«Что такое дружба?»
Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.
Задачи:
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
исследовать самооценку учащихся;
познакомить учащихся с правилами дружбы;
воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация, бланк для диагностики самооценки, памятка “Правила дружбы”, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, иголка с ниткой (для педагога).
Ход мероприятия
- Здравствуйте, меня зовут Борисова Ангелина Владимировна, сегодня я проведу у вас классный час.
/Слайд 2/
- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба?
Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”.
/Слайд 3/
- А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «дружба» дал Владимир Иванович Даль: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” . На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей). Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
/Слайд 4/
- Существует множество пословиц и поговорок о дружбе. Давайте подберем к каждой пословице окончание.
/Слайд 5/
- По каким признакам и качествам мы узнаем настоящего друга? Назовите эти качества. (По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).
/Слайд 6/
- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.
Игра “Пусть встанут те, кто….”
Я буду называть характеристику, которая присутствует у большинства из вас. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. У кого из вас присутствует данная характеристика, должны встать.
Пусть встанут те, кто любит читать книги, кто умеет кататься на коньках, кто считает себя доброжелательным, ответственным, у кого дома есть собака, кто любит ходить в школу.
- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?
/Слайд 7/
- Сейчас я вам прочитаю сказку о дружбе и её потере
/Слайд 8/
Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью /Слайд 10/ и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.
- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.
- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
/Слайд 9/
“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.
/Слайд 10/
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.
- Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:
/Слайд 11/
“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.
“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.
/Слайд 12/
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.
/Слайд 13/
На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
/Слайд 14/
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
/Слайд 15/
- Одно только уничтожит их дружбу ...
- Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
/Слайд 16/
“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.
/Слайд 17/
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
- О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).
/Слайд 18/
- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).
- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?
/Слайд 19/
- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе?
- Давайте прочитаем памятку «Правила дружбы» , она у каждого есть на столах (читают)
-Вы согласны с этими правилами?
- Эти правила закреплены печатью и их необходимо выполнять.
/Слайд 20/
Моделирование ситуации.
На экране вы видите различные ситуации. Я предлагаю вам представить, как бы вы поступили в той или иной ситуации.
Если бы я обидел своего друга, то я…
Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
Если бы мой друг обидел меня, то я…
Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
Если бы мой друг получил двойку, то я…
Если бы у меня были конфеты, то я…
Если бы у меня была интересная игра, то я…
Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
/Слайд 21/
Давайте посмотрим с вами фрагмент из мультфильма “Маша и Медведь” - “Ловись рыбка”.
- Представьте себе, что вам, как и Маше, удалось поймать Золотую рыбку. Маша загадала два желания для себя и одно для своего друга. Что бы вы попросили у рыбки для себя? А что для своих друзей?
/Слайд 22/
Практическое задание “Дружные ладошки”.
- Ребята, возьмите цветные листы, которые я каждому раздала, положите на них свою ладошку, обведите её и вырежьте. Это ваша ладошка дружбы. Напишите на ней своё пожелание для Золотой рыбки, что вы попросили для своих товарищей.
ПЕСНЯ
На доске висит плакат «Дружные ладошки», подходите по парам к доске и приклеивайте их на этот плакат. Эти ладошки будут символом вашей дружбы.
ПЕСНЯ
Подведение итога.
- Ребята, что же сегодня мы с вами узнали? (Сегодня мы с вами узнали, что же такое настоящая дружба, составили Правила дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей).
- Если вам сегодняшний классный час понравился, покажите мне солнышко, если нет, то покажите тучку.
- В заключение нашего классного часа предлагаю вам посмотреть клип группы “ на песню “Дружба”.