СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для учащихся начальных классов "Филимоновские чародеи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с русскими традициями, особенностями филимоновской игрушки.

Просмотр содержимого документа
«Классный час для учащихся начальных классов "Филимоновские чародеи"»

МКОУ «СШ № 1»









Классный час

на тему:

«Филимоновские

чародеи»



классного руководителя

2 класса МКОУ «СШ № 1»

Сержантовой Н.В.



Город Ефремов.

2019- 2020 учебный год.



Основные цели классного часа:





- продолжить знакомство с русскими традициями, особенностями

работы народных умельцев, филимоновской игрушки;

- углубить эстетические познания о декоративно-прикладном

искусстве;

- организовать коллективный исследовательский поиск новых

знаний;

-развивать художественный вкус, активизировать творческое

воображение;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие; чувство любви к народ-

ному творчеству, родному Тульскому краю.





















Оборудование:





фотографии, наглядный материал с изображением

филимоновской игрушки;

образцы изделий: рисунки, раскраски, поделки по теме;

изображение Волшебной Кисточки;

инструменты и материалы для рисования, раскрашивания, лепки;

стихотворение «Филимоновское чудо», частушки про филимонов-

ские игрушки Сержантовой Н.В.;

познавательные сведения о глине.























План классного часа:





  1. Объявление темы занятия.

  2. Вступительная беседа.

  3. Сообщения детей.

  4. Самостоятельная работа в творческой мастерской.

  5. Минутка отдыха.

  6. Организация выставки работ учащихся.

  7. Подведение итогов классного часа.































Ход классного часа:



  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к

проведению классного часа.

Объявление учителем темы занятия.



  1. Вступительная беседа.



1)-Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шелковыми разноцветными нитками расшивали одежду, чтобы каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров вообще становились настоящими произведениями искусства.

Перед вами игрушки, сделанные из глины. Но, посмотрите, какие это необычные животные: шеи вытянуты, раскрашены разноцветными полосками. А почему так? Раскрашивали в селе Филимонове Тульской области так игрушки неспроста. Опоясав игрушку кольцами, кружками, наши предки верили, что она становилась не только игрушкой, а оберегом. В минуту опасности люди считали, что нужно быстро очертить вокруг себя круг, прочитать молитву и злые духи не смогут переступить черту и ничего плохого сделать человеку. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя нечисть. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым. 


2) Игра «Угадай мелодию».
-Кто свистеть умеет? Но не просто, а мелодию песни (любой) просвистеть надо в свистульку.

Выступления учеников, коллективное отгадывание песен по мелодии. 

–Можно ли свистульку назвать игрушкой? (Конечно.)
Как нужно относиться к игрушкам? (Не бросать, не ломать, ремонтировать, убирать на место, дружно играть с товарищами.)

3. – Ребята, посмотрите внимательно на фотографии.
























- Как вы думаете, из чего сделаны филимоновские игрушки?

Правильно, из глины. Послушайте интересные сведения о глине, которые подготовили ваши одноклассники.



Свойства глины.

В медицине глину применяют в качестве снадобья. Но сначала в медицине использовалась глиняная посуда. Потом из глины стали делать многие препараты. А когда ученые того времени обнаружили лечебные свойства глины, то вместо современных бинтов, марли, ваты и даже таблеток, йода и зеленки использовалась глина. В начале 20 века существовали специальные здания, где людей лечили глиной. Во второй половине 20 века люди перестали верить в лечебные свойства глины, и глина перестала цениться. Но на самом деле у глины есть еще много полезных свойств. Глина - важная находка в развитии культуры нашей страны. Так, когда люди научились писать, их первой бумагой была глина. И даже сейчас белую глину добавляют в бумагу. Именно из глины были построены статуи великих людей нашей страны. Именно из глины лепили маленькие фигурки, с которыми были связаны многие народные суеверия. Еще одно важное свойство глины- это то, что она не теряет своих свойств на протяжении долгих лет. Так, например, в Китае нашли две огромные вазы, покрытые глазурью. И когда в одну из ваз налили воду, глазурь потемнела. Самое удивительное открытие для китайских ученых было то, что этим вазам более 1000 лет. За это время они не утратили своих свойств.



- А сейчас послушаем стихотворение и узнаем, откуда же появились филимо-новские игрушки.

Сержантова Н.В.

Филимоновское чудо.

Места живописные под Одоевым были,

Там люди обычные русские жили.

Грибы, ягоды ели, сушили,

Пахали и сеяли, порою тужили.

Причудливых расцветок глина там лежала

Почти поверх земли, всех удивляла.

Но из-за глины плохи урожаи

В деревни были, сельчан раздражали.

Прибыл однажды в деревню чужак –

Каторжник беглый, Филимон-чудак.

Народ судачил и боялся незнакомца,

На деле вышло всё не просто так.

Ходил Филимон по деревне неспешно,

Весной смотрел на глину, что-то всё смекал.

А вскоре жители нечаянно узнали:

Талант от Бога Филимону дан.

Разноцветная странная глина приглянулась беглецу,

А потом и покорилась, подчинилась молодцу.

В руках он мял ту глину долго-долго, даже запах

Его той массы очень волновал…

И вот в конце концов случилось чудо –

Причудливый горшок из глины изваял!

Дарил свои поделки позже людям,

Делился небывалой красотой.

Однажды их на ярмарку отправил

Забавы ради: домой вернулся с честью и хвалой.

Отбою не было, пошла торговля!

Засматривались люди на товар

И покупали быстро, без раздумья.

А Филимону хорошо, ведь был навар.

Слепил на радость малую свистульку

И сунул до поры до времени в карман.

Увидел как-то на базаре ребятёнка –

Подул тихонько, свистнул – засмеялся мальчуган.

Пошла торговля ещё лучше:

Товару больше, люд спешит.

Детишкам – счастье, смех весёлый

Всё звонче, радостней звучит.



Потянулись люди к Филимону,

Увидели в нём мастера, творца.

В деревне жизнь счастливей вдвое стала,

Прибавилось в ней света и добра.

Став учителем строгим по лепке,

По обжигу, по ярким краскам расписным,

Наш мастер был большим примером,

И стар, и млада делу обучил.

Тянулись к солнышку причудливые формы

Поделок красочных, радовали глаз.

Барашки, курочки, цыплятки, кони и коровы,

Людей фигурки нас удивляют и сейчас.

С любовью сделаны большою,

А юмора уж тонкого не занимать!

Хотя расцветок и немного,

А настроение так могут поднимать!

Яркие полосочки в поделке

Умело атмосферу создают.

Невольно вносят счастье в сердце, душу

И создают покой, тепло, уют.

Традиции умельцев Тульского края

Всегда почитают, хранят, берегут.



В современном мире тоже чудес много,

Славится талантами огромная страна,

Но мастерами филимоновской игрушки

Гордится Тульская любимая земля!

4. Самостоятельная работа учащихся. Творческая мастерская.

- Волшебная Кисточка попросила вас заранее продумать, каким образом вы

сегодня проявите своё творчество: по своему желанию будете рисовать,

раскрашивать или выполнять свои поделки, филимоновские игрушки, из

пластилина. Она желает вам удачи в работе. Приступайте, но обязательно

помните про соблюдение правил безопасности, аккуратность.

Выполнение задания под спокойную музыку.



5. Минутка отдыха. Коллективное исполнение частушек, разученных ранее.

Сержантова Н.В.

Частушки про филимоновские игрушки.

Филимоновское чудо – это чудо из чудес,

По сей день нас удивляет, вызывает интерес.

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

Разноцветная посуда украшает полочки,

Ведь на ней полосок много, даже есть и ёлочки.

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

Всем свистулечкам - свистульки,

Из свистулечек свистят.

Подходите, посвистите,

Весь народ: и стар, и млад.

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

Развесёлые зверушки до чего же хороши:

Кони, курочки, барашки, голосисты петушки!

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

Даже барышни-игрушки

Филимоновские есть.

То бранятся, то смеются,

То в телегу им присесть!

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

Филимону-чародею

Мы спасибо говорим

И за чудо расписное

Всей душой благодарим!

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

В Тульском крае деревенька

Замечательная есть.

Филимоновской игрушке

Воздаём хвалу и честь! Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

Золотых рук мастера

День и ночь стараются,

Чтобы радость нам дарить.

И это получается!

Ах, какая красота,

Ах, какая любота!

6. Организация выставки творческих работ учащихся.

- Волшебной Кисточке очень понравилось, как вы справились с работой

в филимоновской мастерской. Все, без исключения, проявили максимум

старания, свою индивидуальность, творческие элементы. Спасибо!



7.Подведение итогов классного часа.

- Что нового узнали сегодня ?

- Каковы особенности филимоновской игрушки?

- Назовите, кто является главным чародеем по изготовлению таких

замечательных свистулек, игрушек?

- Что особенно понравилось сегодня?

Ответы детей.



- Ребята, своей яркостью, необычностью филимоновские игрушки дарят

нам радость, хорошее настроение. Особенно приятно, что Филимоново

находится на Тульской земле. Мы гордимся золотыми мастерами своего

дела, благодарим за их труд, желаем творческих успехов в дальнейшем!

Наведение порядка на рабочих местах.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!