Тема: Дружба -это здорово.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Ход занятия.
1. Организация. Вход под музыку -пеня С. и Т. Никитины «Не секрет, что друзья не растут в огороде...»
2..Актуализация знаний
ДРУГ, ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ.
– Прочитайте слова. Что их объединяет?
3. Определение цели и задачи урока.
Вставьте слово в высказывание Джозефа Аддисона (Толкователь слов: Аддисон Джозеф, английский поэт и сатирик, жил в 17 веке)
Доска « Смысл истинной …………… в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам ».
Что мы сегодня должны узнать, чему научится? Для чего?
На какой главный вопрос мы должны ответить?
Что такое дружба.
Сегодня мы с вами мы выясним:
Что такое дружба?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня?
4. Работа над понятием «дружба».
Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов.
Послушаем стихотворение Агнии Барто "Требуется друг!" :
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать"
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы"
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!"
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?
Работа в группах
Игра «Собери пословицу и объясни смысл».
Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.
1 группа.
Друг верен, во всем измерен.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
2 группа.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Не тот друг кто мёдом мажет, а то, кто правду скажет.
Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь.
3 группа.
Друга на деньги не купишь.
Дружный табун волков не боится.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.
Самопроверка
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Работа с толковым словарем
– Дайте определение понятию дружба
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
- Найдите определение понятия дружбы в учебнике с. 32. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.
- А сейчас минутка отдыха.
Физминутка «Дружба» (игра «Обнимашки»)
Работа в парах
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще
дописали?
– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?
5. Работа над понятием «друг».
Беседа
- Кто такой друг?
– Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
(читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Можно ли героя назвать настоящим другом?
Каким должен быть настоящий друг?
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
6. Трениг
Игра «Мы похожи».
-Ребята, я вам предлагаю сидя за партами, повернуться к друг другу и поговорить на тему «Чем мы отличаемся», а потом поговорить на тему «Чем мы похожи».
По окончанию проводиться обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что каждый человек индивидуален, но есть и очень много общего у ребят. (Например: живут в одном посёлке, учатся в одной и той же школе, в одном классе, ходят в одинаковые кружки, любят одни и те же мультфильмы и т.д.)
Игра «Расскажи о своем однокласснике».
Дети беседуют в парах и узнают друг о друге интересные детали, затем каждый рассказывает о своем соседе, все убеждаются какие талантливые и интересные дети в классе. Все достойны уважения и хорошего отношения к себе.
Упражнение «Комплимент»
Что такое комплимент?- С каким выражением лица нужно произносить эти слова - Итак, вы поворачиваетесь к своему соседу по парте и говорите ему приятные слова. Как вы думаете, легко говорить комплименты. Говорить комплимент друг другу необходимо.
Упражнение «На одной ноге»
- Для выполнения следующего упражнения мне понадобится 6 человек (по желанию).
Встаньте парами, друг против друга и постарайтесь выполнить задание:
- Согните левую ногу в колене, постойте в таком положении.
- Вам удобно?
- Согните правую ногу в колене, попробуйте так постоять.
- Вы комфортно себя чувствуете?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы выполнить это задание было легко? (взяться за руки).
- Попробуйте. Вот видите, когда вы вместе, любые трудности можно преодолеть.
в) Упражнение «Протяни друг другу руку.»
Суть этого упражнения заключается в том, что нужно нарисовать свои ладошки, сердечки и собрать всё на общем плакате. Вы работаете все вместе. Потом посмотрим, что же у вас получилось.
Игра «Цифровая биржа»
Игра рассчитана на 10-15 человек. Каждому участнику выдается определенное количество (например, десять) небольших карточек (это могут быть просто мелко нарезанные бумажки), на каждой из которых проставлены или проставляются участниками цифры от 1 до 10.
Задача игроков заключается в том, чтобы собрать 10 карточек с одной какой-нибудь цифрой. Побеждает тот, кто сделает это самым первым.
Как показывает опыт, данная задача усложняется, в первую очередь, тем, что иногда несколько человек начинают собирать одну и ту же цифру, в результате чего обязательно проигрывают, если кто-то не уступит.
В процессе игры необходимо договариваться с людьми, у которых есть собираемая цифра, осуществляя своеобразный "бартер", т.е. меняя "ненужные" цифры на "нужные".
7.Просмотр мультфильма «Милый мультфильм про дружбу цыплёнка и червяка»
youtube.com›watch?v=A-TSKYPyX7Y
– Какие «Законы дружбы мы могли бы составить»?
Не выдавай чужие секреты;
Всегда будь честным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не меняй друзей;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.
VI. Рефлексия.
Получены ли ответы на поставленные вопросы?
VII. Подведение итогов
Ритуал прощания.
- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда. Исполнение песни Слова: М. Пляцковский
Музыка: В. Иванов
«Ты да я, да мы с тобой» (Исп. С. и Т. Никитины. )