СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дмитрий Степанович Бортнянский - классик хоровой музыки", посвящённый 270-летию композитора

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дмитрий Степанович Бортнянский - классик хоровой музыки", посвящённый 270-летию композитора»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»












































Дмитрий Степанович Бортнянский - классик хоровой музыки


28 октября исполнилось 270 лет со дня рождения самого универсального композитора своего времени, классика хоровой музыки, автора трех опер, произведений для фортепиано, инструментальных ансамблей, Дмитрия Степановича Бортнянского.

Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса. И это неудивительно. Ведь по происхождению Бортнянский украинец.

Бортнянский родился в 1751 году в городе Глухове (Сумская область Украины) , который был крупным центром хоровой культуры. Здесь была создана специальная школа, готовившая певчих для русского двора.

Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. пробудил национальные творческие силы. Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа.

Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, где ученики приобретали не только певческие навыки, но и совершенствовались в игре на музыкальных инструментах (скрипке, гуслях, бандуре). Он обладал особым голосом — дискантом, присущим мальчикам до определенного подросткового возраста. Дмитрий попал в число десяти лучших учеников-певчих, отобранных для придворной капеллы в Санкт-Петербурге, куда он и направился для дальнейшего обучения. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству.

Первые биографы рассказали трогательную историю из детства композитора о внимании к нему императрицы Елизаветы Петровны: «...В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение маленький Бортнянский, утомлённый продолжительным церковным богослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это и, по окончании службы, приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель. Бортнянский проснулся и не верил глазам своим. Считая пробуждение продолжением сна, он долго не мог прийти в себя и своим детским страхом и смущением заставил смеяться свою милостивую покровительницу».

На формирование творческого мышления Бортнянского наибольшее влияние оказал знаменитый итальянский оперный композитор Б. Галуппи, занимавшийся с талантливым певчим композицией в 1765-1768 годах. Скорее всего, по рекомендации Галуппи Бортнянского в конце 1768 года отправили в Италию для совершенствования композиторского мастерства. Многолетняя стажировка в Италии за государственный счёт наиболее талантливых молодых музыкантов, художников и архитекторов стала в период правления Екатерины II в России почти обыденным явлением. Отметим, что среди множества русских музыкантов, получивших образование в Италии (нам известны имена Березовского, Фомина, Скокова, возможно, в Италии, побывал также Дегтярев), Бортнянский является своеобразным «первооткрывателем». Десять лет, проведённых в Италии (1769-1779), явились важнейшими годами для формирования личности и творческих взглядов композитора». Написанные им итальянские оперы «Креонт» (1776), «Алкид»(1778), «Квинт Фабий»(1779) с успехом ставились в крупных оперных театрах Италии.

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его сочинения, преподнесенные Екатерине II, имели сенсационный успех, хотя справедливости ради следует отметить, что императрица отличалась редкой антимузыкальностью и аплодировала исключительно по подсказке. Тем не менее Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1783 г. по отъезде Дж. Паизиелло из России стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге.

Под его руководством капелла превратилась в крупнейшую хоровую организацию, в которую привлекались лучшие силы. Большое внимание он уделял музыкальному образованию юных певцов, потому что в своих учениках он видел не только певцов-исполнителей, но и будущих хоровых дирижеров, хорошо образованных музыкантов, способных нести музыкальное просвещение в глухие села и города России.

Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку — клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг., когда павловский двор увлекся театром, создает три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787). «Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета» (Б. Асафьев).

Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-16 гг. — посещал собрания «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся Г. Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» (1812). Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность.

В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности — к классицизму».

В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан Бортнянским на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства.

Бортнянский известен также как автор музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим», который поется в православных храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов.

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец во стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

Проработав в качестве директора капеллы почти тридцать лет, Бортнянский скончался 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений: «опер итальянских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов — 61». Точные названия его произведений указаны не были.

Хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти. Светские сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений.

Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского были найдены, но большая их часть бесследно исчезла.

Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

ПАМЯТЬ

Память Д.С. Бортнянского увековечена на почтовой марке, в Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде (1862). Установлен памятник и на родине композитора – в г. Глухов.

В честь него названо Сумское высшее училище искусств и культуры

Имя Бортнянского — центральное из семи имён, нанесённых в 1889 году на аттик концертного зала Придворной певческой капеллы (Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!