Классный час «Безопасность в Сети Интернет»
Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.
Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.
Задачи:
Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.
Выработать правила безопасного поведения в сети.
Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
Содержание
1. Введение
Вступительное слово
2. Основная часть
Приветствие.
Угрозы в сети. (Сообщения детей. Домашнее задание)
Спам и фишинг
Грубость в Интернете
Кибер-буллинг
Интернет-зависимость
Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете.
Рефлексия. Игровая ситуация. «Я взрослый». Представьте ситуацию, вы даете своим детям советы по безопасному и этичному поведению в сети. Ваши предложения?
Создание памятки по безопасному поведению в интернете
Введение.
Интернет – это безграничный мир информации. Он дал людям много положительных возможностей:
– главное преимущество этого ресурса – огромные возможности поиска разнообразной информации.
– коммуникативные возможности (расстояние между людьми сегодня резко сократилось, появилось больше возможностей для общения, быстрого обмена информацией);
– развлекательные (игры, видео и т.д.).
Однако, кроме хорошего, в виртуальном мире присутствует много негативного:
- мошенничество (доступ к паролям, конфиденциальной информации и т.д.)
-появление интернет-зависимости (интернет-сёрфинг, пристрастие к виртуальному общению и к виртуальным знакомствам)
-так же существует риск вовлечения в деструктивные группы
- негативные интернет-явления (кибербуллинг, троллинг и др.)
Троллинг (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении), когда Вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят.
Так же получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:
Буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство)
Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях - аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации».
Основные направленности деструктивных групп:
-экстремистские (провокацируют беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны),
-сектантсткие (имеющая своё учение и свою практику),
-аутоагрессивные (причинение вреда собственному телу).
-террористические.
Основы кибербезопасности.
проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей.
контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете.
чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты.
не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд.
не регестрируйтесь во всех социальных сетях без разбора.
всегда спрашивай родителей о непонятных тебе вещах, которые ты встречаешь в интернете.
не позволяйте себя запугивать и не беспокойте других с помощью фейковых аккаунтов.
Живи реальной жизнью, а не виртуальной!
Основная часть
Приветствие. «Расшифруйте свое имя».
Подберите на каждую букву своего имени слово, которое вас характеризует. На размышления дается лишь 2 минуты, достаточно расшифровать 2-3 буквы. Назовите имя и характеристики, которые вам удалось придумать. (Ответы учащихся: Светлана – активная, трудолюбивая…)
Угрозы в Сети. (Сообщения подготовлены учащимися в качестве домашнего задания)
Спам и фишинг
Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.
Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.
Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками. Как защитить себя от спама и фишинга?
Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»
Заведите себе несколько адресов электронной почты. Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.
Личный адрес электронной почты. Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.
«Публичный» электронный адрес. Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.
Никогда не отвечайте на спам.
Подумайте, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».
Своевременно обновляйте браузер.
Грубость в интернете. Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора»
Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете.
Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента.
Игровая ситуация «Невербальное общение» (Игровое упражнение в парах)
Ребята представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?..
Дети общаются, используя только смайлики …
Кибер-буллинг.
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.
Итак, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.
Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.
Несколько советов, для преодоления этой проблемы:
1. Не спеши выбрасывать свой негатив в киберпространство.
2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.
3. Храни подтверждения фактов нападений.
4. Игнорируй единичный негатив
5. Блокируй агрессоров.
6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения.
Интернет-зависимость.
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые дети стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали, проводя за компьютером от 6 до 8 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.
Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)
Защитите свой компьютер
Обеспечьте защиту секретной личной информации
Используйте надежные пароли и храните их в секрете.
Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете
Более безопасное использование социальных сетей
3. Рефлексия. «Я – взрослый!»
Ребята, представьте себя на месте ваших родителей.
Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?..
Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?..
Создание памятки по безопасному поведению в интернете.
Дети выписывают на стикеры самые главные советы по безопасности в сети и прикрепляют на баннер – памятку по безопасному и этичному поведению в сети Интернет.
Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!