СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час для учащихся начальных классов "Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час для учащихся начальных классов "Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях"»

Классный час для учащихся

«Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях»»

Цель: Формирование жизнеутверждающих установок.

Задачи:

  1. Развивать духовно-нравственную сферу несовершеннолетнего.

  2. Способствовать осознанию своей жизни как главной ценности.

  3. Оказать поддержку в планировании и структурировании собственной жизни.

  4. Содействовать пониманию своих истинных целей и ценностей.

Ход:

Вводная часть.

Уважаемые ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий, вы приобретаете жизненный опыт: прошли 3-летний школьный марафон, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.

Сегодня жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности под строгим контролем родителей. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах.

Судьба у нас одна, но выбираем мы ее себе сами.

      Цель: способствовать саморазвитию личности, осознанию своих ресурсов и возможностей.

Мотивация обучающихся на совместную работу

     Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями. У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудностей отличают «счастливчиков» от невезучих». Сегодня мы вместе постараемся научиться преодолевать трудности.

Упражнение «Жизненная проблема»

Ситуация ребенка, испытывающего психологические трудности, во многих отношениях похожа на ситуацию человека, который длительное время стоит на одной ноге: ногу сводит судорога, человек испытывает напряжение, дискомфорт, начинает болеть все тело. Он просит о помощи.

Задание. Предложите одному из обучающихся выйти и встать на одну ногу. Спросите о его ощущениях. Обратитесь к группе с вопросом: «Какую помощь можно оказать человеку?»

Что можно сделать? (Например, массаж ноги, дать руку для опоры, …..или спросить «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу, и встать на нее. У тебя же есть вторая нога»).

Притча «Падать и подниматься»

Один ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

- Пока живешь.

Обсуждение притчи. Чтобы органично жить в этом мире, необходимо занять активную позицию, не хандрить. Не бойтесь трудностей, у каждого человека всегда есть выбор. Пока мы живем абсолютно все можно изменить.

Упражнение «Шкатулка».

Необходимо достать из шкатулки чистые не большие листы бумаги. Попросить обучающихся написать проблемы, жизненные трудности, которые волнуют их в настоящее время (заполнение анонимно). Затем заполненные листы помещаются в шкатулку, после чего осуществляется обсуждение каждой проблемы, каждый участник группы высказывает свою точку зрения.

Обсуждение вопросов:

- Какого рода трудности осложняют жизнь человека: материальные, моральные, экономические, семейные, политические? Какие еще?

- Как на решение жизненных трудностей может повлиять самооценка человека?

- Как и в какой мере, внутренняя позиция личности определяет возможности справиться с трудной жизненной ситуацией?

- Бытует мнение, что безвыходных ситуаций не бывает. Так ли это?

Вывод: Все можно изменить. При столкновении с жизненными проблемами необходимо просто пытаться решить их.  Сделайте шаг в нужном направлении! Помогите судьбе!

Упражнение «Проблемная ситуация «Везунчик»»

Ситуация: Два друга Дима и Сергей, 18 лет, студенты аграрно – технологического техникума, специальность «Технология обслуживания и ремонт автомобилей», летом работали на побережье. На заработанные деньги ребята купили подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на занятия на своих машинах. Наступила поздняя осень, шли дожди, и однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились встать пораньше, чтобы поменять летнюю резину, и «на авось» поехали в техникум. По дороге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не пострадал, но машины были разбиты.

Сергей:

- Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.

Педагог: Как Вы считаете, Сергей оправдывает себя или критикует. Он прав или нет? Может быть, ему просто не повезло и это случайность? (Обсуждение)

Сергей:

Больше я никогда в жизни не поеду на летней резине в гололед, лучше пойду пешком.

Педагог:

Как Вы считаете, делает ли Сергей выводы, которые ведут к решению проблемы? Согласны ли Вы с Сергеем?

Продолжение ситуации:

- Больше Сергей тему разбитой машины не обсуждал. На следующий день он вызвал автослесаря, который сообщил, что ремонт машины обойдется слишком дорого. В выходной день Сергей вместе с друзьями разобрал машину и отложил целые детали для продажи. Дал объявление в газету и через некоторое время распродал все запасные части. Вырученную сумму положил в банк на карточку, устроился работать курьером на почту, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. К лету у него накопилась сумма, приблизительно равная стоимости машины. Летом Сергей снова поехал на побережье, и 1 сентября в техникум он приехал на новой машине. Все ребята завидовали Сергею, до него доносились реплики: «Везет же этому… уже на другой машине».

Педагог:

- Как Вы считаете, предпринял ли Сергей необходимые действия для решения проблемы? Как бы поступили Вы? (Обсуждение)

Как же поступил Дима?

Дима:

- Я разбил машину, потому что мне не повезло. Многие выехали утром на летней резине и ничего. Если бы не тот мужик на белой газели, не та тетка на желтых жигулях, ничего бы не случилось. Просто  он меня «подрезал», а она не вовремя затормозила, одни дурочки на дорогах ездят.

Педагог:

- Как оценивает ситуацию Дима? Согласны ли Вы с ним? (Обсуждение)

Дима:

- Мне просто не повезло.

Педагог:

- Кто еще делает такой вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Димы? (Обсуждение)

        Продолжение ситуации:

 На следующий день Дима пошел к соседу Митьке, рассказал ему о случившемся. Петька ему посочувствовал и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Митька говорил о случайности, жертвой которой стал невезучий Дима. Дима провел вечер у Митьки и ему как – будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из техникума, рассказал им о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на невезение и предложили «оттянуться коктейлем. Еще через день Дима сам взял пару «полторашек» пива и пошел к Митьке с ответным визитом. Так прошла неделя, две,… а машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Дима чувствовал себя самым невезучим человеком.

Педагог:

- Как вы считаете, предприняты ли действия по преодолению  проблемы? Можно ли назвать ведущими к решению проблемы действия Димы? Какая из позиций Вам ближе? Как Вы думаете, определяет ли способ, которым человек преодолевает трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение)

          Путь к успеху

На доске записываются слова Конфуция:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

- путем опыта

- путем подражания

- путем размышлений

Вопросы:

- Какой путь выбираете вы? Почему?

- Какой путь Вы считаете самым легким, какой самым трудным, какой самым разумным.

Итак, мы определили, что первый самый горький путь, второй самый легкий, третий самый благородный.

Как вы считаете, в каком процентном соотношении по отношению к успеху находятся старание и удача (старание % удача)?

Вывод: Для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра. Если человек старается активно решать проблему, ему везет.

Упражнение «Жизненная прямая».

Ребята, нарисуйте, пожалуйста, линию, и представьте себе, что это – символический рисунок вашего жизненного пути. Отметьте на этой линии главные события, которые уже произошли с вами и точку сегодняшнего дня. А теперь посмотрите, что это были за события. Если кто-то хочет их назвать – назовите. Посмотрите, каких событий больше – хороших или плохих?

Если внимательно рассмотреть жизненную линию каждого человека, то нетрудно заметить, что на ней чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.

Обсуждение:

  • Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).

  • Почему одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей? (Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).

  • Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).

Ребята, как выглядит и чувствует себя человек, у которого все хорошо. У него: уверенный взгляд, походка, жесты, он чувствует себя легко и весь мир лежит у его ног. Человек способен не только решать свои задачи, но и получает от этого массу удовольствия, успевает любоваться окружающем миром. Но иногда в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. В его голове стучит только одна мысль, как выйти из этого положения. Он ищет так называемую дверь выхода. И эта дверь у всех разная. Психологи утверждают, что только 4% населения способны в качестве двери выхода выбрать способ что-то поменять в своей жизни. Большая же часть людей ищет другие двери выхода. Что же это может быть? Как правило, это отказ от жизни. Но люди понимают отвратительность этого выхода, понимают свою несостоятельность и скрывают его под разными масками.

  • Отказ от жизни через разрушение себя: пью и курю, употребляю наркотики;

  • Отказ от жизни через затворничество: ни с кем не общаюсь, не дружу, не принимаю участия в жизни класса и группы друзей, лень;

  • Отказ от жизни в прямом смысле – суицид.

Обсуждение:

  • Как вы думаете, что влияет на выбор этой двери выхода? (Возможности человека, семья, воспитание, помощь людей, которые рядом).

  • Про некоторых людей говоря: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке». Откуда берутся такие люди? Что помогает им быть успешными? Природа? Судьба? Благословение свыше? А может это результат усилий самого человека? (как мы уже говорили у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудностей отличают «счастливчиков» от «невезучих».

Анализ проблемной ситуации «Везунчик».

Алгоритм решения проблемной ситуации:

  1. Критическая оценка ситуации.

  2. Конструктивные (ведущие к решению проблемы) выводы.

  3. Действия по преодолению проблемы.

Хотите, чтобы вас считали везунчиком? Учитесь правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.


А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

Чего нельзя делать:

Накапливать негативные переживания.

Отказываться от жизни.



Нужно делать:

  • Обратиться к другому человеку, который может тебя выслушать. Это может быть психолог, учитель, родитель (если травма не связана с ним). Есть люди, которым ты дорог.

  • Искать свои внутренние резервы. Нужно, чтобы в вас очень прочно сидела мысль, что все плохое, когда то кончается и скоро наступят хорошие времена. Иногда достаточно просто переждать или перетерпеть. Сказка про лягушку.

  • Что ваша жизнь нужна родным, близким, друзьям, и ваш уход из жизни станет для них тяжелым ударом.

  • В каждой проблеме, если проанализировать ее хорошо, есть ответ и спрятан выход из нее.

  • Надеяться на лучшее. Часто бывают самые невероятные повороты судьбы, которые меняют кардинально ход событий. Рассказ о моряке [1].

Литература:

  1. Штейнберг Э. Кий Н. «Линия жизни», Школьный психолог №5, май 2012 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!