СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для старшеклассников "Психологические причины вредных привычек"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить обучающихся старших классов с психологическими причинами возникновения зависимости от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Просмотр содержимого документа
«Классный час для старшеклассников "Психологические причины вредных привычек"»

Классный час в старших классах «Психологические причины вредных привычек».

 

 

Цель: познакомить учащихся с психологическими причинами вредных привычек.


Задачи:
1.Разъяснить, какие психологические особенности способствуют приобретению вредных привычек.
2. Показать механизмы возникновения зависимости от вредных привычек.

3. Профилактика возникновения вредных привычек.


Оборудование: Предварительное анкетирование обучающихся, выявляющее отношение к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. (приложение 1)

Картинки, выставляющие курильщика-подростка в невыгодном свете.




Ход занятия.


Вступление.

Педагог-психолог: Ребята, какие вредные привычки вам известны?

Выслушать класс. Обычно обучающиеся называют: курение, алкоголизм, наркоманию. Могут быть следующие ответы: обжорство, зависимость от интернета. Следует выделить и заострить внимание на курении и алкоголизме.


Педагог-психолог: Сегодня я хотела бы поговорить с вами о таких вредных привычках, как алкоголизм, курение (эта вредная привычка самая распространённая среди учеников нашей школы) и наркомания.

Когда мы можем сказать, что у человека выработалась зависимость от курения (алкоголя), а когда мы можем сказать, что он только «балуется?».

Выслушать класс: Зависимость – это навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия. Отсутствие свободы воли, «Не хочу, но и не могу отказаться». «Баловство» - отсутствие потребности совершать определенные действия, когда в этом нет необходимости. Способность отказаться от определенных действий, без применения силы воли.


Педагог-психолог: От «баловства» до зависимости большой промежуток?

Выслушать класс: уточнить, что у каждого человека свой организм. И время приобретения зависимости у каждого человека зависит от фильтрационной способности печени; от сопутствующих токсинов (если довольно часто быть «пассивным курильщиком», то зависимость от курения может появиться быстрее, чем у человека, который вдыхал дым редко; к наркотикам человек привыкает следующим образом: чем больше проб, тем сильнее зависимость); от «силы воли»; от подверженности чужому влиянию; от наличия «дурного» примера и т.п.


Педагог-психолог: В вашем классе проводилось анкетирование, диагностирующее отношение к проблеме курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. В результате этого анкетирования выяснилось, что (количество) учеников вашего класса имеют повышенный риск возникновения зависимости. Фамилии назвать? Если кто-то из учеников против, то фамилии не называются. Тогда вы можете подойти ко мне и узнать каждый свой результат.

Что значит – «повышенный риск возникновения зависимости»? Это значит, что у этих людей зависимость вырабатывается быстрее и практически в 100% случае. Плюс к этому, отказаться от вредной привычки им будет сложнее, чем остальным людям. Следовательно, людям с повышенным риском возникновения зависимости лучше уберечь себя от вредных привычек, избежав любых экспериментов в этой области (что им сложнее сделать, чем остальным).


О зависимости.
Большинство вредных привычек – это заболевания, имеющие в основе два компонента: физическую и психологическую зависимость. С физической зависимостью можно справиться, как правило, через:
1. Выведение из организма вредных веществ и продуктов распада.

2. поддержание состояния здоровья, оказание помощи при нарушении функций органов и систем, симптоматическая терапия.

 

Этот этап занимает мало времени и имеет строгий регламент проведения. Однако, после проведения всех мер, желание курить может не только пропасть, но стать еще сильнее. Почему? Даже при никотинзаместительной терапии тяга к сигарете может иметь очень сильную зависимость. Значит, кроме физиологических причин, есть другие? Есть. Социально-психологические.

 

Почему человек начинает курить?
Выслушать учеников

 

 

Педагог-психолог: Как правило, из-за интереса, поиск новых ощущений. Любимая фраза: «В любой момент могу бросить» актуальна, пока не сформировалась привычка. Кроме интереса, есть другие причины: 

Давление социума. Большинство людей, особенно подростки, оказавшись в компании курящих, особенно если они ведомые личности, начинают курить, чтобы быть «как все», влиться в коллектив.

 

Положительный образ курильщика. Давайте вспомним рекламные ролики табачных изделий. Образ курящего человека ассоциируется со своим стилем и свободой. Для людей с неокрепшей психикой, устанавливается взаимосвязь: сигарета – это классно. Это неосознанно происходит. Эта взаимосвязь у нас отложилась и работает. Возьмём ещё кинематограф – многие главные герои кино курят в кадре. Главный герой, значит, положительный. Положительный герой, который курит, тоже формирует взаимосвязь: сигарета – это привлекательно.

 

Пример взрослого. Если курят родители или другие значимые взрослые – риск приобрести эту привычку возрастает в разы. Ведь ребенок копирует поведение, хоть и не всегда это осознает, взрослых, которые являются для него авторитетом. Ну и конечно же, доступность сигарет. Взять незаметно у папы из пачки пару сигарет..

 

Вызов обществу. Вступая в период полового созревания (от 12 лет у девочек, 13 у мальчиков и до 16 девочек, 17 лет у мальчиков), человек учится отстаивать свои личные границы, противопоставлять себя группе людей, родителям, показывать, что он уже взрослый, а значит, будет делать то, что он хочет, а не что ему навязали другие.

Я хочу попросить вас только об одном. Если вы захотите, вы всё равно попробуете курить, но попробуйте это после окончания школы. Когда вы станете взрослыми, зрелыми личностями желания самоутвердиться за счет сигареты у вас может даже не возникнуть. А в подростковом возрасте, сам не заметив как, вы успеете сформировать привычку, от которой будет потом сложно избавиться. А сколько вреда вы принесете своему организму за это время?


ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА.


Педагог-психолог: Наиболее частые причины курения мы с вами разобрали. А какие причины могут быть у алкоголизма?

Выслушать детей.

В основном причины зависят от характера человека, его ума и способности приспосабливаться к жизни и окружающим (адаптация).

1. Я никому не нужен. Человеку не с кем поговорить, довериться.

2.Я ничего не могу. Отсутствие самореализации. Неспособность или невозможность найти своё место в жизни (из-за нехватки средств, сил, возможностей). Жизнь становится серой, однообразной. Выпивка помогает забыть об этом, но ведет в тупик.

3. Я боюсь. Излишняя робость, заикание, нервный тик мышц лица, тревожность, мнительность, навязчивые страхи. Немного выпил и всё вокруг преобразилось, смелость появилась, подавлен импульс страха или беспокойства. Стало легче преодолевать препятствия.
А придать себе храбрости перед свиданием? А потом..привычка. И без алкогольного опьянения уже сложно просто жить.

4. Мне нравится. Достичь расслабления, создать душевный комфорт за несколько минут, повысить себе настроение. Лёгкое чувство эйфории. И как часто приходится обращаться за сомнительной помощью, чтобы самого себя успокоить? Иногда или всё чаще и чаще?

4. Все пьют. Генетическая предрасположенность. Дети наблюдают за взрослыми на семейных праздниках с обилием алкоголя. И спиртное начинает восприниматься, как само собой разумеющееся дополнением к празднику. А если родители страдают алкоголизмом, то устоять и не поддаться дурному примеру сложнее в разы.

5. Реклама алкогольной продукции и доступность алкоголя.

6. Семейные проблемы. Негативные взаимоотношения в семье, насилие, чрезмерная опека со стороны родителей, вседозволенность также могут подтолкнуть подростка к чрезмерному употреблению алкоголя.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ

К психологическим причинам наркомании можно отнести:

  • 1. Семейные проблемы.

  • 2. Любопытство.

  • 3. Стремление достичь интеллектуального и творческого успеха.Обычно этим страдают образованные и творческие люди, считающие, что наркотики дадут им возможность «расширить сознание» и сделать новые открытия, или даже провести эксперименты над самим собой.
    4. Вызов обществу. Причины те же, по которым подросток начинает курить.
    5. Непонимание себя и своих потребностей:
    внутренняя недисциплинированность, отсутствие ответственности за свои поступки и моральных качеств;
    внутренние конфликты.
    неудовлетворение самим собой, скука, неуверенность в себе и в своем будущем, страх, незащищенность, ощущение тревоги и несчастья;
    6. Давление социума.
    Подражание кумирам, желание быть похожим на других, повысить свою популярность в компании сверстников, поддержать общение;
    отсутствие интересов к здоровым увлечениям, дурное окружение.
    кризис ценностей в современном обществе;
    влияние западной культуры;
    триумф аморальности и отсутствие цензуры в источниках информации, скрытая пропаганда аморального поведения;
    неполноценность системы детско-юношеских организаций и клубов по интересам;
    отсутствие  эффективной пропаганды здорового образа жизни.

 

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК


Самая лучшая профилактика – не начинать. Хоть и понятно, что если от курения и наркотиков вы ещё как-то можете уберечь себя, то от алкоголя – практически невозможно. В нашей стране, как национальная идея уже «Пьяный Иван». Или как писал Салтыков-Щедрин:"Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России. И я отвечу — пьют и воруют". Однако, именно от нас зависит, превратится ли контролируемый приём алкоголя в пагубную привычку, контролирующую нас. Бороться со своими вредными привычками нелегко, ведь борьба с самим собой – дело сложное. Именно поэтому, лучше не начинать. Особенно в подростковом возрасте, потому что именно в этом возрасте человек легче поддаются пагубным привычкам.




Педагог-психолог Мороз И.П.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!