СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Блокадная ласточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представления обучающихся начальной и основной школы о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; привлечь внимания к истории нашей Родины; способствовать воспитанию патриотических качеств через изучение героизма русских людей во время войны.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Блокадная ласточка"»

Классный час «Блокадная ласточка»

Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Формирующиеся ценности: патриотизм, сохранение исторической памяти и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

– проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;

– выражать эмоционально и вербально чувство сопереживания жителям блокадного Ленинграда.

Метапредметные:

– сравнивать жизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

– участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Оборудование: презентация, сценарий, аудиозапись.


Ход занятия

Часть 1. Мотивационная

Начинается классный час с анкетирования. Ответив на предложенные вопросы, обучающиеся говорят, какому событию будет посвящен классный час.

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города…среди них – город-герой Ленинград. О подвиге блокадного Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим.

18 января исполнилось 80 лет со дня начала прорыва блокады, а 27 января -79 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот день Российское правительство объявило Днем воинской славы России - днем снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г.

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа.

Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.


Часть 2. Основная

Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.

Прослушайте стихотворения о блокаде Ленинграда.

Сорок первый, сентябрь, восьмое число.

В этот день нас блокады огнём обожгло.

Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо

И что смерть нам уже заглянула в лицо.


Какие ключевые слова можно выделить в этом стихотворении?

О чем они говорят?

1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.

Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо.

Как жилось людям в блокадном городе?

Приходят к выводу, что жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

872 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней ада, боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли.  Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы.

На помойках валяется хлеб.

Как мне к этому относиться?

Нет с продуктами больше проблем,

Сыт народ! Этим надо гордиться!

Но и бедный, поев, и богатый

Недоеденный хлеб не бросали;

Как велось на Руси когда-то,

Крошки в рот с ладони ссыпали.

Хлеб, в помойках лежащий открыто

Для меня одно означает —

Память прошлого позабыта,

Память в сытости засыпает.

О чём говорит автор? Что означает выражение «память в сытости засыпает»? Как можно использовать сухой, несвежий хлеб?

Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.

В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио. Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ- стук метронома.       Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.


Часть 3. Творческая

Закончилась суровая зима 1942 года. А уже весной у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.
Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.

стихотворение (аудиозапись)

До настоящего времени не сохранилось изображения этого жетона, поэтому я предлагаю вам создать макет значка «Блокадная ласточка». Мы выберем лучший и сделаем по нему значок.


Часть 4. Заключительная

Мы сегодня с вами говорили о подвиге защитников Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, потому что понимаем, что нельзя забывать нашего прошлого, важно помнить героические страницы нашей Родины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!