Классный час
«Доброе братство милее богатства»
Цель:
Воспитание добрых отношений детей друг к другу.
Задачи:
1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра», понятиями «духовные братья», «крестные братья».
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам.
3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким.
Оборудование:
Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
Ключевые понятия:
Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание, взаимопомощь.
Определения ключевых понятий:
Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане.
Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком-нибудь общем деле.
Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или крестного отца.
Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.
Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
1. Вступительная часть
«Любовь братская – союз христианский», - так говорили на Руси. «Братская любовь пуще (лучше) каменных стен», - звучит пословица русского народа. Что же это такое – братская любовь? Каждый ли человек, имеющий брата или сестру, может похвастаться добрыми отношениями в семье, которые дороже любого богатства на Земле?
-
Основная часть
Пословицы и поговорки о братьях и сестрах, о добрых отношениях между людьми (называют школьники).
Примеры пословиц:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2.Доброе братство милее богатства.
3. Старый друг лучше новых двух.
4. Друзья прямые – братья родные.
5. Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
6. Любовь братская – союз христианский.
7. Братская любовь пуще (лучше) каменных стен.
Вопросы:
-Почему так часто в русском фольклоре встречается упоминание о братьях и сестрах?
-Только ли о родственниках идет речь в них? (Нет. Часто слово «брат» звучит относительно неодушевленных предметов. Например: четыре братца под одной крышей живут (стол); Два братца пошли в море купаться (ведра и коромысло) и т.д.)
-Какие отношения связывают братьев и сестер? Приведите примеры из русских народных сказок. (Добрые отношения, любовь друг к другу, взаимовыручка: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», зависть, злорадство, способность на предательство: «Сивка-бурка», «Хаврошечка».)
- Почему по-разному русский народ повествует о родственных связях между братьями и сестрами?
Работа со словами «брат», «сестра». Разные смысловые значения слов.
Беседа о духовном родстве между членами одной семьи на основе книги для чтения Артемия Владимирова «Учебник жизни».
Дружба, подлинная и выверенная временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или у трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а другой само слово «Бог» пишет с маленькой буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из басни Ивана Андреевича Крылова?
Вопросы:
- Согласны ли вы со словами «Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе»? Приведите примеры из жизни людей, для которых дружба была превыше всего.
- Как вы понимаете слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»?(Готовность жертвенного служения близким по духу людям.)
Инсценировка сказки «Дружные братья» (участвуют три ученика).
В одном царстве давным-давно жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии, помогая друг другу.
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.
В ту ночь старший подумал: «Мы делили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне».
Встал старший брат и ночью отнес младшему мешок своего зерна.
А в это время младший брат тоже лежит и думает: «нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне».
Под утро младший также украдкой отнес мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнес брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»
Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый, водрузив на спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу.
Полная луна ярко освещала горку, и здесь у сосны встретились оба брата. Начал спрашивать старший:
-А, это ты, куда так поздно?
Младший сказал:
-А, это вы, а вы куда?
Они подумали и вдруг поняли, в чем дело. А после этого полюбили друг друга еще больше.
Вопросы:
-Какие отношения связывали братьев?
-Почему они помогали друг другу тайно?
-Чему можно поучиться у героев китайской народной сказки?
Работа со словами «взаимопонимание», «взаимопомощь», «братство», «духовное братство».
Рассказ о лицейских друзьях А.С. Пушкина: А. Дельвиге, И. Пущине, В. Кюхельбекере (на выбор школьников).
Вопросы:
-Можно ли назвать друзей А.С.Пушкина духовными братьями поэта?
- Кого вы можете назвать своими духовными братьями?
- Кто такие «крестные братья»? Есть ли у вас крестные братья и сестры?
Работа со словом «крестные братья».
Рассказ о «муравьиных братьях» в семье Л.Н. Толстого (рассказ ученика).
В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.
Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».
Вопросы:
- Откуда такое название взял Николенька и почему именно «муравьиным» он называет братство?
- Почему детская история о зеленой палочке, придуманная младшим братом Николенькой, так волновала всю жизнь Л.Н.Толстого?
Чтение рассказа И. Мосина «Муравьиный урок» (текст перед глазами школьников).
Однажды старый знакомый рассказал мне историю про муравья, попавшего в беду. Признаться, я просто не поверил. Конечно, чего не бывает на белом свете, но чтобы такое!.. И все же история эта не входила у меня из головы: а вдруг все правда? И вот в один субботний день взял я сынишку, налил в аптечный пузырек яблочного сиропа, и пошли мы в лес.
На краю светлой брусничной полянки нашли огромный, похожий на пятиведерный самовар, муравейник. Утрамбовали рядом небольшую площадку размером с консервную крышку, залили ее сиропом и затаились. Ждать пришлось недолго. Через минуту-другую появился черный усатый мураш. Он несколько раз обежал вокруг сиропной лужицы, затем смело ринулся в самую гущу.
Э-э, не тут-то было. Сироп густой, и бедняга, трепыхнувшись несколько раз, начал увязать в него все глубже и глубже. Нам было жалко храбреца, но мы терпеливо ждали, что же будет дальше?
Через некоторое время к сиропным берегам подбежал еще один муравей. Повертелся, заметил попавшего в беду товарища и минуты полторы что-то соображал. Затем осторожно макнул лапку в сироп, но не полез в него, а быстро уполз. Спустя некоторое время к сиропной площадке направилась целая ватага мурашей. Они внимательно оглядели место происшествия, потом образовали круг, словно хоккеисты перед матчем, и тут-то началось самое удивительное.
Один смельчак шагнул в сироп. Другой по его спинке продвинулся еще дальше, а третий добрался по этому живому мостику к попавшему в беду товарищу и вцепился в него. Все муравьи держали друг друга за лапки. А те, что остались на берегу сиропного озерца. Стали дружно вытягивать цепочку и тянуть друг дружку совсем, как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку…
Скоро вся компания осталась на твердой земле.
- А здорово они вытащили его! – удивился сынишка.
Я улыбнулся ему:
- Муравьи живут по поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай».
Про себя же подумал: «Хорошо бы, и мой сын этот муравьиный урок на всю жизнь запомнил».
Вопросы:
- Почему рассказ называется «Муравьиный урок»?
- Почему отец не стал сыну растолковывать смысл этого урока?
- Были ли вы участниками подобных ситуаций, и как взаимовыручка помогала вам в жизни?
-
Заключительная часть
Песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) (исполняют школьники).
Действительно, если б жили все в одиночку, то давным-давно на кусочки развалилась бы, наверное, Земля! Живите дружно в семье, в классе, не забывайте, что мы все братья и сестры, дочери и сыновья, и пока существует взаимопонимание и взаимопомощь между людьми, есть надежда на то, что в мире будет доброта и справедливость.