СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?», 12.09.2022

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеурочного занятия "Что мы Родиной зовем" для учащихся 5-7 классов, 12.09.2022.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?», 12.09.2022»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»

Цель занятия:

Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.

Комплект материалов:

 сценарий,

 методические рекомендации,

 видеоролик,

 распечатанный файл с фрагментами словарных статей,

 комплект интерактивных заданий.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся

Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение. Рефлексия

Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

1. Мотивационный этап (не более 5 минут).

Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Демонстрация видео (дикторский текст)

В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.

У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.

Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.

Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В родном доме и стены помогают.

В дом, где смеются, приходит счастье.

Всякий дом хозяином держится.

И малый дом большим трудом славится.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.

Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)

Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.

Задание. Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

1.Толковый словарь Ожегова

РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля.

РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой.

Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова

РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь.

РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?

Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Командная работа

Работа с интерактивным заданием № 1.

Работа с пословицами – копилкой народной мудрости (Установление соответствия)

В копилке народной мудрости – пословицах – выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.

Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде. (Количество разыгрываемых категорий выбирает учитель – для 5 классов можно предложить 2-3 категории, для более старших классов – все, в зависимости от подготовки класса).

1 категория. «Символы России».

Вопрос стоимостью 10 баллов: В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ?

Белый, синий, красный

Вопрос стоимостью 20 баллов: Какая птица и какой святой изображены на гербе России?

Двуглавый орёл и Георгий Победоносец

Вопрос стоимостью 30 баллов: Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей?

Шапка Мономаха

Вопрос стоимостью 40 баллов: Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?

Сергей Михалков, Александр Александров

Вопрос стоимостью 50 баллов: Как называется свод законов, по которым живет страна?

Конституция

2 категория. «География России»

Вопрос стоимостью 10 баллов: Сколько часовых поясов в Российской Федерации?

- 11

Вопрос стоимостью 20 баллов: Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем, что из него вытекает всего лишь одна река, а впадает 336.

Байкал

Вопрос стоимостью 30 баллов: Самым высоким зданием Европы считается …

Лахта центр, Санкт-Петербург

Вопрос стоимостью 40 баллов: Какие горы России являются самыми древними?

Уральские

Вопрос стоимостью 50 баллов: Какой океан не омывает Россию?

Индийский.

3 категория. «История России»

Вопрос стоимостью 10 баллов: Какое самое древнее название нашей страны?

Русь

Вопрос стоимостью 20 баллов: Как назывался предмет, который использовался нашими предками для защиты от злых сил?

Оберег

Вопрос стоимостью 30 баллов: Как звали первого князя?

Рюрик

Вопрос стоимостью 40 баллов: Орган власти в средневековой Руси, который занимался вопросами войны и мира, избранием князей и принятием законов?

Вече

Вопрос стоимостью 50 баллов: Кто стоит во главе Русской православной церкви?

Патриарх

4 категория «Праздники России»

Вопрос стоимостью 10 баллов: Когда отмечается День Победы над фашизмом?

9 мая

Вопрос стоимостью 20 баллов: Какого числа православные России празднуют Рождество Христово?

В ночь с 6 на 7 января

Вопрос стоимостью 30 баллов: Во время какого праздника на Руси проводились кулачные бои и пеклись блины?

Масленица

Вопрос стоимостью 40 баллов: Город, родина российского Деда Мороза?

Великий Устюг

Вопрос стоимостью 50 баллов: Чтобы сберечь русскую культуру, в особенности язык, в нашей стране ежегодно 24 мая отмечают праздник в честь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Назовите его.

День славянской письменности и культуры

5 категория «Имена России».

Вопрос стоимостью 10 баллов: Его называют «солнцем русской поэзии». Кто он?

А. С. Пушкин

Вопрос стоимостью 20 баллов: Этот человек первым полетел в космос. Кто он?

Ю. А. Гагарин

Вопрос стоимостью 30 баллов: Первый в истории император Российского государства, реформировал страну, построил флот, основал город на Неве.

Пётр Первый

Вопрос стоимостью 40 баллов: Великий учёный, литератор, естествоиспытатель, сделавший открытия во всех этих сферах. Основатель Московского университета, первый русский академик.

М.В. Ломоносов

Вопрос стоимостью 50 баллов: Знаменитый иконописец, основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонным образцам иконописи. Следующее за ним поколение художников буквально училось по его работам

А. Рублев

Учитель: Пока подводятся итоги игры, хочу отметить, что независимо от набранных баллов вы все молодцы, потому что много знаете о географии, истории и культуре нашей страны.

3. Заключение. Рефлексия (4-5 минут)

Учитель. О людях, которые любят свою родину, чтут её традиции, уважают свой народ и трудятся на её благо, говорят, что они патриоты своей страны. И каждый из нас может сделать что-то важное и полезное для своей родины. У вас на партах лежат листочки. Я хочу, чтобы вы продолжили фразы:

В России я люблю …

Я хочу быть полезным своей стране в …

Я горжусь тем, что Россия …

В России я уважаю …

Или придумали и написали свои, ответив на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»

Как только закончите, прикрепите листочки к берёзке, которая традиционно является символом России.

Для оформления классного уголка подготовьте рисунок или сделайте коллаж на тему «Что мы Родиной зовем?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!