К ОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Подготовил: учитель начальных классов
Белик И.В.
Час общения на тему «Правила трудолюбивой семьи»
Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.
Задачи:
Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье.
Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности.
Методы: беседа, диалог, игра
Форма проведения: час общения.
Оборудование: распечатанные листы с заданиями и вопросами, плакаты с изображениями детей, выполняющих домашние обязанности.
Ход классного часа:
Организационный момент.
-Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь о всех нас.
Постарайтесь всё понять,
Что - то новое узнать.
С ЛАЙД (предложение)
Определение темы классного часа.
- Сегодня мы проводим с вами классный час. Тему его вам предстоит угадать, а для этого ответьте на несколько вопросов.
1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8)
2. Ребёнок моего отца, но мне не брат. Кто это? (Моя сестра)
3. Я сижу на берегу
Живописного пруда.
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда? (Без труда)
-А теперь подумайте, о чём были наши загадки? (О семье и о труде)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (О труде, о семье, о помощи в семье)
-Верно. Тема нашего общения: «Правила трудолюбивой семьи».
Сегодня мы с вами поговорим о семье, взаимоотношениях между членами семьи, о том, какие обязанности есть у членов семьи, какие обязанности есть у вас в семье.
С ЛАЙД «СЕМЬЯ»
-Ребята, а что такое семья? (ответы детей)
- Семья – это самые главные люди в жизни каждого человека. Это те, кого мы любим, уважаем, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. И конечно, в семье тебя всегда поддержат, помогут в трудной ситуации, дадут совет и будут с тобой и в радости и в печали.
Ребята, а что такое обязанность?
( Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
Домашние обязанности – это то, что выполняется обязательно, всегда, без предупреждения и напоминания.
- В семье у ваших родителей есть обязанности, которые они распределили между собой, но, по мере того как вы растёте, часть из них вы можете взять на себя.
-Зачем это нужно?
Когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, то чувствуют себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие.
Помогая родителям, вы облегчаете их труд, у них появляется больше свободного времени и это время родители могут провести с вами.
-Для чего нужны детские домашние обязанности?
(Они приносят пользу и взрослым и вам).
Как можно назвать людей, которые любят труд?
Трудолюбие - одно из важнейших качеств человека, скажите какие профессии вы знаете?
Чем вы любите заниматься? Вы любите помогать родителям?
Какие у вас есть обязанности дома?
Вас родители приучают быть более организованными, ответственными и самостоятельными. Готовят не бояться ответственности и за пределами дома. Готовят к взрослой самостоятельной жизни. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Семья - общий дом. А не место где, родители выполняют роль «обслуживающего персонала». В крепкой дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому, е сли у того возникли проблемы.
Конечно же, обязанности нельзя закрепить за каждым членом семьи навечно, а уж тем более они не могут быть разделены на «мои» и «твои». Это общие обязанности всех членов семьи, ведь в по-настоящему счастливых семьях, все её члены помогают друг другу и всё делают вместе. Мама готовит суп, а вы ей помогли почистить картошку. Вы убирались в своей комнате, а затем убрались во всём доме. И никто не будет обижаться на маму, если она, идя утром на работу, вынесла мусор, или на папу, который раньше всех пришёл с работы и починил кран.
О дним словом, чтобы ваша семья жила счастливо, выполнением домашних обязанностей нужно заниматься вместе.
Если вы действительно хотите помочь своим родителям в заботах по дому, не ждите пока они вас попросят что-либо сделать, а проявите собственную инициативу, ведь любая помощь по дому им будет только в радость, потому что семья – это ваш общий дом.
Задание:
Описать фотографию, где вы выполняете какую-нибудь домашнюю работу.
Игра «Незаконченные предложения». Давайте сейчас потренируемся. Я сейчас зачитаю несколько ситуаций каждому из вас по очереди. Нужно быстро принять решение и ответить, как нужно действовать в этой ситуации. Если остальные согласны с таким ответом, то аплодируют игроку, давшему ответ.
Ребятам раздаются листочки с предложениями, которые нужно закончить.
От третьего лица:
А) Когда Сергей пришёл домой, мама только что вернулась с работы. Ужин был ещё не готов. Тогда он сказал. .
Б) Мама долго укладывала маленького Сашу спать. Маша, старшая сестра, зайдя в комнату, увидела разбросанные Сашей игрушки и фантики от конфет. Маша подумала, что маме сейчас. . . . и . . .
В) Володя пришел из школы домой. На кухне увидел, что хлеба нет, а холодильник пустой. Скоро вернутся с работы родители. Володя . . .
Г) Денис любит делать мужскую работу, не потому что папа хвалит, просто он чувствует себя взрослее, ответственнее. Например, он . . .
Д) На огороде у Насти не засохнет ни один овощ, потому что она . .
Ж) После рабочего дня все устали и смотрели телевизор, только мама ушла, чтобы разогреть ужин и искупать младшую сестрёнку. Влад решил ей помочь, он . . .
Притча «Гвоздь воспитания».
«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец – Ведь на столбе не осталось и гвоздя.
-Гвоздей нет, а дырки остались – ответил сын».
Вопросы для размышления
-Что символизирует столб?
-Почему подросток заплакал
Данная притча – повествование о безответственности и о том, нет
прав без обязанностей.
Далее детям предлагается собрать из листочков со словами пословицы и поговорки про труд и лень.
Рефлексия.
-Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем вы задумались? Что для себя решили? Закончить наш классный час я хочу стихотворением Виктора Лунина: «Сами и Само».
Сами и само
Ничто Никогда
Не выходит Само.
Само Не приходит
К нам на дом Письмо.
Само Не способно
Смолоться Зерно.
Само Стать костюмом
Не может Сукно.
Само Не умеет
Свариться Варенье.
Само Не напишется
Стихотворенье.
Мы делать всё это
Обязаны Сами —
Своей головой
И своими руками!