СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дети огненных лет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Дети огненных лет" разработан для обучающихся 9-11 классов. Основная цель - это воспитание в подрастающем поколении гордости и уважения к прошлому своего Отечества на примерах художественных произведений, исторических фактов и воспоминий пожилых людей, переживших в детстве все тяготы войны.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дети огненных лет"»

Классный час «Дети огненных лет»

(9-11 классы)

Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; 
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера;
Задачи: 
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; 
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. 


Ход мероприятия


(ГОЛОС ЛЕВИТАНА О ВОЙНЕ)

1 вед. – Что хотел сказать диктор?

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

А что мы знаем о детях войны? А что мы можем узнать о тех, чье детство пришлось на страшные годы? (работа с картой)

2 ВЕД. 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны! Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

( ТАНЕЦ «ДЕТИ ВОЙНЫ»)

1 ВЕД. «Я родом из детства»,- сказал когда-то Антуан де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц». А какое было детство у ребят-свидетелей Великой Отечественной войны?

2 ВЕД. Кто-то родом из детства... Я — из войны, Из блокадного бедствия, из его глубины. Влюблена была в небо, но небо меня Обмануло нелепо. Среди белого дня С неба падали бомбы, разрушали дома. Поднялась из обломков, как — не знаю сама. А друзья не успели. Мне жалко друзей. Хорошо они пели в первой роте моей. Были родом из детства все друзья у меня, Не могу я согреться без них у огня.



1 ВЕД. Мы сегодня узнаем, как жили:

  • Дети в блокадном Ленинграде;

  • Дети под оккупацией у немцев;

  • Дети в концлагерях;

  • Дети пионеры – герои;

  • Дети в тылу.

2 ВЕД. Дети военных лет. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник – “Цветок жизни”, в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”. Фашисты окружили город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось! Почти 900 дней длилась блокада, но наш народ выстоял.

1 ВЕД. Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера, связывала Ленинград с Большой землёй. По ней везли продовольствие, медикаменты, горючее. Из Ленинграда эвакуировали жителей блокадного города, женщин, стариков, детей. Но около 2,8 млн. человек не успели уехать. В осаждённом городе осталось более 400 тыс. детей

(ВИДЕО «Письма Тани Савичевой»)

ВЕД. 2 Дети под оккупацией у немцев.

Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.

ВЕД.1. Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество.

ВЕД.1. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Дети плакали возле трупов своих матерей, их расстреливали или они умирали от голода.

ВЕД.2. А иногда жителей собирали за деревней, выстраивали на краю оврага и массово расстреливали автоматными очередями.

(СТИХОТВОРЕНИЕ «ВАРВАРСТВО»)

ВЕД. 1 Дети в концлагерях .

Оставшихся в живых женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в тюрьмы и концлагеря.

ВЕД 2. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

ВЕД 1. Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.

ВЕД 2. На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

ВЕД. 1. При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

ВЕД. 2. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

(ВИДЕО О КОНЦЛАГЕРЯХ)

ВЕД. 1 Дети пионеры – герои.

Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды. Это были пионеры-герои, герои-антифашисты.

ВЕД. 2. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Это герои Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Володя Дубинин и др.

(ВИДЕО БУКТРЕЙЛЕРА ИЗ К/Ф «ИВАН»)

ВЕД. 1 Дети в тылу.

Оставшиеся в тылу дети старались, как могли, помочь взрослым. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, работали на почте, поставляли оружие фронту. Более 5 тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за доблестный труд.


ВЕД. 1 Они, дети огненных лет – так зовут это поколение. Война не пощадила их детства.


( Интервью с приглашенными пожилыми людьми, пережившими военное время)


ВЕД. 2 А сейчас, мы выразим общую память о великой Победе. Запустим акцию «Георгиевская лента». Георгиевская лента – это символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших, а также чтут и помнят людей, на чью долю выпали эти страшные годы.


(ЗАПУСК ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКИ)


ВЕД. 2 В войну  тогда  мальчишки  не играли,
      Война  играла  с малыми детьми,
      Они-то   детства просто не  видали,
      Себя  считая   взрослыми людьми.

  В войну за Родину  сражался каждый,
    в ответе   были за  судьбу  страны 
   Давайте мы “спасибо”  вместе скажем
   Тыловикам    и  детям   той   войны!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1, 2 ВЕД. пишут на белом панно: «СОЛНЕЧНОМУ МИРУ ДА!ДА!ДА!»

Фото на память









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!