СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " День Жаворонка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит школьников с народными традициями, фольклором , учит изготовлению обрядовых кукол "мартиничек".

Просмотр содержимого документа
«Классный час " День Жаворонка"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Зенинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»




















Открытый классный час в 7 классе



«День Жаворонка»





Подготовила

классный руководитель :

Пушкарёва Т.В.






























Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...


В.А. Сухомлинский.





Тема: «День Жаворонка»

Цель: знакомство с традициями славянского праздника «День Жаворонка»

Задачи:

  1. Знакомить с особенностями праздника «День Жаворонка» (песнями-веснянками, закличками весны, игрой «Ручеек», обрядовым деревом, куклой-мартиничкой, птицей жаворонок).

  2. Учить изготавливать жаворонков из теста, кукол–мартиничек из ниток.

  3. Расширять кругозор учащихся.

  4. Воспитывать уважение и интерес к культурным традициям наших предков.

  5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Форма: фольклорный праздник

Возраст детей: 12-13 лет

Действующие лица: ведущие -7чел.

Оборудование: 2 стола, ноутбук, деревце, цветные широкие (детям) и узкие ленты (для дерева), блюдо с испеченными жаворонками, тесто для лепки, картон для лепки, изюм, куклы-мартинички, два клубка шерстяных ниток (белый и красный), шаблоны для изготовления кукол, ножницы; деревянные игрушки, поднос (для украшения стола).



Ход:



Звучит музыка (Звучит фольклорная музыка»). Ведущие хлопают в ладоши, встречая входящих гостей. Ведущая приветливо встречает и приглашает встать в круг:

- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите!

Постоим кружком да поговорим ладком!

- А, поговорим мы сегодня о таком радостном и долгожданном денёчке – Жаворонке! Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.

Звучит композиция «певчих птицы в лесу».

Ведущий 1:

- В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольётся,

 Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетят,

Тогда и весна придёт.


Ведущая 2: 

- Ребята,  А какие вы знаете приметы весны? (Ответы детей). Правильно! Удлиняется день, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.

Ведущий 3: 

-  На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - Красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. По народным представлениям весна сама не придет - ее нужно пригласить. Весна могла быть и ранней, и поздней. Поздняя весна приносила голод. Поэтому на Руси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны. Вот и зазывали раньше весну, распевая заклички и веснянки. Давайте, вместе, послушаем как дети в старину весну кликали. (Звучит запись старинной весенней заклички «Вы – сорыки- жавороныки»).

Ведущий 4: 

- А теперь я расскажу вам, что же это за праздник такой – «Жаворонки»! Старинный славянский праздник «Жаворонки» празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает весна, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод - уходить. В этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

(Звучит пение жаворонка)

Ведущий 5: 



 По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе. На «Жаворонки» в деревнях, а иногда и в городах, рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну! А теперь давайте все вместе позовем жаворонков!

Все, кто стоит в кругу, берутся за руки и начинают движение по кругу, произнося слова:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Старинная песня о жаворонках (Детский фольклор)

Ведущая:

- А сейчас, гости дорогие, мы хотели бы вас угостить свежеиспеченными жаворонками! (Вносит поднос, раздает жаворонков).



Игра «Ручеек» Звучит композиция «Журчание ручья, пение птиц» (сборник «Звуки природы»)

Ведущий 6:

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеёк». «Ручеёк» - это старинная игра, которая обозначала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Давайте встанем парами, возьмемся за руки и поднимем их вверх, чтобы получился ручеёк. (Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару.) Кто остался один, тот и водит, выбирая себе пару для хоровода. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…


Обрядовое дерево

Ведущий 3:

- Праздник встречи Весны проводили у наряженного деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, при этом загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится. Обрядовое деревце носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где кликали весну и водили вокруг него хоровод. (Вносит обрядовое деревце, предлагает украсить его цветными лентами и загадать желание).


После угощения Ведущая приглашает всех на мастер-класс.

Дорогие гости, а сейчас давайте все вместе попробуем изготовить кукол-мартиничек.





























Мастер-класс: Изготовление кукол-мартиничек.

Звучит композиция Эдварда Грига «Утро в лесу».


Ведущий 7:

- Встречая Весну, не только пекли жаворонков из теста, но и делали весенних кукол - мартиничек. Это маленькие, размером с пальчик или ладонь, куколки, которые носились на одежде или вывешивались как украшение на деревья или забор. Мамы делали мартинички всем членам семьи, домашнему скоту и на урожай. Их вяжут парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и красного солнышка. Ещё белый цвет олицетворяет мужскую силу, а красный – женское здоровье, все вместе – возможность продолжения рода, плодородие земли, добрый приплод скота. Теперь их можно прикрепить на одежду, можно подарить близким. Носились такие куколки до появления первых весенних цветов. Затем мартиничек вешали на фруктовые деревья, где их раскачивает и вертит весенний ветер. До сих пор эта традиция сохранилась в Болгарии. Мы, восточные славяне, вполне можем ее восстановить в своей семье.

Ведущая :

- Гости дорогие, я очень хочу, чтобы вы не забывали праздник «День Жаворонка», а каждый год по старой традиции встречали Весну-Красну!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!