Классный час для младших школьников с проявлениями тревожности
(сказка «Как лошадка Лу стала храброй»)
Описанная ниже работа будет полезна для школьников в плане профилактики немотивированных страхов, расширения их эмоционального опыта в ситуациях межличностного взаимодействия. Для работы понадобится «волшебный туннель» (несколько столов сдвинуты вместе и на них накинута ткань до самого пола), черный картон, ножницы, скотч, клубок толстых ниток.
Перед началом работы психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они запомнили из того и использовали как новый опыт. Психолог уточняет, помогло ли им* в жизни то, чему они научились в прошлый раз.
Вводный комментарий
Дорогие ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в увлекательное путешествие. Но чтобы попасть в сказку, необходимо пройти через волшебный туннель. Задание это непростое. Помогайте друг другу, поддерживайте товарищей добрым словом, хлопками в ладоши. Покажите, как вы будете помогать своим одноклассникам.
Вот мы и оказались в сказочной стране! Молодцы, ребята, вы хорошо помогали друг другу, проявили настоящую храбрость, когда проходили через темный туннель.
А теперь пришло время послушать удивительную историю.
Сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его успокаивала:
Но они почему то не находились... Ослик Ра уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей никого. «Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет»,- думал Ра.
И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудесные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.
Ослик, перепрыгивая через три ступеньки, вылетел во двор и
подошел к незнакомке.
Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А тебя как?
Ра? Очень странное имя.
Это сокращенно. А вообще-то, по-настоящему мама назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому можно просто Ра.
А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому что я родилась беленькой, и той ночью на небе сияла огромная белая луна.
Здорово! Лу, давай с тобой дружить.
Я боюсь.
Чего ты боишься? Дружить?!
Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень больно.
Да никогда в жизни! - заверил ослик.
Давай играть в догонялки! - весело предложил Ра.
Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу.
Ра с удивлением посмотрел на лошадку.
Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне отличные краски.
Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будут ругать родители.
- Послушай, Лу, что ты все заладила: боюсь...боюсь...боюсь... А есть ли на свете что-то, чего ты не боишься?
Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила:
Нет. Я всего боюсь.
Ну почему? Почему?
Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны, нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея не пришла. Никто не знает, почему. Можег, приглашение не получила. Эта фея - хранительница храбрости. Вот почему я всего боюсь. Во мне нет ни капельки храбрости. Ее место занял разросшийся страх.
Ослик Ра задумался.
Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не можешь веселиться, бегать, прыгать, играть. Надо найти фею - хранительницу храбрости. Пусть она поделится с тобой таким важным чувством.
Что ты! Я боюсь. Фея живет очень далеко.
Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь от страха как осиновый листок, или отправишься добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда рядом. А для того, чтобы тебе было легче в пути, я сочинил про нас с тобой песенку.
Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?
Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песен.
И ослик Ра запел:
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Мы желаем всем добра!
Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,
В беде другу помогу!
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Стань, лошадка Лу храбра!
Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновение про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее верный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он напевал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное препятствие, хотя было, конечно, очень страшно.
Наконец-то они добрались до феи - хранительницы храбрости. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика, сказала:
Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на котором ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, поборов страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с преодолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем больше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!
Я - храбрая? - Лошадка округлила от удивления глаза.
Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.
Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.
За что? Я ничего особенного не сделал.
За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.
Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.
Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею.
Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!
Вопросы для обсуждения
Как удалось лошадке справиться со своими страхами? Кто ей помогал?
Как помогал ослик?
Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке?
Какие страхи живут в вашей душе?
Психотерапевтическое задание
После того как дети расскажут, чего они боятся, психолог дает каждому лист черного картона и ножницы. Взрослый говорит, что в сказочной стране нечего бояться. Ведь мы, - говорит он, - волшебники. Даже темноту можем взять в руки. Это не просто лист картона - это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они любезно поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас мы это увидим. Наши чудесные руки помогут появиться тем, кто раньше вызывал у нас страх. Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной темноты то, чего вы боитесь.
Дети вырезают разные «страхи». Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму, другие не имеют названия и четкой формы. Иногда дети сначала рисуют свои страхи и только потом вырезают. Пусть делают так, как им хочется. Главное, что ребенок вынесет свой страх вовне. Это значит, он его почти преодолел.
Дети, пострадавшие от наводнения, вырезали специфические страхи: воду, реку (боялись утонуть), солнце (боялись, что обожжет), сердце (страшно, что остановится).
К вырезанной ребенком фигурке прикрепляется скотчем толстая нить длиной 15-20 сантиметров, чтобы ребенку было Удобно держать куклу-страх. Психолог при этом говорит: «Дорогие волшебники, в сказочной стране можно наши страхи посадить на цепь, как злую собаку».
Когда все куклы готовы, можно спроецировать куклу на экран. Экран делается из большой коробки, дно которой вырезается и заменяется достаточно тонким листом бумаги. За экраном ставится лампа. Если такой возможности нет, можно просто демонстрировать страхи на прикрепленном к стене ватмане или белой пластиковой доске. Но, если использовать экран, то получается настоящий театр теней. Каждый ребенок подходит к экрану и, комментируя свои действия, учится управлять куклой-страхом.
Затем каждый ребенок по очереди может, демонстрируя свою куклу, рассказать о ней историю (по желанию.) Психолог спрашивает: «Кажутся ли вам ваши куклы такими же страшными, как и раньше?». Обычно к концу занятия отношение к кукле-страху меняется, перестает быть тревожащим.
Заключительный комментарий
«Все страшное уходит, - говорит психолог, - когда мы перестаем его бояться. Наши куклы показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками все, что хотите. Вы можете сложить их в волшебный ларец, который хранится в сказке, и из него никто не сможет выйти».
Обычно дети делают несколько кукол-страхов. Кто-то в конце занятия рвет и выбрасывает в урну, кто-то кладет в волшебный ларец, а кто-то берет домой. В практике был случай, когда девочка боялась милиции. Она вырезала милицейскую машину и на занятии не могла с ней расстаться. А дома повесила свою куклу-страх на ручку входной двери. Позже выяснилось, что бабушка пугала ребенка милицией. Доверяйте детям. Они прекрасно чувствуют, как следует поступить со своей куклой-страхом.
Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня. Затем психолог подводит итоги занятия. Он возвращается к событиям занятия, отмечает заслуги детей, подчеркивает важность приобретенного опыта, проговаривает конкретные жизненные ситуации, где бы этот опыт ребята могли использовать.
Через волшебный туннель дети возвращаются из сказки.
Литература:
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 3-е изд.; перераб. И доп.- М.: Планета, 2018. – 272с.-(Классное руководство)
Педагог – психолог Е.В. Куликова