Тема: «Дружба – какое чудесное слово!»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать, какими качествами должен обладать друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развивать стремление дружить с окружающими.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить,
Беречь дружбу, Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить,
общаться в коллективе;
- воспитание доброжелательности, уважения друг к другу,
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
умение обсуждать и анализировать произведения , выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Оборудование:
1. Запись В. Шаинского “О дружбе”.
2. Карточки со словами: друг, приятель, товарищ.
3. Плакат, ножницы, карандаши, бумага цветная, клей.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Наше занятие начнём с гимнастики мимики и жестов.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
II. Вступительное слово учителя.
- Я подготовила для вас портрет класса. Давайте послушаем.
Портрет класса.
Рост нашего класса 11 м 95 см.
Вес 262 кг.
Нам 99 лет.
У нас 20 глаза, из них карих - 5, серые - 1, голубых - 2 , зеленых - 3.
У нас 10 носов, 10 ртов и 20 ушей.
Прически, которые любят носить дети нашего класса: у 2 мальчиков короткие стрижки, 1 из них лохматый; 6 девочек носят хвостики,1 – ходит в школу с распущенными волосами(она отращивает их).
У нас 6 братьев, 3 сестры.
Мы любим и братьев меньших, у нас: 10 кошек, 11 собак.
В свободное время мы рисуем, танцуем, поём, катаемся на роликах и на велосипедах, играем на компьютере, играем в футбол, хоккей, занимаемся спортом. (Это только внешняя сторона).
- О чём не сказано в характеристике класса?
(Не говориться о жизни класса, о взаимоотношениях.)
- Обо всём об этом мы и будем вести разговор.
Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга/
- Верно! Но наша радуга будет необычной. На ней написаны слова. (читают на компьюторе)
Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет
Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? (О дружбе.)
III. Беседа о дружбе:
1. На доске слова: друг, товарищ, приятель .
– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?( У товарищей общая цель, средства и результаты общей деятельности. Вы между собой товарищи. Приятели – это люди со взаимной симпатией друг к другу, общающиеся между собой. Например, ученики из других классов.)
2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
- Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? (Дружба всегда добровольна, найти друга значит разделить беду и умножить радость, найти опору и завоевать доверие.)
3. Рассказ учителя.
– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.
- Что же такое «бескорыстие»? (Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.)
- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дорожишь ты дружбой, то делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как «порядочность». (Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – это и есть порядочность.)
- Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
IV. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?” (разбиться на группы)
«Как бы я поступил?»
1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
«Как бы я поступил?»
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Для всех.
3. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.)
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
V. Законы дружного коллектива:
Выведем основные законы коллективной жизни.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Потренируемся в их выполнении.
VI. Викторина «Кто с кем дружит»
Задания:
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.) Непохожий не на кого
Доверчивый Буратино и … (Мальвина.) Указывала на недостатки
Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.) Весело вместе
4.Забавные бурундучки Чип и :(Дейл). Выручали
5.Добрая Белоснежка и :(семь гномов).
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)
Пословицы
— О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (учитель читает начало пословицы, дети договаривают конец): презентация
Старый друг … (лучше новых двух)
Друг познается … (в беде)
Нет друга — ищи, а найдешь — … (береги)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Не мил свет, когда друга … (нет)
С другом веселее при удаче, легче в … (беде).
— Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?
— Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?
Работа над притчей.
— Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.
Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Беседа по притче:
— О ком эта притча?
— Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?
— Какова главная мысль притчи?
VI. Тренинг “Круговая беседа”.
Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова “Я чувствую себя счастливым, когда у меня есть верный друг ”.
Возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга, послушайте эти строки:
Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити, нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните, надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
VII. Продолжение беседы
– А с кем вы дружите?
– Каким, на ваш взгляд, должен быть друг или подруга?
- Как вы выбираете себе друга?
- Как вы думаете, за какие качества вас выбрали в друзья?
Качества настоящего друга. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.
1. Какими качествами должен обладать настоящий друг? Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг??
Сейчас мы с вами будем составлять цветок «Дружбы»
У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.
1. Честность Враньё 2. Доброта 3. Верность Грубость 4. Взаимовыручка Предательство Драчливость 5. Справедливость Задиристость; 6. Ответственность 7. Сострадание | . |
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?
VIII. Просмотр мультфильма из серии «Лунтик» - «Мирный путь».
– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Давайте посмотрим мультфильм об этом.IХ. Итог занятия.
- Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
IX. Рефлексия.
— А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Посмотрите на наш Цветок.
— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?
— Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг.
Исполнение песни В. Шаинского “О дружбе”. /“Дружба крепкая…”/