МАОУ «СОШ № 57 имени А.Цыденжапова»
Классный час,
посвящённый Году науки и технологий.
Подготовила
учитель начальных классов
Дмитриева Ольга Павловна.
Улан-Удэ
2021 год
Цель: расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки и современных технологий.
Задачи: повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся, развитие памяти и творческих способностей; воспитание патриотизма.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня 1 сентября. Торжественный и праздничный день. Мы отмечаем начало нового учебного года. И наш первый классный час посвящается Году науки и технологий. Первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что нынешний Год науки и технологий – это праздник и всех школьников России тоже.
Чтецы:
1.Орешек знаний твёрд,
Но всё же мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Упорство и стремление всё знать!
2.Говорят, что чудес не бывает!
Не волшебники мы – только учимся!
Но уж твёрдо мы верим и знаем –
У учёных и чудо получится.
3.Мы – наследники мудрых гениев,
Но шагаем путями своими!
Пусть мы юные, тем не менее –
Мы любые преграды осилим!
Видеофильм о величайших научных открытиях (4 мин).
Рассказ учителя о российской науке (презентация слайдов).
- 8 февраля 1724 года Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 — в Российскую академию наук.
Российская наука дала миру много великих имён и открытий. М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, С.П. Королёв — эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Когда-то давно люди придумывали разные новые вещи и считали, что изобретательство, творчество идёт откуда-то свыше и дано не всем. Но однажды один учёный, Генрих Саулович Альтшуллер, изучив жизнь многих изобретателей, смог создать такую систему, по которой можно научить думать, изобретать каждого человека. (Слайд)
- Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к далёким звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол. (Слайд)
- Да, со временем какую-то работу за людей будут выполнять роботы. А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека?
(Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам.)
- То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг. (Слайд)
- Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. (Слайд)
- А что такое мышление? (Слайд)
- Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих.
- Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? (Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.)
- А что вы можете тренировать, развивать в себе сами? (Воображение можем тренировать, решать задачи; можем получать знания.)
- В этом вам помогают уроки математики, русского языка, окружающего мира. И, конечно, свои знания надо показывать. Для этого мы сегодня проведём интеллектуальный марафон. И пробежимся мы по всем изучаемым школьным предметам.
Каждый ряд – это команда.
Окружающий мир.
Игра «Угадай-ка»
Запасливый грызун с защёчными мешками. (хомяк)
Пресмыкающееся, умеющее менять окраску в зависимости от внешних условий и настроения (хамелеон)
Дерево, на котором растут вкусные и полезные орешки, хотя на самом деле это вовсе не орехи, а шишки. (кедр)
Самый быстрый зверь. (гепард)
Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийского языка «не понимаем»? (кенгуру)
Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)
Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (голуби)
У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (лиственница)
Хором договорите географические названия (слайд):
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
____________ полюс
Математика.
Найди 2 числа, если их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого. (6 и 9)
В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине. Если все их можно раздать поровну двум или трём детям? (6)
Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине лестницы? (четвёртая)
Литературное чтение.
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (33)
Как звали домомучительницу Малыша? (Фрекен Бок)
Главной героине известной сказки Г.-Х. Андерсена в столице Дании Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Как зовут героиню этой сказки? (Русалочка)
Учитель: Наш классный час завершён. Завтра будет учебный день. Вы пойдёте дальше по школьным дорогам за новыми знаниями. Я надеюсь, желание учиться не угаснет в вас никогда.