Классный час для подростков по вопросам ненасильственных методов решения споров и конфликтов «Что такое конфликт и причины конфликтов».
Цели занятия:
Формулирование понятия конфликта, анализа собственного опыта конфликтного взаимодействия с точки зрения его конструктивности.
Создание условий для понимания смысла конфликта (отрицательного и положительного).
Необходимые материалы:
бумага для индивидуального задания, бумага для упражнения «Снежинки», цветные карандаши.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Ассоциации».
Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске.
Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны- не только негативная, но и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик…», в которых конфликт привел к позитивным последствиям.
По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты- это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют.
Упражнение «Снежинки».
Главное условие этого упражнения: ребята работают молча. Они порционно получают инструкцию, которой должны следовать: «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И 30 еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам».
В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так то конфликты -это не только плохо, но и хорошо. Главное- чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми.
История на тему «Мир без конфликтов».
Была страна, в которой люди не ссорились. Им хорошо жилось, но однажды получилось так, что министр не выполнил поручения, которое дал ему король. А король ссорится не умел, и поэтому промолчал. А министр еще раз не выполнит поручение, уже другое. А поручения были государственной важности. И так, из-за того, что король не умел ссорится и ругаться на министра, страна взяла и развалилась. Этой страны больше нет.
Упражнение «Копилка».
Обсуждаются возможные причины конфликтов. Все они перечисляются и записываются на доске. Например, из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за курения. Или более общие причины: из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что люди хотят чего-то разного; из-за того, что человек нам неприятен и т.д. В итоге получается, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы. Мы с вами уже выяснили, что все люди- разные. Поэтому конфликт- естественная вещь, важно только, чтобы он не вызывал отрицательных последствий.
Упражнение «Вред и польза конфликтов».
Из «Копилки» выбирается парочка симпатичных ребятам ситуаций. Далее работа происходи в малых группах. Нужно придумать по два варианта развития этих ситуаций, так, чтобы один можно было бы назвать «вредным», а другой - «полезным». Получившиеся ситуации представляются на рассмотрение всему классу.
Например, ответы детей: если конфликт из-за того, что комната не убрана, и родители сердятся, он может закончится плохо и тогда мы поссоримся, поругаемся и не будем разговаривать, или они гулять не отпустят. А если этот конфликт может быть полезным, тогда, наверно, я должен понять, что родители мне добра желают, чтобы перед гостями не позориться, и не обидеться, а комнату убрать.
По итогам анализа ситуаций получается, что «вред» от конфликта в том, что он может разрушить отношения между людьми, а «польза» -наоборот, пояснить и укрепить их. Индивидуальная работа на отдельных листах:
Ребятам нужно вспомнить такие ситуации, в которых они были участниками «вредных» и «полезных» конфликтов.
Например:
*«Вредный конфликт»: я поругалась с Машей, и мы уже два дня не разговариваем. Скучно. *«Полезный конфликт»: я доказывала учителю, что он ошибся с моими оценками. Сначала был конфликт, но потом все уладилось, и оценки мне исправили.
Завершение занятия. Обратная связь.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?
- О чем хотели бы еще услышать на следующем нашем занятии?