ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия:
Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеоролик,
распечатанный файл с фрагментами словарных статей,
комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Демонстрация видео (дикторский текст)
В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.
У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.
Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.
Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родном доме и стены помогают.
В дом, где смеются, приходит счастье.
Всякий дом хозяином держится.
И малый дом большим трудом славится.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Задание. Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
1.Толковый словарь Ожегова
РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля.
РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой.
Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова
РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь.
РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Командная работа
Работа с интерактивным заданием № 1.
Работа с пословицами – копилкой народной мудрости (Установление соответствия)
В копилке народной мудрости – пословицах – выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде. (Количество разыгрываемых категорий выбирает учитель – для 5 классов можно предложить 2-3 категории, для более старших классов – все, в зависимости от подготовки класса).
1 категория. «Символы России».
Вопрос стоимостью 10 баллов: В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ?
Белый, синий, красный
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какая птица и какой святой изображены на гербе России?
Двуглавый орёл и Георгий Победоносец
Вопрос стоимостью 30 баллов: Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей?
Шапка Мономаха
Вопрос стоимостью 40 баллов: Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?
Сергей Михалков, Александр Александров
Вопрос стоимостью 50 баллов: Как называется свод законов, по которым живет страна?
Конституция
2 категория. «География России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Сколько часовых поясов в Российской Федерации?
- 11
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем, что из него вытекает всего лишь одна река, а впадает 336.
Байкал
Вопрос стоимостью 30 баллов: Самым высоким зданием Европы считается …
Лахта центр, Санкт-Петербург
Вопрос стоимостью 40 баллов: Какие горы России являются самыми древними?
Уральские
Вопрос стоимостью 50 баллов: Какой океан не омывает Россию?
Индийский.
3 категория. «История России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Какое самое древнее название нашей страны?
Русь
Вопрос стоимостью 20 баллов: Как назывался предмет, который использовался нашими предками для защиты от злых сил?
Оберег
Вопрос стоимостью 30 баллов: Как звали первого князя?
Рюрик
Вопрос стоимостью 40 баллов: Орган власти в средневековой Руси, который занимался вопросами войны и мира, избранием князей и принятием законов?
Вече
Вопрос стоимостью 50 баллов: Кто стоит во главе Русской православной церкви?
Патриарх
4 категория «Праздники России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Когда отмечается День Победы над фашизмом?
9 мая
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какого числа православные России празднуют Рождество Христово?
В ночь с 6 на 7 января
Вопрос стоимостью 30 баллов: Во время какого праздника на Руси проводились кулачные бои и пеклись блины?
Масленица
Вопрос стоимостью 40 баллов: Город, родина российского Деда Мороза?
Великий Устюг
Вопрос стоимостью 50 баллов: Чтобы сберечь русскую культуру, в особенности язык, в нашей стране ежегодно 24 мая отмечают праздник в честь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Назовите его.
День славянской письменности и культуры
5 категория «Имена России».
Вопрос стоимостью 10 баллов: Его называют «солнцем русской поэзии». Кто он?
А. С. Пушкин
Вопрос стоимостью 20 баллов: Этот человек первым полетел в космос. Кто он?
Ю. А. Гагарин
Вопрос стоимостью 30 баллов: Первый в истории император Российского государства, реформировал страну, построил флот, основал город на Неве.
Пётр Первый
Вопрос стоимостью 40 баллов: Великий учёный, литератор, естествоиспытатель, сделавший открытия во всех этих сферах. Основатель Московского университета, первый русский академик.
М.В. Ломоносов
Вопрос стоимостью 50 баллов: Знаменитый иконописец, основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонным образцам иконописи. Следующее за ним поколение художников буквально училось по его работам
А. Рублев
Учитель: Пока подводятся итоги игры, хочу отметить, что независимо от набранных баллов вы все молодцы, потому что много знаете о географии, истории и культуре нашей страны.
3. Заключение. Рефлексия (4-5 минут)
Учитель. О людях, которые любят свою родину, чтут её традиции, уважают свой народ и трудятся на её благо, говорят, что они патриоты своей страны. И каждый из нас может сделать что-то важное и полезное для своей родины. У вас на партах лежат листочки. Я хочу, чтобы вы продолжили фразы:
В России я люблю …
Я хочу быть полезным своей стране в …
Я горжусь тем, что Россия …
В России я уважаю …
Или придумали и написали свои, ответив на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»
Как только закончите, прикрепите листочки к берёзке, которая традиционно является символом России.
Для оформления классного уголка подготовьте рисунок или сделайте коллаж на тему «Что мы Родиной зовем?»