СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Блокадный хлеб"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час Блокадный хлеб". Цель данного мероприятия: воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению; формирование знаний о Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Блокадный хлеб"»


Классный час в 5 классе

«БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»






Цели:

  1. Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;

  2. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

  3. Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Ход занятия:

Учитель:

Читает стихотворение О. Ф. Берггольца «Блокадный хлеб»

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб. И тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящен, 

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей) Да, ребята, 27 января - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».

Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

Страшное веяние нашего времени- мы перестали беречь хлеб! А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.

Ученик: чтение отрывка из стихотворения.

Не хлебом единым живет человек,

Но жизни без хлеба не мыслит.
Хлеб "головою" считали весь век,

Ему поклонялись, молились.
Он стоил копейки, голодных спасал
Был в семьях больших дефицитом…


Учитель: Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…

У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Учитель: Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ученица:

Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.

Ученица :

Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.

Учитель: Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Это много или мало?

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Ученик:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Учитель: Рассказ "Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова "900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Учитель: Кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:

«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года »
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года »
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Савичевы умерли» 
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»

Ученик:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала

Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Ученица: (под музыку «Реквиема» Моцарта)

У страничек страшные строчки,

Нет запятых. Только черные точки.

"Умерли все". Что поделать? Блокада...

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире,

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, длиннее дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых - только Таня.

В, маленьком сердце - столько страданья.

"Умерли все". Никого больше нет.

(в тишине зала продолжает звучать музыка )

Учитель: В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Ученица:

Время - лекарь.

И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает

Людская боль,

Над которой

Не властно время.

Вот опять

Через несколько лет!

Эта женщина

В День Победы

Не венок, не цветок, а хлеб

Принесла на могилу деду...

Учитель:

Сломя зловещий гул орудий

Пронеслась войны гроза.

Но всё также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

Но на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова:

Здесь лежат ленинградцы:

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб.

Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 граммов в сутки.

Ученик:

Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть — мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза.

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

 Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Учитель: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1743129 человек, в том числе 1448338 ленинградцев, 147291 жителей области, 147500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943 г. из города выехало около 20 тыс. человек. Решением Ленгорисполкома от 4 декабря 1943 г. комиссия была ликвидирована.

Ведущий:  В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Ученик:

Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь...
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?

Учитель: Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.

Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.

Учитель: Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Учитель: Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания.

Звучит песня «Блокадный хлеб» в исполнении Эдуарда Хиля

Под песню дети берут 125 грамм хлеба.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!