СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Как не любить мне эту землю"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Блассный час представлен в форме беседы на тему из истории одной семьи и села Преображенского Буденновского района

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Как не любить мне эту землю"»

Тема классного часа: «Как не любить мне эту землю»


Разработала:

Гайворонская А.С.,


Патриот – это человек, служащий

своей Родине.

Н.Г. Чернышевский


Как ни говори, а родной язык всегда

останется родным…

Л.Н. Толстой


Клянусь честью, ни за что на свете я

не хотел бы переменить Отечество

или иметь другую историю кроме

истории наших предков.

А.С. Пушкин


Грядущее есть только у того государства,

молодое поколение, которого выбирает

патриотизм.

М. Меньшиков




Цели классного часа:

  1. Воспитание сознательной любви к Родине, родному краю, селу;

  2. Формировать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека;

  3. Формировать чувства патриотизма, гордости за свою родину;

  4. Дать возможность ребятам выразить себя, учить отстаивать своё мнение.

Форма проведения классного часа: беседа.

Подготовка к классному часу:

  1. Подобрать материал о Родине.

  2. Подготовить группу учащихся к выступлению.

  3. Подготовить семейные рассказы « История нашей семьи в истории моей Родины».

  4. Анкетирование учащихся.

Оформление: тема написана на доске, эпиграфы.

Оборудование: карта, компьютер, магнитофон.

Содержание классного часа.

  1. Орг. момент. Назвать тему классного часа и цели.

Воспитание сознательной любви к Родине, родному краю, селу;

Формировать у вас правильное отношение к нравственным ценностям человека;

Формирование чувства патриотизма, гордости за свою родину;

Дать возможность вам выразить себя, учить отстаивать своё мнение.

Кто же такой патриот?

«Патриот – это человек, служащий своей Родине»



  1. Вступительное слово.

Задумывались ли вы над вопросом: « Что такое Родина?» Заурядное сочетание звуков или огромная держава с её великой историей. Место, где ты родился и рос, или просто пятно на карте?

Вот что говорил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский по этому поводу: «Наше Отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили спокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

- Согласны ли вы с последними словами К.Д. Ушинского?

- Ребята, а как же мы относимся к Родине?

Недавно мы с вами проводили опрос среди ваших классов. В 10 классе было предложено выбрать словосочетания, которые ассоциируются с понятием Родина и характеризуют её сегодняшнее состояние. Обратите внимание на эту таблицу.


Частотное (в %) распределение ответов десятиклассников, отражающих их понимание слова Родина.

Слово Родина вызывает чувство

Количество ответов

Любви к своему народу

15%

Гордости за свой народ

10%

Уважения к своей стране

30%

Сострадания к своему народу

20%

Гордости за историю, культуру

и традиции страны

60%

Унижения и позора

5%

Готовности отдать жизнь

за свой народ

30%

Безразличия

5%



Более чем у одной трети учащихся понятие Родина ассоциируется с уважением к своей стране, почти для каждого второго – с гордостью за историю, культуру и традиции или с любовью к своему народу. Испытывают гордость за свой народ 10 %. опрошенных.

Поскольку понятие Родина может вызывать не только положительные эмоции, но и негативную реакцию в связи с её сегодняшним состоянием. Таким образом, подавляющее большинство старшеклассников относятся к своему отечеству не безразлично, их глубоко волнует судьба страны и народа, успехи и трудности.

Среди 5 классов тоже проводился опрос. Давайте посмотрим их результаты.

Частотное распределение (%) ответов

пятиклассников, отражающих их понимание

слова Родина?


Определяющим в понятии Родина

является

Количество ответов

Родная семья, родной дом

18,75%

Место, где родился и живу

43,7%

Россия в целом

37,55%


Как видно, большая часть уч-ся связывает понятие Родина или с местом, где они родились и живут, или с Россией в целом.

На уроеах литературы вы учите стихи, в том числе о Родине, вспомните их.


Куда не посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружала

Простором лугов и полей,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Н. Рыленков.


Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина….

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

З. Александрова.



Среди гаммы человеческих чувств необыкновенно прекрасное и совершенное по-своему благородству и бескорыстию чувство – любовь к Родине. Яркое и чистое как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого звучания.

«Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм русского человека» - писал М.И. Калинин.

Стихотворение. Ставрополье.

Я видел Ставрополье на картинках,

В окно вагона, через дым костров…

Лежит оно в равнинах и горбинках,

Лежит на стыке четырёх ветров.

Ах, Ставропоье, синий край России,

Ты – песня эскадронная отцов.

Меня сады, поля твои растили

Под птичий грай и перезвон овсов.

Мне открывали даль твои рассветы,

А жаворонки – песни и траву…

Куда б меня ни заманили ветры –

Тебя от сердца я не оторву.


Сегодня к нам в гости я пригласила своих одноклассников. Когда мы учились в школе на наших классных часах мы пели песню «Уголок России».и сейчас для вас они споют эту песню.

( Песня «Уголок России».)

Любовь к Родине… У взрослого человека это чувство подобно большой реки. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеек, с которого все начинается. (Песня «Под крышей дома моего»)

Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города и села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой великой Родины, которая в дни опасностей и больших испытаний вся от края до края вдруг становится близка и дорога.

Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землёй. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам.



…Огонь родного очага

нас манит отовсюду.

Здесь мама, папа и сестра –

Родные сердцу люди.

Огонь родного очага,

Где только я ни буду,

Обнимет ласково меня

Прогонит будней смуту.

Огонь родного очага,

Село моё родное

И Ставропольская земля –

Степных красот раздолье…


Автором этих строк является наша выпускница, которая за свои успехи в учёбе получила золотую медаль – Тельпишова Марина.


Перед вами книга «Парижская коммуна» на Прикумье». Посвящена она 130 – летию села Преображенского и бывшему знаменитому в 20 веке колхозу имени парижской коммуны.

Автор книги Владимир Бабенко, жителя села Томузловского. Он является автором семнадцати книг. Он написал три краеведческих книги «Страницы истории села Томузловского», и книгу о нашем селе.


История Отечества складывается из описания отдельных судеб, истории городов, сёл, деревень. Начинается книга разделом «Обо всем понемногу».

В этом разделе рассказывается о первых переселенцах нашего села, о его жизни в первые годы, о том, как строилось село. Вот некоторые данные о нашем селе, когда ему было 22 года.

История. Село основано выходцами из Полтавской и Черниговской губерний в 1875году. Село получило своё название от имени церкви, сооруженной в честь Преображения Господня.

Достопамятное событие. В 1892 году село посетила холера, от которой умерло 45 человек.

Население. В селе 286 дворов, деревянная церковь. По окладным листам числится 317 душ, а посемейным спискам – 597 мужчин, 622 женщин.

Водоснабжение. Питьевая вода берётся жителями из р. Томузлова.

Занятие. Жители занимаются главным образом земледелием и скотоводством.

Далее автор рассказывает о первой школе, первых пионерах и комсомольцах села, о том, как развивалось наше село, его победах.

Второй раздел книги называется « Вспомним, глядя в глаза».

В этом разделе собраны воспоминания старожилов села – Михаила Павловича Панченко, Николая Михайловича Гордина и многих других.

В третьем разделе книги рассказывается о людях села. Это имена замечательных людей, ваших дедушек и бабушек, которые жили и трудились на этой благодатной земле, растили своих детей и у которых наверняка есть награды за добросовестный труд.

Один из внуков М.П. Панченко Василий Ильич после учебы в Преображенской школе и службе в армии окончил сельскохозяйственный институт и получил специальность агронома. Несколько лет он работал заведующим первым производственным участком ( продолжить рассказ).


В п. Херсонском живёт моя бабушка Любовь Ивановна Николенко – кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, и медалью «За трудовую доблесть», а различных юбилейных наград, знаков ВДНХ и «Победителей соревнования», наверное не счесть. Она стала первой в районе дояркой, надоившей по 3 тысячи килограммов молока от каждой фуражной коровы. Этот добрый почин стал примером для других доярок. Свое лидерство бабушка подтверждала каждодневным, упорным трудом, что и позволило ей быть победителем районного соревнования. Она постоянно избиралась делегатом краевых партийных и профсоюзных конференций. А в 1988году, вместе со ставропольской делегацией побывала в Москве на 4 съезде колхозников. За свой труд бабушка была награждена туристической путёвкой в Польшу, ГДР. Работала бабушка до 1994 года. Ей, лучшей доярке посвящались зарисовки, ее передовой опыт находил отражение в газете «Советском Прикумье». А однажды даже появился очерк в стихах. Вот отрывок из него:

С портрета знатная доярка

Любовь Николенко глядит.

Открытый взор. Созвездьем ярким

Блестят награды на груди.

А мой дед - это бывший председатель колхоза М.Д. Ходорич, который награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, «Знак Почета», медалью – 100лет со дня рождения В.И. Ленина, медалью – 50лет Победы в В.О.войне, медалью за доблестный труд в В.О.войне .с 1956г. стал работать в колхозе трактористом, затем стал заведующим участка, бригадиром тракторной бригады. С 1966года по 1973год работал главным инженером. А 1973 г. мой дед стал председателем колхоза и проработал в этой должности 18 лет. После ухода на пенсию дедушка продолжил работать в нашей школе завхозом.


Владимир тоже пошел по стопам своих родных, он является участником конкурса ученических производственных бригад, на звание лучшего дояра, где занял 1 место в районе.


Четвертый раздел книги «60 лет Великой Победе». В этом разделе говорится о ветеранах нашего села, о том как они защищали нашу Родину, о солдатских вдовах, о тех кто трудился в тылу, помогая фронту. (показать раскладушку о ветеранах).


Ученик: Я хочу рассказать о человеке, нашем односельчанине, имя которого носит наша школа. В рядах бойцов второй пограничной заставы 17- го Краснознаменного Брестского отряда проходил службу Павел Пантелеевич Капинос, 1919 года рождения.


Личный состав погранзастава настороженно встретил новичка, но Павел добросовестно изучал военное дело, учился метко стрелять. И пришел день, когда Павел впервые вышел в наряд по охране государственной границе СССР. Непривычно было первое время в наряде. Чудились шумы нарушителей, но постепенно он научился определять постороннее шумы, читать следы, разгадывать хитрые выдумки нарушителей границы.

Однажды зимой Павлик, находясь в дозоре, увидел нарушителя и , чтобы не дать ему уйти, сбросил валенки и полушубок, догнал его, но сам попал в госпиталь. Две недели в госпитале его проведывали товарищи по службе, школьники из местной школы.

После выздоровления потекли боевые будни. Было начало 41 года, когда западные соседи вконец обнаглели.

На его счету было более 100 задержанных нарушителей, он получил звание ефрейтора, за меткую стрельбу получил значок « Ворошиловский стрелок». Павел занимался со школьниками Новоселков военным делом. И они постоянно с нетерпением ждали его прихода в школу.

В летнюю, июньскую ночь с 21 на 22 июня Павел уснул далеко за полночь и тут же проснулся от гула самолетов и разрывов снарядов. Хотя дневальный и подал команду: « Застава ружье!», все бойцы и без команды уже одевались и с оружием выскакивали из помещения и занимали оборону под непрерывным обстрелом.

Капинос и его товарищи из третьего отделения расположились на северо- западной окраине Новоселков. Немцы обрушили на пограничников шквал огня. Снаряды рвались один за одним. Внезапно огонь прекратился и Павел в оптическом прицеле увидел, как в сторону их окопов цепью движутся автоматчики во главе с офицером. Подпустив их на 200 метров, бойцы открыли огонь и уничтожили с десяток немцев. Снова начался артобстрел. Погибло несколько наших бойцов, но у пограничников появился своеобразный опыт боя.

К 11 часам дня бой шел во многих местах вокруг поселка Новоселки. Погибли пулеметчики, и Павел с ефрейтором Бузиным залегли за « Максим».

Капинос с Бузиным меняли позиции и не давали немцам подойти к Новоселкам. Бойцов становилось все меньше, патроны на исходе. Павел отправил Бузина на заставу за патронами, а сам залег за « Максим», зарядив последнюю ленту. Немцы ползли вперед, пора бы и Бузину вернуться. Но Бузин лежал в траве с простреленными ногами. Несколько раз поднимались враги в атаку, и Павел останавливал их. Но вот пулемет замолчал , и боец взялся за гранаты.

До 14 часов держался Капинос, выполняя свой долг, оставшись верным присяге. Около 60 врагов остались лежать там, где он оборонялся. Когда стемнело, оставшиеся в живых пограничники покинули заставу. А на второй день житель села Новоселки А. И. Паневский обнаружил тело пограничника и похоронил его.



Пятый раздел «И в наши дни» рассказывает о жизни села в наши дни, из истории совхоза Преображенский, о развитии средств связи. О том как проводили в село газ. О 30 – летии врачебного участка, юбилеи библиотеки, о школе, детском саде, о праздновании 130 – летия села.

В конце книги есть фотоальбом.

То, чем жил колхоз имени Парижской Коммуны в течении четверти века, вплоть до 1990 года, можно назвать звучными и заслуженными словами – «трудовая слава». Эту славу создали ему замечательные люди – преображенские и херсонские жители. Это настоящая память, которую преображенцы бережно хранят. Мы надеемся, что на этом книга не закончится, потому что здесь ещё много нет.

На Иванах держится Россия,

На таких российских мужиках,

Что и в голод хлеба не просили.

И горит работа в их руках.

Далеко до них крутым да новым,

Вот кого любить и уважать!

Тверже стало их мужское слово

Не боятся черту возражать.

Где родились – там и пригодились

Взгляды не меняя как штаны,

Лишь с Россией – матушкой едины.

Лишь России – матушке верны.

Н. Хмелева.


Итак, ребята, что же такое Родина? Родина это ты Вика, ты Максим, я присутствующие здесь, село, район, край, страна. Это всё, что мы любим и чем живём, это эта книга – история.(показать книгу). Это то, о чем мы сегодня говорили.

Спеть песню хором « То березка, то рябина».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!