Классный час для 5 класса
«Герои невидимого фронта»
-
Цель:
-
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
-
Расширить знания учащихся о героях ВОВ, их подвиге во имя Родины.
-
Формирование умения работать в группах, первичных навыков по основам военно-прикладного искусства.
Задачи
-
Пробудить интерес у учащихся к историческим событиям;
-
Способствовать развитию индивидуальных и творческих способностей;
-
Совершенствовать навыки работы в группах;
-
Оборудование:
Музыкальный центр, микрофон, ноутбук , мышь, колонки, проектор, экран, свеча, дополнительный материал.
Ход занятия:
Слайд 1
-
Мотивационный этап (знакомство, введение в тему)
-
1.Деление на группы. (Дети в класс входят и берут жетон любого цвета. Садятся за столы с флажком такого же цвета)
-
Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Евгеньевна. Сегодня классный час у вас проведу я и посвящён он победе в ВОВ, мы поговорим о героях невидимого фронта.
-
-Ребята, давайте представим, что мы с вами сами перенеслись в те военные годы и стали участниками боевых действий.
Слайд 2- музыка (погружение в тему)
Прошло 65 лет, как кончилась война.
Но память о ней и поныне жива.
Как это ужасно, когда пули свистят
И мертвый на мертвом солдаты лежат. Слайд 3
Война: Это горечь разлук и потерь. Слайд 4
Война: Это муки и гибель людей. Слайд 5
Это боль матерей и слезы детей. Слайд 6
Потеряно столько отцов, сыновей!
И хочется мне, чтоб никто никогда Слайд 7
Не слышал страшного слова "война"!
Слайд 8 Фонограмма взрывов
22 июня 1941 года не просто дата, а рубеж – начало отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.
Слайд 9
Уже в начале войны было ясно, что люди готовы, не щадя своей жизни, сражаться за свое отечество. Навеки останется в народной памяти подвиг защитников Брестской крепости. Они больше месяца, находясь в осаде, сражались с превосходящими силами противника.
Слайд 10
История человечества не знает такого мужества, какой проявили воины и жители блокадного Ленинграда.
Слайд 11
А Сталинградская битва, Курская битва- можно продолжать долго…
Но есть ещё солдаты – бойцы невидимого фронта. Их победы не были столь громкими, но они очень много сделали для нашей победы.
2. Основной этап
Слайд 12
РАЗВЕДЧИКИ
Вы знаете, ребята, что среди наших земляков – южноуральцев тоже был разведчик - герой советского Союза Василий Казанцев.
-
Слышали про такого?
-
А что слышали?
Так вот он был разведчиком в подразделении истребителей танков. Это одна из самых опасных фронтовых профессий.
Товарищи доверили ему стать знаменосцем. И когда наши войска вошли в Берлин, Василий 30 апреля 1945 года первым из русских солдат поднялся на его крышу рейхстага и укрепил первое знамя Советского Союза.
Известные разведчики Егоров и Кантария поднялись на рейхстаг только через сутки! Они укрепили на крыше рейхстага знамя, которое было, потом признано официальным Знаменем Победы.
Василий Казанцев на следующий день после своего подвига был тяжело ранен и умер в госпитале, так и не узнав, что ему присвоено звание Героя Советского Союза.
-
А кто из вас хотел бы быть разведчиком?
-
Но у нас сегодня уже назначены разведчики, и они приглашаются для выполнения боевого задания.
-
Вам нужно определить на карте самый короткий маршрут.
-
Разведчики готовы? Начали.
- Остальные ребята берут конверты под № 1 и из пазлов собирают знак «Отличник- разведчик». Команда, выполнившая первой задание, тоже берёт звезду и также прикрепляет её около галстука цвета своей команды.
Слайд 14 (Отличник - разведчик)
-
- Посмотрели на слайд и проверили, у всех ли правильно собран знак.
-
Вам знаком этот знак?
-
Запомните, он давался за большие заслуги перед Родиной.
-
Сегодня самые быстрые и правильно выполнившие задание ребята и.
команды, тоже будут получать знаки - звёзды и прикреплять их к своим галстукам
Но были солдаты, которые часами, днями сидели в засаде, чтобы выполнить своё задание.
Слайд15 (СНАЙПЕР)
Слайд 16
Вот таким был наш земляк, из Василий Зайцев, который завершил ставшую впоследствии знаменитой на весь мир «дуэль снайперов», он застрелил в развалинах Сталинграда известного немецкого снайпера майора Кенигса, который специально прилетел из Берлина, чтобы уничтожить главного «русского зайца», так фашисты называли нашего снайпера. Почти 4 дня сидел Василий в засаде и ждал, пока сделает немец ошибку и поднимет голову из укрытия. И только тогда Зайцев сделал смертельный выстрел.
-
В каждой команде есть снайперы.
-
Снайперы - пройдите к мишеням.
-
Ваше задание из слова ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ составить любые слова и записывать их в мишень, пока не доберётесь до центра мишени. Время на задание 1 мин.
-А для всех остальных тоже будет задание. Берём конверт под № 2
В нём разрезана на отдельные слова пословица на военную тему. Из этих слов за одну минуту нужно собрать всю пословицу и объяснить её смысл.
Самая быстрая команда тоже прикрепляет звёздочку.
-
А теперь вернёмся к бойцам невидимого фронта. Не все великие дела совершались на поле боя. Многое зависело от того, как быстро придёт приказ из штаба и смогут ли его перехватить враги. Было придумано много способов, как закодировать сообщение.
-
Какие вы знаете способы?
-
Даже были изобретены специальные кодирующие машины. Вот одна из них.
Слайд 17
Это немецкая шифровальная машину «Энигма». Она также известна как «счётная машина». Для каждого сообщения шифр менялся, и русским шифровщикам приходилось постоянно искать ключ к расшифровке секретных сведений.
Слайд 18
(Звук азбуки Морзе)
-
- Ребята пришло срочное донесение с фронта.
-
Вы сейчас будете шифровщиками.
-
Возьмите конверт № 3
-
Воспользуетесь шифром, лежащим перед вами и раскодируете по моему сигналу сообщение за одну минуту.
-
Начали.
-
Время вышло.
-
- Что получилось?
Поле заминировано, нужны сапёры.
Слайд 19
Слайд 20
Обратная связь.
-
Ребята вы сейчас тоже попробуете себя в роли военных корреспондентов. За 5 минут вы подготовите боевой листок в виде коллажа.
-
Слайд 21
-
- Ребята, что такое коллаж?
-
Заготовки вы видите перед собой.
-
- Начинаем работу.
(фон музыка) Создание коллажа
-
-Ребята заканчиваем работу, представители команд выйдите и покажите свои коллажи.
-
-Получились очень красивые работы. Их вы можете подарить ветеранам или самым дорогим людям в день Победы 9 мая.
-
Слайд 22
4. Итог
-
- Вы сегодня узнали о бойцах невидимого фронта, узнали, какие они совершали героические поступки на войне.
-
О ком мы с вами говорили?
-
- Вы сами тоже попробовали себя в роли бойцов, применяли свою смекалку, свою смелость, ловкость, эрудицию. Посмотрите, какая команда набрала больше звёзд.
-
Но главное, что вы все справились с заданиями, ведь только вместе можно победить.
-
И я вам всем дарю георгиевские ленточки - символ памяти о войне и ее героях.
-
А кого ещё можно назвать бойцом невидимого фронта?
-
(связисты, санитары, шофёры, почтальоны, кинорепортёры, фотокорреспонденты…..)
Слайд 23 (ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ)
-
Вечная слава солдатам с передовой и бойцам невидимого фронта.
-
Чтобы мы всегда помнили о погибших, в каждом городе горит вечный огонь.
-
- У меня в руках огонь- символ памяти, мне хочется, чтобы каждый из вас подержав в руке и передав друг другу этот огонёк, вспомнил о тех, кто погиб защищая Родину от врага.
Песня «Ты же выжил солдат»
Слайд 24
Пролетели года,
Отгремели бои,
Отболели, отмаялись Слайд 25
Раны твои,
Но, великому мужеству Слайд 26
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь Слайд 27
У святого огня.
Ты же выжил, солдат, Слайд 28
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил, Слайд 29
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер – Слайд 30
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях, Слайд 31
Отразился огонь.
Говорят, что не плачет Слайд 32
Солдат - он солдат,
И что старые раны Слайд 33
К ненастью болят.
Но вчера было солнце Слайд 34
И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат, Слайд 35
У святого костра?
Ты же выжил, солдат, Слайд 36
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил, Слайд 37
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер – Слайд 38
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.
Заключительное слово учителя.
Слайд 39
Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе.
Слайд 40
Окружим же заботою тех, кто еще с нами.
Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.
Рефлексия
-
Мне было очень приятно провести с вами этот классный час. Спасибо за работу, трудолюбие, внимание.
-
Но мне интересно узнать, понравилось ли вам занятие? Подойдите к салюту и прикрепите кружок красного цвета- если вам очень понравилось задание. …..
-
Спасибо всем за внимание.
8