Исследовательский проект
«Все в наших руках»
Руководитель проекта:
Башкова Елена Станиславовна
Учитель музыки МБОУ СОШ№7
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
1 Обзор литературы…………………………………………………4
Понятие «социальное служение»………………………………..4
История развития системы социального служения
в России……………………………………………………………..6
Современные мировые тенденции развития института
социального служения……………………………………………9
Добровольчество в России, Удмуртии, Сарапуле……………...11
2 Результаты исследования………………………………………16
Выводы………………………………………………………………..17
Литература……………………………………………………………19
Введение
Социальное служение в России становиться в последнее время объектом интенсивного изучения. Существуют объективные причины такого интереса.
Обострение многих социальных проблем в стране: резкое социальное расслоение, рост числа людей проживающих за чертой бедности, миграции населения, увеличение числа детей – сирот, проблемы наркомании и алкоголизма, необходимость включения в общество людей с ограниченными возможностями – с одной стороны и трудности в борьбе с потоком социальных проблем государственных структур – с другой. В этой ситуации возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу о нуждающихся людях. Процесс формирования в современной России новой системы помощи и защиты набирает силу.
В связи с этим актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта общественного призрения и благотворительности, деятельности отечественных предпринимателей, традиционных норм поведения, мышления, «ценностных» ориентаций и представлений, которые вырабатывались нацией веками. Споры о новом особенном пути развития России заставляют изучать ее прошлое, в нем находить ответы на современные вопросы, технологии работы с нуждающимися с учетом российской ментальности.
Данной проблеме немало внимания уделялось исследователями и историками XIX, XX веков, а также некоторыми современными исследователями. Но наибольший научный интерес представляют публикации Решетникова О. В., в которых изложены основные направления, формы, объекты и субъекты, а также другие теоретические положения о социальном служении. Однако следует отметить, что среди молодого поколения нашей страны имеет место неосведомленность в проблемах практики социального служения.
Целью нашего исследования является определение связи практики социального служения в России с духовными традициями и развитием гражданского общества.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить содержание понятия «социальное служение»;
Изучить историю развития системы социального служения в России.
Изучить современные взгляды на значение системы социального служения в обществе.
Описать практику социального служения в России, Удмуртии, Сарапуле.
Методы исследования:
1.Обзор литературы
1.1 Понятие «социальное служение»
Термин "социальное служение", используется сравнительно недавно. Первоначально сочетание "социальное служение" употреблялось в отечественной исторической науке при определении социальной деятельности конфессиональных союзов. Однако социальное служение не ограничивается только данным видом социальной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть составляющие сочетания – "социальное" и "служение".
Социальное — в русском толковом словаре определяется следующим образом: Общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе; Связанное с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей.
"Служение" (исходное значение "служба") – означает организацию какой-либо деятельности [13] .
В толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова служение рассматривается как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.
Социальное служение имеет очень древнюю историю как нравственное понятие и совсем недавнюю, но устремленную в будущее, как сфера профессиональной деятельности.
Этические основания социального служения заложены в самой природе человека, в гуманистическом характере цивилизационного развития.
С понятием "социальное служение" ассоциируются такие слова как социальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм, волонтерство, альтруизм, толерантность и т.д. В английском языке понятие social service не содержит определенного этического значения. Поскольку буквально переводится как социальное обслуживание, предоставление социальных услуг. В русском языке понятие служение является нравственной категорией и означает следование нравственному долгу, выполнение добровольно принятых обязательств. Социальное служение именно в русском языке как понятие, означающее конкретный вид социальной деятельности, приобретает смысл «сверхдолжного», духовно-нравственного порядка. Это отражается в осознании отечественного пути национального развития – осознавать всякое человеческое делание, как высшую миссию, как дело нравственного служения (С.Л. Франк), стремиться к осуществлению своей жизни как к подвижничеству (С. Булгаков), подчиняя нравственному долгу социальный и гражданский образ жизни (И. А. Ильин) [12].
В наиболее близком значении понятие «социальное служение» употребляется для описания религиозной практики основанной на принципе любви к ближнему и выражающейся в церковной благотворительности. Понятием «социальное служение» описывается благотворительная деятельность всех ведущих религиозных конфессий – христианства, иудаизма, ислама, буддизма.
Термин «служение» (диакония) традиционно используется в религиозной и религиоведческой литературе. Христианское служение св. апостол Павел называет даром вспоможения, ставя в один ряд с дарами учительства, пророчества, апостольства и др. (I Кор. 12:28)[15].
Эволюция развития социального служения прошла четыре основных этапа:
Античный – возникновение устойчивых традиций любви к ближнему, к заботе о благе человека в Древней Греции;
Религиозный – основным субъектом социального служения выступали религиозные конфессии, сохранившие социальное служение как одну из основных форм религиозной жизни и в наши дни (например социальное служение Русской Православной Церкви);
Аристократический – социальным служением в основном занимались семьи аристократов или семьи, обладающие значительными капиталами и тем самым осуществляя свои обязанности перед обществом (17 – начало 20 в.в.);
Демократический – в социальное служение вовлекается значительная часть населения, реализуя тем самым свои гражданские обязательства (со второй половины 20 века) [12 ].
Потребность в развитии профессионального характера социального служения возникает, прежде всего, в связи с развитием демократии как универсальной политической системы. Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации следующих видов деятельности: благотворительность и добровольческая (волонтерская) деятельность. Добровольческая деятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан — добровольцев[13] .
1.2 История развития системы социального служения в России
Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности. Исходя из летописей, благотворительностью занимались отдельные люди («нищелюбцы»), из которых выделялись князья и духовенство, но и крестьянин никогда не прогонял от своего дома «просящего помощи», именно эта черта являлась отличительной особенностью русского народа и связано это с принятием христианства как основного вероисповедания.
Новый этап развития благотворительной деятельности начинается с приходом к власти династии Романовых. Принимаются попытки сосредоточить благотворительную деятельность в руках государственных учреждений. Во время своего правления Петр I издает указ, по которому необходимо помогать старым и больным, вдовам солдат.
Начало XIX столетия было ознаменовано размахом социальной деятельности жены Павла I императрицы Марии Федоровны. В Государственном Архиве Российской Федерации документы об учреждении ею Мариинского института для сирот. Помимо Воспитательных домов для детей существовали Детские приюты, общества призрения детей, просящих милостыню, общество вспоможения бедным ученикам гимназий.
При императоре Александре I в 1802 г. было учреждено Императорское Человеколюбивое Общество, в состав которого входили лечебные заведения, 4 богадельни, 7 учебных заведений, Общество поощрения трудолюбия, объединявшее 4 женские ремесленные школы, Комитет оказания помощи пострадавшим от народных бедствий, Троицкая больница для неизлечимых. К концу столетия в обеих столицах и в 25 регионах Империи функционировало 210 благотворительных заведений.
Благотворительность, ставшая в конце XIX – начале XX вв. характерным явлением общественной жизни городов России, получила широкое распространение среди сарапульского купечества. Ценные документальные источники, свидетельствующие о благотворительной деятельности купечества, содержатся в архивном фонде Сарапульского духовного правления Государственного учреждения «Центральный государственный архив Удмуртской Республики».
Своим нравственным долгом считали купцы участие в деятельности Сарапульского Благотворительного общества, основанного в 1875 г. с целью «изыскания и доставления средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных граждан Сарапула и его уезда». Благотворительным обществом выдавались единовременные или постоянные пособия «немогущим содержать себя собственным трудом», открывались ночлежные дома, дешевые столовые, первая из которых содержалась на пожертвования членов Общества купцов Г.И. Зылева, Н.П. Дедюхина, Д.Г. Ижболдина. В 1900 г. открылся Дом трудолюбия, в котором проживали и обучались токарному, слесарному, портняжному, сапожному делу дети-сироты и дети из малоимущих семей. Попечителями Дома были купеческие жены – Дедюхина, Шитова, Барабанщикова и др. Кроме пожертвований, еще одним из источников поступления средств на нужды Общества были благотворительные спектакли, литературные вечера, концерты, устраиваемые «дамами-благотворительницами»[5].
Устройство за свой счет богаделен было для купцов, предпринимателей традиционной формой церковного покаяния и социального служения.
Так в 1913 г. сарапульский купец Николай Васильевич Смагин - владелец кожевенно-сапожной фабрики, открыл богадельню для "престарелых немощных рабочих и членов их семейств" и приют для мальчиков. [5] (см. Приложение №1)
«В 1979 г. на средства купца Курбатова Устина Саввича в Сарапуле был построен ансамбль домов – подарок купца сиротам, бедным и больным. Город, по просьбе благодарных жителей, присвоил этим заведениям имя основателя. Попечительницей Вдовьего дома была Ольга Ивановна Ижболдина (сестра знаменитого художника – пейзажиста И.И. Шишкина). Там было 40 квартир, в них жили 40 вдов и 100-150 детей, пользовались бесплатно квартирами с отоплением [17].
На общественные и частные средства строились больницы. Купцы С.И. и И.И. Бодалевы пожертвовали финзеновский и рентгеновский аппараты Сарапульской земской больнице и оборудовали при ней лабораторию, на личный вклад Курбатова в Сарапуле были основаны лечебница и родовспомогательное отделение [5].
С началом Первой мировой войны в Сарапуле появились новые благотворительные организации, деятельность которых в подавляющем большинстве велась на частные пожертвования: Общество Красного Креста, Общество сестер милосердия, Общество попечения о больных и раненых. В 1894 году в Сарапуле была создана Община Сестер Милосердия. “Земство выделило место, где на деньги пожертвований построили дом для Общины. Деньги дали Дедюхины, Дмитрий Приморьевич и Ольга Ижболдина”[8].
Таким образом, приоритетными видами социального служения в России являлись: благотворительность, организация социальной помощи и поддержки малоимущих, призрение нищих, немощных и сирот; материальная помощь и предоставление возможности работать как спасение от безработицы, оказание медицинской помощи, забота о повышении грамотности народа. Для России всегда особым фактором общественного развития являлась духовность, и социальное служение как проявление нравственного понимание смысла и назначения индивидуальной истории личностного развития в частности и исторического процесса национального развития в целом. История России богата примерами опыта общественного призрения и благотворительности, традиционных норм милосердного поведения и мышления .
1.3 Современные мировые тенденции развития института социального служения
В современном мире активное участие населения в добровольческой и благотворительной деятельности образует социальный институт социального служения, который во всем мире с началом 2000-х годов активно развивается. В среднем не менее 3% населения стран участников ООН участвует в добровольческой деятельности. Во многих развитых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения, например в США около 27 %, В Великобритании около 38 %, в Австралии 34 %, в Канаде около 45 % [11].
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества и рассматривается как ресурс его развития.
Примером позитивных санкций (поощряющих, в отличие от негативных – порицающих) служит множество общественных наград и форм поощрения добровольцев. Так, например, в США существует специальная Президентская награда для добровольцев, считающаяся государственной наградой. Во всех странах Евросоюза вводится социальная характеристика выпускнику, как приложение к документу об образовании (школа, институт, колледж и т.д.), отражающая участие учащегося в социальном служении (количество часов отработанных добровольно в течение года, участие в гражданских и социальных проектах и т.д.). Практика этих характеристик не вводит социальных санкций для тех, кто не участвует в социальном служении, но вместе с тем без такой характеристики становится сложно получить престижную и социально значимую работу, поступить в престижный ВУЗ, получить рабочее место во многих брэндовых национальных компаниях.
В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации. Сотрудниками и студентами Академическою института социального служения Российского государственного социального университета в период с февраля 2004 года по февраль 2008 года было проведено исследование на тему «Мотивационная готовность молодежи к добровольческому служению».
Таблица 1. Основные социально значимые мотивы участия в социальном служении (оценка по 9-балльной шкале).
Возможность общения, взаимодействия с единомышленниками – 6,1 |
Приобретение полезных социальных и практических навыков – 6,0 |
Профессиональное ориентирование – 5,9 |
Самовыражение и самоопределение – 5,8 |
Общественное признание, чувство социальной значимости – 5,6 |
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия – 5,5 |
Самореализация личностного потенциала – 5,2 |
Способность выразить гражданскую позицию – 4,8 |
Выполнение общественного и религиозного долга – 4,6 |
Организация свободного времени – 4,6 |
Таким образом, во многих развитых странах в социальное служение вовлечена значительная часть населения. Существует своя инфраструктура добровольчества с четко выраженной религиозной и этической идеологией.
Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, как ресурс развития гражданского общества, признается важнейшим социализирующим фактором и фактором развития личности.
Добровольчество в России, Удмуртии, Сарапуле
В настоящее время в России в добровольческую деятельность вовлечено 5-10% населения, а в системное добровольчество (не менее 50 часов добровольческой работы в год) вовлечено не более 2-3% населения. При этом, включиться в системную добровольческую деятельность на местном уровне готовы 15-20% населения. Среди молодежи и людей пенсионного возраста численность тех, кто готов включиться в общественное служение еще выше – 44-48% от всей возрастной социальной страты.
По мнению О.В. Решетникова директора Института общественной политики, начальника отдела социально – политических исследований ОГСУ, основная причина, препятствующая активному вовлечению населения России в добровольчество и благотворительность – это отсутствие современной инфраструктуры общественного служения [11].
В настоящее время в России социальным служением занимаются:
Религиозные общности.
Общественные, благотворительные, некоммерческие и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.
Благотворительные организации в России осуществляют свою деятельность согласно Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"[1].
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [2].
Независимые исследования, проведенные с целью выявления категорий, которым оказывается помощь со стороны благотворительных организаций показывают, что наиболее частыми объектами социального служения оказываются: малообеспеченные семьи, дети и инвалиды [10] (см. Приложение 2).
На российскую почву были перенесены и приживаются некоторые формы западной благотворительности. «В 1990 году в Санкт - Петербурге создается первый хоспис, созданный для безнадежных онкологических больных. Сейчас их порядка ста [16].
В Удмуртской республике реализуется Республиканская целевая программа «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской республике на 2011-2015 годы». На сайте Министерства образования и науки УР мы нашли распоряжение правительства УР, согласно которому Министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике выделяются средства на поддержку программ социально ориентированных некоммерческих организаций по направлению благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В настоящее время в республике насчитывается более 1300 общественных организаций, возникших по инициативе самих граждан. В Удмуртии стали проводиться гражданские форумы. Добровольчество Удмуртии заявляет о себе в двух основных формах деятельности молодежных и детских организаций Удмуртской Республики: социальная акция и социальная практика. Общественные организации «Православная молодежь Удмуртии», «Родники» имеют опыт социальных практик: работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Но добровольчество в Удмуртии не оформилось в настоящее время в организованное движение, осознающее и позиционирующее себя как автономное и целостное направление деятельности. Решение этой задачи требует: создание нормативно-законодательной базы, обобщения опыта, социальных исследований, координации работы, подготовки кадров, разработки системы социальных льгот и стимулов, системы информирования и рекламы [3].
Согласно данным сайта «Муниципальное образование Город Сарапул», в настоящий момент в городе официально зарегистрированными благотворительными фондами являются:
Фонд депутата Госсовета С.В. Мусинова
Автономная некоммерческая организация «Служба социальной помощи «Доброта»
Республиканский общественный фонд «Мы выбираем жизнь» в Сарапуле
Региональный благотворительный фонд «Отцы и дети»
В марте 2014 года появилось сарапульское отделение Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы. Как рассказала нам официальный куратор волонтерской организации сотрудник МБУ «Молодежный центр» Глухова Юлия Александровна, в настоящий момент участниками движения являются 92 человека от14 до 25 лет. Основные направления работы волонтеров – это поисковая работа, благоустройство памятных мест и воинских захоронений, помощь ветеранам, дни единых действий. В рамках социальных акций, посвященных празднованию 70- летия Победы волонтеры стали участниками таких всероссийских акций в городе Сарапуле как «Георгиевская лента», «Сирень Победы», «Патруль Победы». А также являются участниками социально – ориентированных акций помощи пожилым людям «Теплые ручки», работают в тесном контакте с Советом ветеранов СЭГЗ, посещают Сарапульский колледж для детей инвалидов. (см. Приложение 3)
Благотворительная и волонтерская деятельность в городе Сарапуле имеет, в основном, характер социальных акций. Эта помощь оказывается адресно. Благодаря изданиям сарапульских средств массовой информации и социальным сетям в Интернете (сайт «Всероссийское общество инвалидов г. Сарапула», сайт «ВКонтакте» открытая группа «Особые дети Сарапула» ) нам удалось собрать информацию о том, что с 2003 года в городе зарегистрирована Городская некоммерческая общественная организация родителей детей – инвалидов г. Сарапула УР., есть Городская организация «Всероссийское общество инвалидов» и Муниципальные учреждения культуры и образования практикуют проведение социальных акций, направленных на включение детей – инвалидов в жизнь общества. Благотворительные концерты, новогодние представления для детей инвалидов проводят коллективы ДК «Заря», «Электрон – ЦВиРНК», коллектив драматического театра. На протяжении нескольких лет Музей истории и культуры Среднего Прикамья совместно с городским обществом инвалидов регулярно организуют экскурсии, занятия, лекции, творческие встречи (см. Приложение 4) . Коллектив учеников и педагогов школы №12 практикуют подобные акции для детей Сарапульского детского дома, ученики школы №7 - для пожилых людей КЦСОН города Сарапула.
Адресная помощь оказывается нуждающимся крупными предприятиями города, депутатами сарапульской городской Думы, представителями бизнеса и частными благотворителями. В практике работы ученического самоуправления школы №7 есть показательный пример. В 2014 году в рамках акции «Общее дело» сообщество учеников, педагогов и родителей нашей школы обратилось с призывом о сборе необходимой суммы денег на лечение тяжелобольному выпускнику школы к общественности города. В ответ на письма с просьбой о помощи откликнулись все, к кому обращались. В результате этой помощи и денег, которые удалось собрать самим ученикам школы на благотворительных концертах, необходимая сумма была собрана.
Русская Православная Церковь и на сегодняшний день является примером деятельного и практического выражения христианского милосердия и любви. В лучших традициях социального служения нашего города представители РПЦ города Сарапула творят благие дела. На встрече с руководителем Отдела церковной благотворительности и социального служения Сарапульской епархии священником Михаилом Пименовым и ст.сестрой милосердия Федоровой Еленой Юрьевной мы узнали, что в городе вновь возрождены традиции православного сестричества. 12 сестер Милосердия занимаются делами социального служения: благотворительные спектакли для детей сарапульского детского дома, бесплатные обеды для нуждающихся. Сама старшая сестра Милосердия Елена Юрьевна Федорова проводит консультирование женщин при сарапульском родильном доме, работает в деле защиты жизни нерожденного ребёнка. Беседы, предоставление информации о недопустимости аборта как выхода из кризисной ситуации в семье и о последствиях как телесных, так и душевных, которые ожидают женщину после аборта, дают свои результаты. Есть случаи отказа от аборта, когда женщины после беседы решают сохранять жизнь ребёнка. До недавнего времени сестры Милосердия работали и с детьми, находящимися при СГБ №1 от которых при рождении отказались родители, даря им тепло и участие добрых сердец. ( см. Приложение 5)
Еще один пример бескорыстного служения людям. В поселке Уральский в Сарапульском районе Удмуртии есть церковь Воскресения Христова. Шесть лет назад отец Дмитрий и матушка Ольга Курбатовы организовали при храме богадельню - приют для бездомных стариков ( единственный в Удмуртии негосударственный приют для бездомных стариков). Сейчас там проживают 40 человек. Есть в Доме милосердия обслуживающий персонал - 6 человек, но и прихожане, которые помогают ухаживать за немощными людьми1.
Посещения сарапульского колледжа для детей – инвалидов, ФКУ ИК-12 «Исправительная колония №12» города Сарапула, адресная помощь нуждающимся - примеры дел каждодневных, которыми заняты представители РПЦ в деле социального служения в г. Сарапуле.
Таким образом, добровольчество в России не оформилось в настоящее время в организованное движение, осознающее и позиционирующее себя как автономное и целостное направление деятельности. Социальное служение как общественный институт в Удмуртской республике только начинает развиваться. Благотворительной поддержкой нуждающихся в городе Сарапуле занимаются отдельные организации и фонды, волонтерское движение не масштабно, зарегистрирована лишь одна организация «Волонтерский корпус 70-летия Победы». Забота и поддержка в основном сосредоточена вокруг детей - сирот и инвалидов, пожилых людей. Особенностью нашего города является продолжение традиций социального служения Русской Православной Церкви: призрение нуждающихся, возрождение православного сестричества.
Результаты исследования
1.Социальное служение имеет очень древнюю историю как нравственное понятие и совсем недавнюю, но устремленную в будущее, как сфера профессиональной деятельности.
В русском языке понятие служение является нравственной категорией и означает следование нравственному долгу, выполнение добровольно принятых обязательств.
В наиболее близком значении понятие «социальное служение» употребляется для описания религиозной практики основанной на принципе любви к ближнему и выражающейся в церковной благотворительности.
Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации следующих видов деятельности: благотворительность и добровольческая (волонтерская) деятельность.
2. История России богата примерами опыта общественного призрения и благотворительности, традиционных норм милосердного поведения и мышления. Приоритетными видами социального служения в России являлись: благотворительность, организация социальной помощи и поддержки малоимущих, призрение нищих, немощных и сирот; материальная помощь и предоставление возможности работать как спасение от безработицы, оказание медицинской помощи, забота о повышении грамотности народа. Для России всегда особым фактором общественного развития являлась духовность, и социальное служение как проявление нравственного понимание смысла жизни.
3. Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, как ресурс развития гражданского общества, признается важнейшим социализирующим фактором и фактором развития личности. В этой связи в большинстве демократических государств мира развит институт социального служения, поддерживаемый позитивными санкциями,существует своя инфраструктура добровольчества с четко выраженной религиозной и этической идеологией.
4. Добровольчество в России не оформилось в настоящее время в организованное движение, осознающее и позиционирующее себя как автономное и целостное направление деятельности. Социальное служение как общественный институт в Удмуртской республике только начинает развиваться. Благотворительной поддержкой нуждающихся в городе Сарапуле занимаются отдельные организации и фонды, волонтерское движение не масштабно, зарегистрирована лишь одна организация «Волонтерский корпус 70-летия Победы». Забота и поддержка в основном сосредоточена вокруг детей - сирот и инвалидов, пожилых людей. Особенностью нашего города является продолжение традиций социального служения Русской Православной Церкви: призрение нуждающихся, возрождение православного сестричества.
Выводы
На наш взгляд определяется прямая связь между особенностями практики социального служения современного общества с духовными традициями России. История России богата примерами опыта общественного призрения и благотворительности, традиционных норм милосердного поведения и мышления. Социальное служение для русского человека понятие, прежде всего нравственное. Для России всегда особым фактором общественного развития являлась духовность, и социальное служение как проявление нравственного понимания жизни, в первую очередь в христианском смысле. Именно это является причиной того, что на современном этапе, когда институт социального служения только начинает свое развитие в России и не сложилась пока инфраструктура и система государственной поддержки, по – прежнему живут традиции благотворительности и служители Русской Православной церкви являются в том примером.
Социальное служение является тем ресурсом развития гражданского общества, который при любом раскладе политических сил и ситуации экономического развития будет решающим. Поскольку исчисляется не материально, а заключается в людях обладающими духовными потребностями и творческой энергией.
Практические рекомендации заключаются в возможности использовать материал данного исследования для :
Построения системы мотивации молодого поколения (учеников школы) на участие в волонтерской деятельности.
Построения системы социального партнерства в деле приобщения молодежи к социальному служению.
Список использованной литературы и нормативных правовых актов
Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) (принят ГД ФС РФ 07.07.1995) [Электронный ресурс] / Адрес доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=64969 (Дата доступа: 8.01.2016)
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) [Электронный ресурс] / Адрес доступа: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p53 (Дата доступа: 8.01.2016)
Республиканская целевая программа «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс] Адрес доступа: http://op.udmurt.ru/attachments/388_rcp.pdf (Дата доступа13.01.2016)
Даль В.И. толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. - М., 1980. - Т.4. - С. 224
- Зайцева И.Н. Храмосозидание как одна из широчайших благотворительных акций купечества Прикамья [ Электронный ресурс ] // Режим доступа:http://gasur.ru/activity/publications/pub_arh/2001/cga0204.php. Дата обращения:11.01.2016
Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр., 2001. - 158
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1994. - С. 721
Отчет о состоянии Сарапульской Общины Сестёр Красного Креста за 1909 год.15 год существования Общины. Город Сарапул. Типо-Литография М. Колчина. 1910,1911,1914 года.
Проект документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1343180.html. Дата бращения:11.01.2016
Развитие добровольческого служения российской молодежи. - М.: Изд-во РГСУ. 2008
Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности. Учебно-методическое пособие. - М.: "Фонд содействия образованию XXI в.", 2005
Решетников О.В. Социальное служение в местных сообществах, как фундамент развития институтов гражданского общества /ж-л Местное право. Научно-практический журнал местного самоуправления и муниципального права № 4-5 (2013)
Социальная энциклопедия, БРЭ.- М; 2000
Социальное служение РПЦ: проблемы, практики, перспективы. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции).-СПб,2013
Социальное служение русской православной церкви. История, теория, организация. Санкт-Петербургский Государственный институт психологии социальной работы.- СПб, 2011
Субаева О. Н. Социальное служение как исторический феномен: 1701 - 2001 г.г: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук: 07.00.02 М.: 2004
Федорченко – Шемякина Л.Н. Сарапул – город купеческий. Книга вторая, Сарапул, 1993.-с.5-11
1 «Последний приют: почему одинокие старики живут в богадельне при храме» // Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 20/08/2014
11