Как зависть душу разъедает
Цель: Обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека.
Помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания.
Форма: Беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.
Информация к размышлению:
Зависть – яд для души человека.
Древняя мудрость
Подготовительный этап. Для проведения классного часа каждому учащемуся потребуется листы белой бумаги и фломастеры.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Ребята! Наш разговор сегодня о месте человека в обществе, о том, что такое человеческие пороки, как они влияют на человека. Попытаемся понять, о чем идет речь.
Обсуждение ситуации
Сережа, веселый и радостный, пошел погулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло: «Тебя как подменили» - что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Вовке компьютер купили!» Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги, попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал разговаривать.
Что произошло с мальчиком?
Он позавидовал другу.
Значит, это зависть.
Итак, вы правильно определили основную проблему классного часа – «Зависть». Зависть – яд для человеческой души.
Обсуждение ситуации
Изменилось ли настроение Сережи?
Почему?
Попытался ли Сережа понять маму?
Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?
Задание №1
Попытайтесь нарисовать выражение лица Сережи до и после прогулки.
Обсуждение ситуации
Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Вову. Тот такой радостный, счастливый, всем рассказывает о подарке. На уроке биологии Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил двойку. На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. Вообще, день был испорчен.
Учитель организует обсуждение ситуации по вопросу: «Как зависть действует на человека?»
Возможные ответы учащихся:
Калечит завистника;
Вредит другим людям;
Заставляет ненавидеть.
Задание №2
Нарисуйте на листочках символы к слову «зависть» (работа в группах).
Ребята могут нарисовать:
Засохшее дерево;
Червивое яблоко;
Ядовитую змею;
Раненое сердце и т.д.
Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.
Обсуждение темы
Какова причина зависти?
Эгоизм, равнодушие. Возможно, что ребята в качестве причины назовут бедность. Учитель обязательно обратит внимание на это, сказав, что сейчас наша страна переживает такой период, когда у многих людей небольшая зарплата. Означает ли это, что все люди – завистники?
Какие вы знаете способы достижения желаемого?
Возможные ответы детей: заработать, накопить, занять, украсть и т.д. учитель фиксирует ответы на доске.
«Давайте отметим законные способы знаком «+», а незаконные знаком «-».
Может ли зависть привести человека на скамью подсудимых?
Как вы думаете, можно ли остановить человека – завистника только с помощью закона, если он сам не пытается бороться со своим пороком?
Приятно ли общаться с завистником?
Какие качества нужны человеку, чтобы законным способом достичь цели?
Возможные ответы учащихся: воля, трудолюбие, целеустремленность, терпение.
Что вы посоветуете Сереже?
Мини-итоги
В ходе обсуждения темы ребята приходят к выводу, что зависть – опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение преступления, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.