СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классный час в 9 классе
Тема: «Я люблю тебя, жизнь!»
Цель: расширить представления о любви к жизни.
Задачи:
1. Формировать позитивные восприятие мира, развивать навыки доброжелательного и заботливого отношения;
2. Побуждать стремление к добрым поступкам;
3. Воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.
4. Закрепить знания о детском телефоне доверия
5. Закрепить у учащихся положительное отношение к здоровому образу жизни.
6. Развивать умение и навыки в сфере общения.
Оборудование: листочки, презентация, фильм «Ник Вуйчич» , музыка, метафора, плакат.
Музыкальное сопровождение по выбору классного руководителя
План классного часа
1. Вступительное слово.
2.Упражнение«Жизненная прямая» ( определить ценности жизни;)
3.Презентация «Личности»
4. Видеосюжет
5. Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни»
6. Рефлексия
8. Подведение итогов классного часа. «Я люблю тебя, жизнь!»
Ход классного часа
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые учителя, ребята! Наш классный час называется "Я люблю тебя, жизнь!" Эпиграфом к сегодняшнему занятию я взяла слова М.М.Пришвина: «Любить жизнь – это значит уметь забывать все плохое... и удерживать все хорошее.»
И сегодня я хочу поговорить о том, какой увлекательной, яркой, полезной может быть наша жизнь, и о том, как избежать опасных соблазнов, которые губительно воздействуют на нас.
Мотивация учащихся для разговора
9 класс – окончание средней школы. Для кого-то на этом этапе школьная жизнь завершается, и начинается новый этап в жизни. Для тех, кто решает идти в старшую школу, это тоже совершенно новый этап. И там и там, по сути, идёт выбор профессионального пути. В стенах ли школы, других ли учебных заведениях будут новые коллективы, новые требования, новые радости и новые трудности
Поэтому именно сейчас уместен и нужен серьёзный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах
Сейчас я прочитаю вам притчу.
Индейская притча о том, что такое жизнь.
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь:
СТАРИК: Видишь ли, жизнь - это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость.
ВНУК: А какой же волк в конце концов побеждает?
СТАРИК: Тот, которого ты кормишь...
Опишите жизнь человека, который кормит второго волка? А какова же жизнь человека, который кормит первого волка? Какой из этих двух людей более счастливый?
Ребята, а давайте с вами разберемся, что такое счастье? Вы можете назвать себя счастливыми людьми? Задайте себе вопрос: «А я счастливый человек?» А как вы определяете, что человек счастлив?
Счастливый человек заметно отличается от окружающих — он улыбается, он «светится», у него всё, за что он берётся, получается. Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.
«Жизненная прямая»
Я предлагаю каждому из вас нарисовать линию и представить, что это - символический рисунок вашего жизненного пути. Нужно отметить главные, по вашему мнению, события, которые уже произошли с вами, и точку «сегодняшнего дня». Далее обсуждение, все ли события были радостными.
Учитель: в жизни не всё гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события, трудности, проблемы.
Можно ли решить проблемы, справиться с трудностями? Как? Кто эти проблемы может решить?
Правильно, это результат усилий самого человека?
Презентация «Личности»
Сейчас я хочу познакомить вас с сильными личностями, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко
Травма Валентина Дикуля В 1962 году Валентину шёл пятнадцатый год, когда он начал исполнять свой первый номер воздушной гимнастики во Дворце спорта, на высоте 13 метров. Неожиданно лопнула стальная перекладина, к которой крепилась страховка. Валентин Дикуль упал. Неделю находился в реанимации городской клинической больницы, затем в больничной палате нейрохирургического отделения. Диагноз врачей: «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма», множество локальных переломов. Дикуль стал тренироваться. Поднимал предметы, растягивал резиновый жгут, отжимался. Он занимался по 5-6 часов в день, но ноги не действовали. Терпя боль в позвоночнике и усталость, он выполнял силовые упражнения и изучал медицинскую литературу о позвоночнике, собирая необходимую информацию. Доктора упрашивали его прекратить тратить впустую время и усилия, объяснив, что успех невозможен. Но он продолжал заниматься до полного изнеможения. Стал поднимать гантели — сначала маленькие, затем всё больше увеличивал вес, разрабатывал все мышцы спины, которые были дееспособны. Далее у него возникла идея, что двигать нужно и недействующие части тела, как если бы они были здоровы — полным циклом. Валентин Дикуль создал тренажер и при помощи рук тренировал все мышцы. Через восемь месяцев его выписали из больницы с инвалидностью первой группы.
Учитель:Как эти люди сумели добиться своего успеха наперекор судьбе?
4)Видеосюжет о Нике Вуйчиче
- А сейчас я познакомлю вас ещё с одним человеком. Видеосюжет о Нике Вуйчиче .
-Ребята, о чём заставляет задуматься этот фильм? Какие трудности были у него? Что могло с ним произойти если бы он не справился? Кто ему помог или что ему помогло, когда он хотел уйти из жизни? Кто помог ему понять, что такое счастье, что главное в его жизни?
Каковы основные составляющие нашей жизни? Для ответа на этот вопрос я познакомлю вас с одной замечательной современной притчей, которую мы с вами попробуем реализовать. (учитель проводит эксперимент используя банку, камни, горох и песок)
Притча "Полная банка"
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял трехлитровую стеклянную банку и наполнил ее большими камнями.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Тогда он открыл банку горошка и высыпал ее содержимое в эту же банку и немного потряс ее. Горошек занял свободное место между камнями.
Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Студенты ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Песок занял полностью существующее свободное место и все закрыл. Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Студенты ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда он достал кружку с водой и вылил ее в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это все остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И так же в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.
Вывод: Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
5. Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни»
Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что трудности на жизненном пути – это не повод для стрессов и депрессий, это испытания жизни, которые делают нас более сильными, более мудрыми, жизненные испытании – это ступеньки по лестнице, которые ведут нас ввысь, к желаемой цели. Человек, который не видел трудностей, ещё маленький – незрелый и невзрослый. А взрослый - это тот, кто умеет делать правильный выбор. В вашем возрасте очень часто стоит выбор между ЗОЖ и наркотиками с алкоголем. Нужно научиться говорить «нет» тем, кто оказывает на вас отрицательное давление.
И сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Отказ. Один ученик играет роль "уговаривающего", а другой - "отказывающегося".
1 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
- Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать.
- Хочу. Но если это связано с наркотиками, я - пас. Не хочу неприятностей.
- Да какие неприятности? Там делов-то: сходить в одно место и достать дозу.
- Нет, спасибо, у меня и так хватает проблем с родителями.
- Да никто же не узнает.
- А почему ты сам не хочешь?
- Я не могу, занят.
- Сходишь, когда освободишься. А вообще-то советую тебе не загрязнять свой организм наркотиками.
- Подумаешь, какой умный.
- Да, и горжусь этим!
2 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик за "компанию".
- Эй, друган!
- Чего тебе?
- Есть закурить?
- Не курю.
- А у меня есть. Давай покурим.
- Я же сказал, не курю.
- Никогда не поздно начать.
- Никогда не поздно и бросить.
Да ладно тебе, пошли, оторвемся, "косяк" забьем. Пошли, не пожалеешь.
- А, между прочим, травку курить вредно.
- А может, ты просто родителей боишься?
- Нет, просто эта дрянь не для меня. Жизнь дается лишь один раз, и я не готов ее разменять на наркотики!
3 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
- Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку.
- А что здесь?
- Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому.
- Спасибо, я таких вещей остерегаюсь.
- Чего ты испугался? Слабо что ли?
- Нет, я не испугался. Просто не хочу неприятностей.
Ведущий: В этой сценке как такового ответа "нет" не прозвучало, но подразумеваемый отказ в последней реплике все-таки присутствует. Все ребята прекрасно сыграли свои роли. Спасибо.
Вы видите, что приемов отказа очень много. Надеюсь, вам не придется воспользоваться ими. Но если возникнет такая критическая ситуация, то я уверена, что вы с честью выйдете из неприятного положения.
Учитель. Но есть в нашей жизни моменты и проблемы, с которыми трудно поделиться с близкими людьми, с родителями, с друзьями. Что тогда делать? У кого спросить совета? Верно, телефон доверия – очень хороший способ найти самый оптимальный выход из сложной ситуации, профессионалы оценят степень сложности проблемы со стороны и дадут вам ценные советы. Что же такое телефон доверия? Нам об этом расскажут Юлиана и Олеся.
Ученик: Первый телефон доверия появился в 1953 году. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, – все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Помощь оказывается бесплатно, анонимно (можно не сообщать свое имя). Вскоре вслед за взрослыми телефонами доверия стали организовывать телефоны доверия для детей. С 2010 года во всех городах России номером детского телефона доверия стал номер 8-800-2000-112. Телефон доверия – это служба, куда может анонимно обратиться абсолютно любой человек, чтобы обсудить отношения с друзьями, близкими, семейные и школьные отношения.
Как устроен телефон доверия?
В службе Детского телефона доверия работают опытные специалисты - психологи. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги. Телефон доверия открыт для каждого человека. В том числе и для родителей. Не важен возраст, состояние здоровья звонящего. Помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший и специалист не должны сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое имя или вымышленное имя для удобства общения.
На телефон доверия можно обращаться по следующим вопросам:
Когда не знаешь, как вести себя в тех или иных ситуациях.
Произошел конфликт с кем-то из старших или друзей. В связи с этим тревога не покидает тебя.
В школе проблема с учителями.
Как избавиться от алкогольной, табачной или наркотической зависимости.
Когда больше не хочется никого видеть и ни с кем общаться.
Профессионалы службы доверия помогут вам решить ваши проблемы советом и тем самым сделают вас более счастливыми. Сегодня и я хочу помочь вам стать более счастливыми, для вас я приготовила памятки «10 советов для чудесного настроения»
Памятка «10 советов для ЧУДЕСНОГО настроения!»
Если начали ощущать, что с вами что-то не так и грустные мысли одолевают со всё большей силой, старайтесь не оставаться в этом состоянии надолго – может затянуть. Ищите способы, которые помогут справиться с этим состоянием.
1.Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь себя контролировать. Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь не ссориться с близкими вам людьми, прощайте их. Прощая, вы избавляетесь от гнева и мстительных чувств, которые разрушают в первую очередь вас самих.
2.Попробуйте смотреть на мир с юмором. Даже если вас оскорбили или вы попали в непростую ситуацию, всё равно улыбнитесь и скажите себе: «И это тоже пройдёт!». Невероятно, но у тех, кто искренне верит, действительно, всё плохое уходит.
3.Не сидите дома, обижаясь на весь мир! Можете не сомневаться: на улице, в компании друзей и знакомых настроение плохим не бывает. Доказано!
4.Внесите в свою жизнь элементы новизны. Психологи рекомендуют время от времени изменять устойчивые привычки – например, завести новое хобби или сменить стиль одежды. Подберите новый гардероб. Ничто не действует так положительно на настроение, как внимание окружающих.
5.Научитесь расслабляться. Когда выполняете какую-нибудь нудную работу, думайте о чём-нибудь приятном. Например, о предстоящей встрече с друзьями или любимым человеком. Не забывайте об аромалампе. Эфирные масла, которые положительно влияют на настроение и душевное состояние: мандарин, апельсин, лимон, грейпфрут, бергамот.
6.Займитесь плаванием. Вода помогает телу отдохнуть и расслабиться, повышая тонус и настроение. Кроме того, возможность несчастного случая или травмы при плавании минимальна, в отличие от многих других видов спорта.
7.Остановитесь, оглянитесь… Иногда люди оказываются в западне просто потому, что не находят времени задуматься, в нужном ли направлении они двигаются. Следует вовремя наводить порядок в мыслях, целях, связях, так же, как вы регулярно делаете уборку в помещении.
8.Относитесь к жизни проще. В жизни всегда есть место подвигу, однако нужен он далеко не всегда. Старайтесь сосредоточиться на том, что вы делаете в данную минуту. Часто это скорее способствует успеху, чем желание гарантировать долгосрочный результат. Радуйтесь даже мелким успехам и маленьким достижениям.
9.Сохраняйте чувство перспективы. Жизнь есть движение, и то, что сегодня представляется трагедией, возможно, завтра вызовет улыбку. Не зря ведь говорят – “утро вечера мудрее”.
10. Если вам хочется полежать в постели и похандрить, лучше не идти на поводу у этого желания, обычно оно затягивает в воронку уныния. Двигайтесь – и ваши эмоции также станут более подвижными. Посмотрите фильм, сделайте уборку… Это самый эффективный способ предотвратить депрессию в зародыше.
Хорошего настроения вам всем!
Беседа:
Интересное существо - человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.
Давайте задумаемся: ведь наша жизнь достойна благодарности!
Понаблюдайте за собой и окружающими вас людьми. Отмечается следующая закономерность: чем более мы неблагодарны, тем меньше Жизнь склонна давать нам подарки. А зачем? Ведь мы все равно недовольны! Если мы неблагодарны жизни сейчас, то вряд ли будем благодарны в будущем. Мы всегда найдем, о чем попереживать и что осудить!
И наоборот. Чем более мы довольны и благодарны сегодня, тем добрее на нас смотрит Жизнь и охотней исполняет наши желания.
Все прекрасно знают: нет смысла, заботится о том, кто вечно недоволен. Он был недоволен вчера, он недоволен сегодня и ваша помощь мало что изменит в его восприятии Жизни. Вам не хочется заботиться о том, кто вечно недоволен. Он вашу помощь не заметит, не поблагодарит и не порадуется Жизни. Всё бесполезно!
Давайте сейчас будем учиться смотреть на нашу жизнь с благодарностью.
Творческая деятельность: Сейчас я предлагаю вам взглянуть на «Дерево жизни» (нарисованное на ватмане большое дерево без листьев). Каждый из вас сейчас возьмет один-два цветка (стикер) и прикрепит его к «Дереву жизни» предварительно написав на нем, за что вы благодарите свою жизнь.
Выполняя это задание, вспомните каждый значимый эпизод, каждое событие своей судьбы, проникнитесь чувством искренней благодарности и теплоты к жизни и всем персонажам, которые встречались в ней! Жизнь прекрасна в любой момент, только мы не всегда об этом помним.
Если мы не будем ценить все то, что дарит нам наша жизнь, она у нас будет скучной, неприветливой, как то сухое дерево, которое мы видели совсем недавно. Но стоит нам взглянуть на жизнь с другой стороны и ценить каждый ее миг, благодарить ее за радости, удачу, подарки судьбы, тогда наша жизнь расцветет, будет дарить нам новые цветы и в ней обязательно появятся новые плоды и перемены к лучшему.
Подводя итог, давайте подумаем, что вы почерпнули для себя из нашего классного часа, чему научились?
Ответы учеников:
- Мы научились говорить "нет".
- Научились бороться с плохим настроением.
- Узнали много интересного о привычных для нас вещах.
- Мы научились совместно обсуждать и решать проблемы.
- Мы сделали выбор в пользу здорового образа жизни.
Учитель: Спасибо. Да, сегодня мы многому научились и многое узнали. Наверняка эти знания сослужат вам добрую службу.
«Жизнь не дается человеку просто так,
Не зря даны ему проблемы,
Нельзя про жизнь сказать: «Она пустяк»,
Полюбишь жизнь – наступят перемены.
Пойми, что все на свете для тебя,
Что каждый миг в любви тебе дается.
Вселенной ты разумное дитя,
И для тебя с утра сияет солнце.
Прими свою ты жизнь такой, как есть,
Ее такой ты создавал годами.
Проблем твоих давно не перечесть,
И знай – они из жизни не исчезнут сами.
Никто не разрешит проблем твоих,
Никто не уберет их словно в сказке,
Лишь только ты исправить можешь их,
И жизнь тебе уже дает подсказки.
Смотри на жизнь свою ты веселей,
Не бойся заглянуть во внутрь проблемы,
Ты Человек! Исправь все, не робей,
И в жизнь твою ворвутся перемены»
Учитель: - Ребята, в завершении нашего классного часа, я хочу пожелать вам всего самого наилучшего, цените каждый миг своей жизни, не забывайте благодарить ее за все, что она вам дает, любите свою жизнь, любите себя и своих близких, и тогда жизнь будет намного ярче, краше и счастливее!
Творческая деятельность:
Психолог предлагает написать благодарственное письмо своей Жизни. Есть несколько поводов поблагодарить свою Жизнь:
за то, что вы родились
за тело, в котором вы живете
за место, в котором вы появились на свет
за детство
за родителей
за друзей детства
за учителей в школе
за юношеские приключения
за первую любовь
за незабываемые путешествия, поездки
за будущее
за то, что вы знаете, что такое жизнь.
© 2022, Федина Наталья Владимировна 811 17