СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дружба - чудесное слово"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС.ДРУЖБА - Чудесное слово.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края













Автор: Галактионова Жанна Анатольевна

учитель начальных классов

Тел. 8-914-215-72-92


















2015г.

Пояснительная записка

Человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице и в общественных местах. Он бывает в роли подчиненного и руководителя, старшего и младшего. Разные бывают дети. Одни грубы, невежливы и нимало не смущаются этим. Другие хотели бы быть культурными, да не знают иногда, как надо поступить.

Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

На сегодняшний день проблема дружбы между детьми очень актуальна. Она приобретает межличностный характер и в этом его острота. В связи с этим возникла необходимость подготовки и проведения данного мероприятия.

Методические указания:

В результате проведенного мероприятия дети должны научиться понимать, что они живут на свете не одни, а среди людей, что соблюдение определенных норм и правил поведения делает отношения между людьми необременительными, а приятными.

Использованы словесные (беседа), практические, игровые методы обучения.

Присутствуют общеклассные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности. Мероприятие построено в форме урока-игры.

На определённых этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические разминки, беседы, ролевое моделирование, игры. Закончить занятие рефлексией.


Цели:

  • Выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

  • Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся.

  • Содействовать формированию дружного коллектива класса.

Задачи:

  • Способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации.

  • Содействовать развитию эмоционально - чувственной сферы личности ребёнка, через музыкальное сопровождение, показ мультфильма "Приключения Кота Леопольда".

  • Способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки через игры и игровые задания.

  • Содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация к классному часу;

  • белые кружки, цветные карандаши;

  • бумажные цветные звёздочки;

  • трафареты варежек из белой бумаги;

  • ступеньки с законами дружбы;

  • магнитная доска, магниты;

  • картинка домика;

  • карточки со словами – карточками друга (5 комплектов)

  • кроссворд (лист формата А3);

  • фломастеры, маркеры;

  • звукозапись песни «Ты да я, да мы с тобой»;

  • видеозапись из м/ф «Приключение Кота Леопольда»;

  • картинки пчёлок, цветочков, птичек, бабочек, солнышко

Ход классного часа:

  1. Оргмомент

Учитель: Ребята, сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы открыть эту тайну, мы немного потрудимся – построим домик. И это будет не просто домик, а мирный домик.

  • С чего начинают строить дом? (Фундамента).

  • На фундамент положим брёвна, крышу, окна, дверь. ( Выстраивается домик)

  • Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое крепкое? (ответы детей).

Чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе всё здание.

– Наша жизнь – это тоже маленький домик, в котором происходит всякое: радости, беды, удачи, ссоры.

Чтобы наш домик тоже стал крепким, нужен прочный фундамент. Отгадав кроссворд о том, что всегда пригодится в домашнем хозяйстве, вы узнаете, что же является этим фундаментом.


2. Отгадывание загадок (кроссворд на листе формата А3)

1. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

2. Два братца пошли в воду купаться. ( Вёдра)

3. С ногами – без рук;

С боками – без рёбер;

С сиденьем – без живота;

Со спиной – без головы. (Стул)

4. Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают.(Ложка)

5. Есть знак "точка",

На ветке - "почка",

А схожа с кадушкой

В хозяйстве … (бочка).

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

1


2





Д

в

е

р

ь


В

ё

д

р

а






3 С

т

у

л






4 Л

о

ж

к

а







5 б

о

ч

к

а




6 Ч

а

й

н

и

к


Учитель: Какое слово получилось в выделенном столбике? (Дружба)

Итак, фундаментом нашего домика должна быть именно дружба. (переворачиваем картинку с фундаментом и читаем – дружба)

- Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы)

- Кто такой друг? (ответы)

- Что значит дружить? (ответы)

- Хорошо ли быть без друзей? (ответы)

- Я с вами согласна. (Слайд № 1)


  1. Игровое упражнение «Найди себе подобного»

Учитель: Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы (предварительно на столы поставить номера групп).

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (пчёлки, цветочки, птички, бабочки и один рисунок – солнышко).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «А знаешь ли ты, какой рисунок у тебя за спиной? Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

–У тебя – солнышко. А солнышку рады птички, цветочки, бабочки, пчёлки.

– Займи место в любой группе. Вопрос к группе, к которой подошёл ученик.

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение.


  1. Работа в группах.

Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1слово

–  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
–  Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? Раскрасьте кружки этими цветами.

– Зачитайте ответы.( Каждая группа зачитывает ответы на вопросы).

Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п.

Учитель: Итак, что же такое дружба?

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову «дружба» дано в словаре Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд № 2)


  1. Вырабатываем законы дружбы.

Учитель: Кто из вас хотел бы жить в этом домике? Я вижу желающий много. Чтобы такому количеству людей жилось под одной крышей хорошо, НАДО ЖИТЬ ДРУЖНО! А что значит дружно? У Бориса Заходера есть стихотворение "Мы – друзья " (читает ученик).


С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём:

даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка...

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она ещё смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!


Учитель: Скажите, ребята, мальчики живут дружно или нет? (Дети высказывают свои мнения, предположения.)


Учитель: Мы рассмотрели ситуацию, в которой один мальчик заступился за своего друга, но потом его тоже стукнул, чтобы тот не дрался.

– Как вы думаете, какие законы помогают мальчикам дружить?

(Ответы детей). (Переворачиваем две ступеньки лесенки)


Закон первый: Помогай другу в беде.

Закон второй: Останови друга, если он делает что-то плохое, но не применяй при этом силу. (Слайд № 3)


Учитель: Ребята, а вы знаете, что хорошая песня, может сдружить людей. Давайте споём одну такую песню. ("Ты да я, да мы с тобой" из телефильма "Тихие троечники" сл. В. Потоцкого)


  1. Игра «Варежки»

Учитель: Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам. Давайте посмотрим, а умеете ли вы работать в парах. Сыграем в игру "Варежки"

(Слайд № 4). Я прошу объединиться в пары. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок "варежки". Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.

(Учащиеся выполняют задание, после выполнения работы вывешиваются на доску. Идёт обсуждение, у кого варежки получились яркими, у кого узоры особенно похожие)


Учитель: Красивые варежки нам помогли,

Согрели нас в холод, от стужи спасли.

Ребята, какие законы дружбы помогли вам в работе? (Переворачиваем 3 и 4 ступеньки в домик)


Закон третий: Не жадничай.

Закон четвёртый: Помогайте друг другу. (Слайд № 5)


Учитель: Ребята, у меня много учеников и вот однажды с ними произошёл такой случай.

«Друзья».

Однажды Саша принёс в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

- Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

На другой день Денис принёс в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я - твой друг! - опять произнёс он. - Будем вместе играть. Но тут подошёл Саша. - И меня примите.

. - Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!


Учитель: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Учитель: Какой закон дружбы забыл Максим?

(Переворачиваем 5 ступеньку в домике)


Закон пятый: Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы. (Слайд № 6)


  1. Работа с пословицами в группах.

Учитель: Подобрать пословицу по ключевым словам. (Слайд № 7)

Каждая группа выбирает ключевые слова и объясняет её смысл.

  • … – ищи, а нашел – …

  • Не имей … …, а имей … ….

  • Человек без ……, что дерево без ….

  • … – как стекло разобьешь – не ….

  • Недруг поддакивает, а …спорит.

(Заслушивание ответов групп. Прокомментировать пословицу).


Учитель: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

– А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)


  1. Работа в группах над понятием «настоящий друг»

Учитель: Кого можно назвать настоящим другом? Каким должен быть друг? Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. (Слайд №8) (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Учитель: Какие качества вы выбрали? Почему? (Ответы детей)

– Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. (Слайд № 9)

Ученица:

Что такое дружба?

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей,

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?

Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

Дружба - что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!


Учитель: Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.(Переворачиваем 6 ступеньку).

Закон шестой: Друг должен понимать и уважать интересы друга. (Слайд № 10)


Учитель: С чего начинается дружба?

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается …(доскажите словечко) с улыбки.

  1. Мимическая гимнастика

Учитель:

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
10. Физминутка

Раз, два, три, четыре...

Встаньте в круг, друзья, пошире.

Ножки вместе, ручки вбок,

И попрыгаем, дружок!

А теперь все ручки вверх,

Вот как вырос человек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Встали все в кружок опять.

Громко скажем: «Здравствуй, друг,

Приходи в наш общий круг!»

Улыбнемся веселей,

Стали мы ещё дружней!

Учитель: Ребята, а у всех вас есть друзья? А есть ли те, у кого нет друзей? (Ответы детей).

– Как вы считаете, у вашего лучшего друга могут быть друзья кроме тебя? Как вы к ним относитесь?

Нельзя ограничивать друга только своей дружбой. (Переворачивается 7 ступенька). Поэтому и закон о дружбе такой:

Закон седьмой: Уважай право друга иметь других друзей, кроме тебя.

(Слайд № 11)

Учитель: Есть замечательный мультфильм о дружбе, в котором герои Кот и две мыши. Вспомнили? Конечно, это «Приключения Кота Леопольда». Посмотрите, какой случай однажды произошёл.

(Просмотр отрывка из мультфильма "Приключения Кота Леопольда")


Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мыши сначала делали коту какую - то подлость, а потом просили прощения? (Ответы детей)

Какой закон дружбы мы им посоветуем? (Переворачивается 8 ступенька к дому)

Закон восьмой: Умей признавать свои ошибки. (Слайд № 12)

Учитель: Ребята, главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?


11.Викторина (Слайд № 13)

«Кто с кем дружит?»

  1. Забавные бурундучки Чип и …

  2. Добрая Белоснежка и …

  3. Забавный мишка Винни Пух и …

  4. Добрый Малыш и …

  5. Доверчивый Буранино и …

  6. Зелёный крокодил Гена и …

  7. Друзья – музыканты: вместе жили, разбойников прогнали, концерты давали – …

  8. Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена?

– А теперь, давайте приоткроем дверь одного из класса.
Сценка (показывают три ученика)
Учитель: Кто кого обидел первым?
1-й мальчик: Он меня!
2-й мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Кто кого ударил первым?
1-й мальчик: Он меня!
2-й мальчик: Нет, он меня!
Учитель: Вы же раньше так дружили!
1-й мальчик: Я дружил.
2-й мальчик: И я дружил.
Учитель: Что же вы не поделили?
1-й мальчик: Я забыл.
2-й мальчик: И я забыл.


Учитель: Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись!


Учитель: Ребята, посмотрите наш домик совсем готов. Теперь мы можем в него поселиться. Давайте вспомним все законы, которые узнали. (Прочитываем законы дружбы с доски) (Слайд № 14).

Учитель: Иногда в нашем классе случаются конфликтные ситуации. И тогда небо над нашим домиком становится тёмным как в глубоком космосе. Наш классный коллектив носит название «Звёздочки». Я предлагаю каждому из вас поделиться одной лишь звёздочкой, из тех что лежат перед вами. И тогда наше не дружественное тёмное небо засверкает разными красками. А перед этим напишите на своей звёздочке пожелание – себе, другу, классу. (Дети пишут на заранее выбранных ими цветных звёздочках пожелания и прикрепляют их на небо над домиком).

Учитель:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.


12.Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Спасибо за активную работу! (Слайд № 15)





Литература:

  1. www.portal-slovo.ruПедагогика38110.php

  2. ДРУЖБА — Яндекс.Словари

  3. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.Н., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005.

  4. Т.Н.Максимова. – Классные часы. 4 класс. М.: «Вако», 2009г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!