СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час День Конституции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час День Конституции"»

Классный час «День Конституции»

Цели и задачи: дать представление о Конституции; сформировать понятия «закон, право, обязанность»; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование: презентация, картон, клей, полоски белого, красного, синего цветов.

1. Поздравление с началом учебного года.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы вновь все собрались после долгих летних каникул.

Пролетело лето, как комета.

Листья на деревьях пожелтели,

Кончились каникулы и лето,

Птицы лишь пока не улетели.

Прозвучал знакомый школьный вальс,

На уроки, приглашая вас.

2. Постановка темы и цели урока

Очень много стран на свете. Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(возможные ответы)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент

Главных много, выбирайте! Там – король, здесь президент.

Только главным во всех странах будет все же лишь один –

Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!

- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)

- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?

- Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)

- Во сколько лет это происходит? (в 14 лет)

- Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные права)

- Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)

- Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:

- А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы, какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?

Сегодня на классном часе мы познакомимся с основным законом государства – Конституцией РФ. СЛАЙД №1

3. Открытие новых знаний.

Когда и как была принята Конституция РФ? СЛАЙД №2

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В этом году мы будем отмечать 20-летие принятия Конституции РФ.

• Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

  • Поговорим о наших правах. СЛАЙД №3

Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?

– ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ

У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?

- ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?

- ПРАВУ НА ОТДЫХ

Вспомним 4 декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?

- ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.

- А со сколько лет гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)

- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

- ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

- ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

- Как часто мы пользуемся этими правами?

- Являются ли важными права в нашей жизни?

Подумаем, если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать. К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан. СЛАЙД №4-7

- Каким правом пользовался каждый из вас? (Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)

- Итак, мы с вами говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей перед государством.

  • Обязанности граждан

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

(обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.)

- Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции? СЛАЙД №8

  • Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

  • Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности?(обязанности ученика, домашние обязанности)

- Кому сложнее всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)

- Почему? (Им тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)



Игра «Да – нет!» Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!

– Защищён ли человек законом? Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!

– Может ли человек владеть имуществом? Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? Да!



В соответствии со ст. 70 Конституции РФ закреплена символика нашего государства.

Все мы должны граждане страны, поэтому должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их (флаг, герб, гимн)

  • Что представляет собой государственный флаг? Форма?

Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?

Вот так выглядит флаг РФ СЛАЙД №8

Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?

1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.

2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.

3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

  • Следующий символ – это герб. СЛАЙД №9

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах

. -Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.

- Что представляет собой Государственный герб России? Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

  • Следующий символ – это гимн СЛАЙД №10

Гимн – это торжественная песня в честь государства. Музыка – Георгия Александрова. Текст – Сергея Михалкова.

-Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ? Где мы можем услышать гимн?

Слушаем гимн

- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

  • Глава государства

-Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)

- Кто знает, как его зовут? (Путин Владимир Владимирович) СЛАЙД №11

- Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры. В Конституции записаны права и обязанности Президента. Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России. Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

4. Итог.

Сегодня мы познакомились с главным законом РФ.

– Как он называется?

- Когда празднуют День Конституции?

- О чём говорится в главном законе страны?



5. Инструктаж по ТБ (ПДД, правила поведения в школе, во внеурочное время)

6. Краткая беседа по ЗОЖ (режим, прогулки, занятия спортом, правильное питание и др.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!