СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для младших школьников с проявлениями тревожности. Сказкотерапия «Как лошадка Лу стала храброй».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для младших школьников с проявлениями тревожности. Сказкотерапия "Как лошадка Лу стала храброй".

Просмотр содержимого документа
«Классный час для младших школьников с проявлениями тревожности. Сказкотерапия «Как лошадка Лу стала храброй».»

Классный час для младших школьников с проявлениями тревожности

(сказка «Как лошадка Лу стала храброй»)

Описанная ниже работа будет полезна для школьников в плане профилактики немотивированных страхов, расширения их эмоционального опыта в ситуациях межличностного взаимодейст­вия. Для работы понадобится «волшебный туннель» (несколько столов сдвинуты вместе и на них накинута ткань до самого пола), черный картон, ножницы, скотч, клубок толстых ниток.

Перед началом работы психолог задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они запомнили из того и использовали как новый опыт. Психолог уточняет, помогло ли им* в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

Вводный комментарий

Дорогие ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в увлекательное путешествие. Но чтобы попасть в сказку, необ­ходимо пройти через волшебный туннель. Задание это непростое. Помогайте друг другу, поддерживайте товарищей добрым сло­вом, хлопками в ладоши. Покажите, как вы будете помогать сво­им одноклассникам.

Вот мы и оказались в сказочной стране! Молодцы, ребята, вы хорошо помогали друг другу, проявили настоящую храбрость, ко­гда проходили через темный туннель.

А теперь пришло время послушать удивительную историю.

Сказка «Как лошадка Лу стала храброй»

Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Про­шло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его ус­покаивала:

  • Ничего, найдутся друзья и на новом месте.

Но они почему то не находились... Ослик Ра уже начал со­мневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей нико­го. «Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет»,- думал Ра.

И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудес­ные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.

  • Ну, наконец-то хоть один ребенок!- обрадовался Ра.

Ослик, перепрыгивая через три ступеньки, вылетел во двор и

подошел к незнакомке.

  • Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут Ра. А тебя как?

  • Ра? Очень странное имя.

  • Это сокращенно. А вообще-то, по-настоящему мама назвала меня Моя Радость. Но так длинно, поэтому можно просто Ра.

  • А меня зовут Лу. А полное имя Белая Луна. Потому что я ро­дилась беленькой, и той ночью на небе сияла огромная белая луна.

  • Здорово! Лу, давай с тобой дружить.

  • Я боюсь.

  • Чего ты боишься? Дружить?!

  • Да. Вдруг ты меня предашь, и мне будет очень больно.

  • Да никогда в жизни! - заверил ослик.

  • Давай играть в догонялки! - весело предложил Ра.

  • Я боюсь, что споткнусь и поломаю ногу.

Ра с удивлением посмотрел на лошадку.

  • Ну, тогда давай рисовать. Мама вчера купила мне отлич­ные краски.

  • Я боюсь, что испачкаю сарафан, и меня будут ругать родители.

- Послушай, Лу, что ты все заладила: боюсь...боюсь...боюсь... А есть ли на свете что-то, чего ты не боишься?

Лошадка задумалась и с грустью в голосе ответила:

  • Нет. Я всего боюсь.

  • Ну почему? Почему?

  • Видишь ли, когда я родилась, ко мне приходили феи Чувств. Каждая из них дарила какое-нибудь чувство. Это так важно! Все чувства очень нужны, нет среди них ни одного бесполезного. Но одна фея не пришла. Никто не знает, почему. Можег, приглашение не получила. Эта фея - хранительница храбрости. Вот почему я все­го боюсь. Во мне нет ни капельки храбрости. Ее место занял раз­росшийся страх.

Ослик Ра задумался.

  • Знаешь, Лу, так жить нельзя. Из-за страха ты не можешь ве­селиться, бегать, прыгать, играть. Надо найти фею - хранительницу храбрости. Пусть она поделится с тобой таким важным чувством.

  • Что ты! Я боюсь. Фея живет очень далеко.

  • Другого выхода нет. Или будешь дрожать всю жизнь от страха как осиновый листок, или отправишься добывать храбрость. Я пойду с тобой и буду всегда рядом. А для того, чтобы тебе было легче в пути, я сочинил про нас с тобой песенку.

  • Про нас? И про меня значит? Сам сочинил?

Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песен.

  • Слушай!

И ослик Ра запел:

Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,

Мы желаем всем добра!

Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,

В беде другу помогу!

Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,

Стань, лошадка Лу храбра!

Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновение про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость.

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее вер­ный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он на­певал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное пре­пятствие, хотя было, конечно, очень страшно.

Наконец-то они добрались до феи - хранительницы храбро­сти. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. На­кормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика, сказала:

  • Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на кото­ром ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, по­боров страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с пре­одолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем боль­ше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!

  • Я - храбрая? - Лошадка округлила от удивления глаза.

  • Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.

  • Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.

  • За что? Я ничего особенного не сделал.

  • За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со сво­ей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.

Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.

  • В этой шкатулке хранится волшебная темнота. Теперь вы можете помогать детям избавляться от страхов. Из этой волшебной темноты можно вырезать обыкновенными ножницами любые стра­хи и сажать их на цепь.

Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею.

Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!

Вопросы для обсуждения

  • Как удалось лошадке справиться со своими страхами? Кто ей помогал?

  • Как помогал ослик?

  • Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем ну­жен страх, ведь он мешал лошадке?

  • Какие страхи живут в вашей душе?


Психотерапевтическое задание

После того как дети расскажут, чего они боятся, психолог да­ет каждому лист черного картона и ножницы. Взрослый говорит, что в сказочной стране нечего бояться. Ведь мы, - говорит он, - волшебники. Даже темноту можем взять в руки. Это не просто лист картона - это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они любезно поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в тем­ноте? Сейчас мы это увидим. Наши чудесные руки помогут появиться тем, кто раньше вызывал у нас страх. Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной темноты то, чего вы боитесь.

Дети вырезают разные «страхи». Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму, другие не имеют названия и четкой формы. Иногда дети сначала рисуют свои страхи и только потом вырезают. Пусть делают так, как им хочется. Главное, что ребенок вынесет свой страх вовне. Это значит, он его почти преодолел.

Дети, пострадавшие от наводнения, вырезали специфические страхи: воду, реку (боялись утонуть), солнце (боялись, что обож­жет), сердце (страшно, что остановится).

К вырезанной ребенком фигурке прикрепляется скотчем толстая нить длиной 15-20 сантиметров, чтобы ребенку было Удобно держать куклу-страх. Психолог при этом говорит: «Доро­гие волшебники, в сказочной стране можно наши страхи поса­дить на цепь, как злую собаку».

Когда все куклы готовы, можно спроецировать куклу на эк­ран. Экран делается из большой коробки, дно которой вырезается и заменяется достаточно тонким листом бумаги. За экраном ставится лампа. Если такой возможности нет, можно просто демонстриро­вать страхи на прикрепленном к стене ватмане или белой пластико­вой доске. Но, если использовать экран, то получается настоящий театр теней. Каждый ребенок подходит к экрану и, комментируя свои действия, учится управлять куклой-страхом.

Затем каждый ребенок по очереди может, демонстрируя свою куклу, рассказать о ней историю (по желанию.) Психолог спраши­вает: «Кажутся ли вам ваши куклы такими же страшными, как и раньше?». Обычно к концу занятия отношение к кукле-страху меня­ется, перестает быть тревожащим.

Заключительный комментарий

«Все страшное уходит, - говорит психолог, - когда мы пере­стаем его бояться. Наши куклы показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками все, что хотите. Вы можете сложить их в волшебный ларец, который хранится в сказке, и из него никто не сможет выйти».

Обычно дети делают несколько кукол-страхов. Кто-то в конце занятия рвет и выбрасывает в урну, кто-то кладет в волшебный ла­рец, а кто-то берет домой. В практике был случай, когда девочка боялась милиции. Она вырезала милицейскую машину и на занятии не могла с ней расстаться. А дома повесила свою куклу-страх на ручку входной двери. Позже выяснилось, что бабушка пугала ре­бенка милицией. Доверяйте детям. Они прекрасно чувствуют, как следует поступить со своей куклой-страхом.

Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, который при­обрели сегодня. Затем психолог подводит итоги занятия. Он воз­вращается к событиям занятия, отмечает заслуги детей, подчерки­вает важность приобретенного опыта, проговаривает конкретные жизненные ситуации, где бы этот опыт ребята могли использовать.

Через волшебный туннель дети возвращаются из сказки.



Литература:

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 3-е изд.; перераб. И доп.- М.: Планета, 2018. – 272с.-(Классное руководство)



Педагог – психолог Е.В. Куликова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!