СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для 4 класса "Курск-город воинской славы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Академик Д.С. Лихачёв писал: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи-задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь,эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству". Данный классный час повышает интерес детей к истории Отечества, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Классный час для 4 класса "Курск-город воинской славы"»

6


Классный час в 4 В классе Учитель: Ястремская Л.В.

Посвященный 72 –й годовщине освобождения Курска от немецко-фашистских захватчиков. 

Тема классного часа: «Курск - город воинской славы» 

 Цель: восстановить хронологию военных событий, связанных  с захватом и оккупацией Курской области.

 Задачи: познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе;

                   воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию. 

Оборудование: мультимедийный проектор, авторская презентация.

 

Ход классного часа

 1 ученик: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

          Стали тихими наши дворы,

          Наши мальчики головы подняли,

          Повзрослели они до поры.

          На пороге едва помаячили

          И ушли за солдатом солдат.

          До свидания, мальчики, мальчики,

          Постарайтесь вернуться назад.


 2 ученик: Мы по дорогам пыльным с боем шли.

          От бомб земля дрожала, как живая.

          Мы каждый метр своей родной земли

          Отстаивали, кровью поливая.


 3 ученик: Когда от бомб, казалось, мир оглох,

          И друг мой пал из нашей роты первым,

          Я знал: нужны не слёзы и не вздох,

          А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы.


 4 ученик: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

          В атаку шёл – других не гнулся ниже.

          Шёл смело в бой не потому, что смел,

          А потому, что трусость ненавижу.


 5 ученик: Свинцовая метелица мела,

          Рвались снаряды, мины завывали.

          И песня нашей спутницей была

          В бою. В походе. На ночном привале.

  Учитель: Прочитаем тему нашего классного часа. (Слайд №1) О чём пойдёт речь?

-Вот дата, которая соответствует началу Великой Отечественной войны. (22июня1941года) (Слайд №2)

- Кто развязал эту страшную войну? 

- Следующая дата идёт по хронологии? (29августа1941года) (Слайд№ 3)

- Это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в нашем городе. 

- Какая страница следует дальше? (август-октябрь 1941года) (Слайд №4)

- В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды?(они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов , ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах). 

- Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска. 



- Враги двигались с северной стороны(где сейчас п. Щетинка).Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2ноября город был полностью в руках захватчиков. 

- Какой самый длинный временной отрезок  представлен на слайде?

(Слайд №5) (с 3 ноября1941 года по 7февраля 1943 года)

- Это самая страшная и горькая страница в истории нашего города – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты.

- Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк, 96%школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам. Это страшное время длилось 15 месяцев.

Какая дата стала переломной в истории оккупации нашего города?

(8 февраля 1943 года) (Слайд №6).

- Как вы думаете, что это за дата?

- В ночь на 7 февраля1943года командующий 60 армии генерал-майор Иван Данилович Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием Степана Николаевича Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»

С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник.

К вечеру 8февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.

(Слайд №7) 

Ученик: Стоял мой Курск в огне, разрушен,

                И облака были черны.

                Но он не сломлен, не задушен

                Рукой безжалостной войны.

                Дома смотрели на расстрелы,

                Дрожали, плача от беды.

                Кричали вихри и метели,

                И тихо пели соловьи.

                Но жизнь вернулась в город славный,

                Измученный, но не пустой…

                Теперь я знаю – самый главный

                Был подвиг стойкости людской.

                                                           А .Волщукова

   Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Так, в самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек, у хлебозавода 5. Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать.

  Здание Филармонии (фото) в 1941году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943года на его балконе выступал командир 60 армии (Черняховский), освобождавший Курск. (Слайд №8)

  Краеведческий музей внешне не пострадал, но был разграблен. Его экспонаты вывезены в Германию. (Слайд №9)

  Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат. (Слайд №10)

 - Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась. Что вы знаете о Екатерине Зеленко?

         (Сообщения обучающихся)

Екатерина Ивановна Зеленко была лётчицей. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза. (Слайд №11)

Её именем названа одна из улиц нашего города. Но у нас в городе есть ещё улицы, названные в честь Героев Советского Союза. Об этом нам сейчас расскажут ребята.

Николай Фёдорович Ватутин (Слайд №12)

Родился 3 октября 1901 года в селе Чепухино Белгородской области.

Н.Ф. Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника.

29 февраля 1944 года во время выезда в войска был смертельно ранен. Похоронен в Киеве. За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова I степени, Кутузова I степени, а также иностранным орденом.

Сонин Иван Егорович (Слайд №13)

Родился 3.02.1914 года в селе Докторовка-Кузнецовка (ныне Дмитриевский район) Курской области в крестьянской семье. Во время ВОВ с 1942 года Иван Егорович активно участвует в боевых действиях, уничтожает огневые точки противника. За боевые заслуги 8марта 1943 года его награждают Орденом Красной Звезды.

Во время сражения на Курской дуге лейтенант Сонин командует 4-ой батареей 6 артполка. В районе деревни Протасово (Покровский район Орловской области) артиллеристы во главе с Иваном Сониным, находясь на открытой огневой позиции мужественно сражаются с противником. Они подбивают 5 вражеских танков. Сонин получает ранение, но несмотря на это, продолжает вести бой. Бойцы, воодушевленные его мужеством и храбростью ведут огонь по танкам и автоматчикам противника. Они подбивают еще один вражеский танк, и примерно в это же время прямым попаданием снаряда немцы убивают лейтенанта Сонина.

Артиллеристы открывают шквальный огонь и вынуждают фашистов отступить. Благодаря этому батарея удерживает занимаемые позиции.

Николай Григорьевич Пигорев (Слайд №14)

Родился в 1925 г. в селе Мосальское Воронежской области в семье крестьянина. В раннем детстве вместе с родителями переехал в Курск, где учился в школе № 4.

 В Советскую Армию призван в марте 1943 г. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1943 г. Награжден орденом Красной Звезды. В бою за деревню Романовку Збаражского района Тернопольской области 21 марта 1944 г., прикрыв своим телом вражеский пулемет, был смертельно ранен. Умер 23 марта 1944 г.

26 апреля 1944 г. автоматчику   отдельной   разведывательной роты гвардии рядовому Пигореву Николаю   Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (ему было 19 лет). 

- Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?

 - В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?

 - Самый большой – Мемориальный комплекс памяти павших в 1941-1943гг. Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём. (Слайд №15)

 - На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя.

(Слайд №16) 

         – Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания.  (Слайд №17)

Ученик:  Грудной свой возраст помним мы едва ли,

                 У Сейма мы живём на берегу.

                 Мы здесь росли, отцы здесь воевали

                 И разогнули Курскую дугу.

                 Друзья! Давайте утверждать заранее:

                 В любое время и в любом году –

                 У всей планеты славные куряне

                 Всегда и всюду будут на виду.                             М. Светлов

 - На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его.

(Видеоклип на песню «Журавли»)

 Список литературы:


 1. История и современность Курского края./Под ред. Б.Н.Королёва. Курск.1998г.

2. Курск.Фотоальбом./Сост. Гуданова В.А.-М.:1992г.

3. Курская область. Экономико-географический очерк. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1965г.

4. Левченко В.В., Грива В.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.

5. Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Чернозёмное изд.: Воронеж.1975г.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!