СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час"Государственные символы. Конституция. Права и обязанности детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный Дню Конституции РФ

Просмотр содержимого документа
«Классный час"Государственные символы. Конституция. Права и обязанности детей"»

Государственные символы. Конституция РФ.

Права и обязанности детей

Цели:

1. Расширять представления учащихся о родной стране; современной государственной символике;

2. Познакомить с основным законом - Конституцией России;

3.Дать представления о правах. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма;

Ход классного часа


1. Вступительное слово.

-В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина.


(ученик читает стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.


С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.


С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

-Как называется наша Родина? (ответы детей)

-Наш классный час посвящен нашей Родине – России. (Слайд 1)

По-другому Россия называется Российская Федерация.

2. Беседа о России, её символах:

- Если перевести со взрослого официального языка на простой русский, то «федерация» — это союз, объединение. (Слайд2)

- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. Сегодня в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.(Слайд3)

-Какие народы живут в России? (ответы детей)

-В России проживают 180 наций и народов. Все они объединились в одно большое государство. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, и гимн.

-Отгадав загадки, которые я вам загадаю, вы вспомните цвет флага нашей страны.

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете… (белом)


Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в …(синий)


Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко… (красном).


-Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. (Слайд 4 ) Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.


-Как вы думаете, зачем нужен герб? (ответы детей) (Слайд5)

- Попробуйте описать Государственный герб России.(ответы детей)

-Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном геральдическом щите; над орлом три исторические короны Петра Великого (над головами – две маленькие и над ними – одна большего размера); на груди орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

- Кто знает, как зовут этого всадника? (ответы детей).

-Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

-Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.


- А что такое гимн? (ответы детей) (Слайд 6)

-Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

(Звучит гимн России)

-Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?

-Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание? Почему?

-Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого государства.

- Государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трёхсот лет.


3.Физминутка




4.Рассказ о Конституции Российской Федерации

-Для того чтобы люди в нашей стране могли отдыхать, учиться, работать, нужны законы.

- Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. (Слайд7)


(ученик читает стихотворение)

Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию,

страну,
Родину свою одну!

(Слайд8)

-Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.


(рассказывает заранее подготовленный ученик)

-Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.


- Что записано в Конституции? (ответы детей)

- В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. -А что же такое - право? (ответы детей)


(рассказывает заранее подготовленный ученик)

-Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.



5. «Путешествие» по стране Правознайке.

-Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки.

-Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

-Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

-Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.


1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под­вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе­денным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)


( Слайд9)


- Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати­но». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают ответ 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ 1 на бесплатное образование.)

-В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред­ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников? (ответы детей)


(Слайд 10)


-Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

-Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.


6. Заключительная часть.

- Вот и подходит к концу наше занятие, посвящен­ное Дню Конституции.

-Проведём блицопрос:

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Назовите государственные символы России.


7.Подведение итогов.

- Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и других людей, сможете по достоинству оценить нашу страну. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.


-А закончить наш классный час я хочу строками из стихотворения В. Гудимова:


Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
























Список используемой литературы:


1. Голубева Т. С. Государственная символика России // Начальная школа. 2001. № 7


2. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007


З. Слейнир С. Геральдика: Иллюстрированная энциклопедия / Пер. И. Жилинский. М.:Эксмо,2005


http://tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html


http://www.kostyor.ru/history/symbols/


http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!