, видим лица детей, у которых застыл страх в глазах, которые сейчас в 21 веке теряют своих родных родителей, братьев и сестёр. Мы видим боль в глазах прабабушек ,которые уже пережили однажды ,в детстве, ужас войны, и они боятся за нас ,своих правнуков и внуков, боятся ,что им доведётся на своём веку ещё раз наблюдать и быть свидетелями всего ужаса войны. Война – это разруха, голод, потери, боль, слёзы, смерть ,что происходит с миром, почему люди убивают друг друга? За что убивают маленьких детей, женщин, стариков? В чём они провинились? Кто нам ответит на эти волнующие нас вопросы? Может нам надо всем объединиться, чтобы не понимали головы фашистские организации, которые развивают цветные революции, уничтожают памятники войнам освободителям от фашизма .А ещё нам нужно всем помнить, какой ценой был завоёван мир. Помнить и никогда не забывать. Память – это сердце народное! Память – это бессмертие!

9мая 2020 года исполнится 75 лет со дня Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Дорогие ребята, Мы желаем вам счастья, любви, мира и чтоб на землю всегда согревало лучистое солнышко.

Все вместе возьмемся за руки и споем песню

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!

Тише солдат, слышишь солдат,
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят -
Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!

Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек.
Солнце навек, счастье навек -
Так повелел человек








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!