СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "какие у нас права и обязанности?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час знакомит учащихся с понятием "гражданин", даёт представление о правах и обязанностях 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "какие у нас права и обязанности?"»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА (7 класс)

«КАКИЕ У НАС ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ?»

(гражданско - патриотическое воспитание)




Воробьёва Юлия Васильевна, классный руководитель, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»














КЛАССНЫЙ ЧАС

КАКИЕ У НАС ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ?

Цели:

Образовательные:

- познакомить учащихся с понятием «гражданин»; дать представление о правах гражданина в нашей стране.

Коррекционные – развивающие:

- корригировать и развивать аналитико-синтетические связи при выполнении заданий различного характера.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности, долга, любви к Родине.


1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Вы знаете, что Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого… В России более тысячи городов, есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть большие реки. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Есть самое глубокое озеро - Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Наш сегодняшний разговор будет связан с Россией.

Вы знаете, что родителей не выбирают, как не выбирают и Родину. Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?

Упражнение на ассоциацию.

Назовите ассоциации, которые у вас возникают на каждую букву из слова «Россия».

Р - родина, родная, русская, решительная

О - особенная, одна, огромная

С - славная, сильная

С - смелая, свободная

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я


Но на страницу документа попала вода и смыла название нашего классного часа. Вы – эксперты по расшифровке и сможете восстановить строку.

Попробуйте расшифровать тему нашего классного часа.

П**ВА И *Б*З*Н**СТ* Г*А**А**НА Р*С*** .

Подсказка: вставьте буквы по порядку вместо звёздочек

Р А О Я А Н О И Р Ж Д Н И О С И И


2. Сообщение темы и задач классного часа.

- Итак, сегодня наше занятие посвящено правам и обязанностям человека в России.

- Кто из вас знает, что такое право?

- Зачем нам, людям, живущим в XXI веке, знать свои права?

- Каждый ли человек может воспользоваться правами, которые дает ему государство?

- На эти вопросы и многие другие мы с вами получим ответ в течение нашего этого часа.


3. Новый материал.

- Ребята, с рождения вы являетесь гражданами России. Как только вы родились, забота о вас стала делом, долгом, обязанностью не только ваших родителей, но и государства, потому что вы являетесь гражданами России.

У вас есть права, которыми вы можете пользоваться, и государство обеспечит и защитит ваши права.

Но, пользуясь правами, рассчитывая на помощь и заботу государства, необходимо знать и соблюдать законы, которые определяют порядок жизни в обществе, выполнять те требования, которые государство предъявляет к каждому человеку.

А) Работа с понятием «гражданин».

- Вы – юные граждане России.

- Кто же такой гражданин?

Гражданин России – это свободный человек, желающий и умеющий отвечать за свои поступки, ощущающий себя частью народа совей страны, объединенный с ним общей судьбой, прошлым, настоящим и будущим.

Истинному гражданину России не безразлично, что происходит в его стране и какова роль России в мире.

Для настоящего гражданина характерны законопослушание и общественная активность. Он пользуется всеми предоставленными ему государством правами.


Б) Работа с понятием «Право»

- А что же такое право?

- Право – это система принципов и общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством.

- Самым главным документом, где записаны все права гражданина, является Конституция Российской Федерации.

- Права, как и социальные нормы, регулируют поведение людей в обществе. Особенно тесная связь наблюдается между нормами морали и правами.

- А как вы думаете почему? (ответы детей)

- Главное же в том, что право очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности. Тем самым лишаются законных оснований любые вторжения в круг частной жизни. Но и каждый человек связывается обязательством не выходить за пределы, очерченные ему правом, чтобы не урезать сферу чужой свободы.


4. Практическая работа

1. Викторина «Права в сказках»

1. Подумайте, кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

4. В какой сказке было нарушено право неприкосновенности жилья? («Теремок», «Заячья избушка»)

5. В какой сказке отстаивается право свободного выбора супруга или супруги? («Бременские музыканты»).


2. Задание «Угадай права»

Вписать права персонажей «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина в пустые строки.

  1. Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее и связанной в лесу. Царица посягнула на ________________________________________.


  1. Брак царевича Елисея и царевны был заключен при _______________.


  1. Пес Соколко. Не пуская старуху в дом, охранял право на ___________.


3. Разбор жизненных ситуаций.

- Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и определим, какие из описанных действий являются правоотношениями и кто был участником этих правоотношений.

- Торопясь в школу, вы хотите перейти дорогу на красный сигнал светофора. Стоящий рядом человек удерживает вас от этого поступка.

- Вы едете в автобусе, предъявив кондуктору проездной билет.

- Придя в школу, вы поздоровались с дежурным учителем, пообщались с одноклассниками.

- Со звонком на урок, вы заняли своё место в классе, встав для приветствия перед вошедшим в класс учителем.

- Утром вас будит мама: «Вставай, дочка, а то опоздаешь в школу».


5. Знакомство и обсуждение Конвенции о правах ребенка.

- Итак, у каждого из вас как у гражданина нашей страны есть права.

- А где эти права записаны?

- Эти права записаны в Конвенции Прав ребенка. Наша страна в 1990 году приняла Конвенцию и соблюдает права детей наряду с правами взрослых граждан.

- Какие права имеет ребенок в нашей стране?

- Каждый ребенок имеет право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право на жилище, право на получение бесплатной медицинской помощи, право на мелкие бытовые сделки, право выражать сво6е мнение в суде, право на изменение имени и фамилии, право на наследство, право на распоряжение своими доходами по достижении 14 лет и т.д.


Беседа.

  1. Кто в соответствии с Конвенцией является ребёнком?______________

  2. Какие права ребёнка вы считаете базисными, основными?____________

  3. Статья 13 Конвенции содержит следующее: «Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение…». Не нарушены ли права других членов общества? Свою позицию объясните.____________________________


Дополните статьи Конвенции:

Статья 7.

«Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на______________ и на приобретение _______________, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу».


Статья 20.

«Ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые__________________ (кем?)».


Статья 32. «Государства-участники признают право ребёнка на защиту от экономической___________________ и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья…».


6. Обязанности гражданина.

- Прав достаточно много. Но нельзя забывать, чтобы какие бы права ни давало вам государство, оно будет требовать и выполнения обязанностей.

Работа в группах.

Группам выдаются листы бумаги, где перечислены обязанности.

Задача: отметить те обязанности, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции РФ.

На листах напечатано:

Обязанности:

  • соблюдать законы;

  • платить налоги;

  • состоять в рядах какой-либо партии;

  • быть членом профсоюзной организации;

  • работать на предприятии;

  • защищать Отечество; 

  • охранять природу и окружающую среду;

  • бережно относиться к памятникам истории и культуры;

  • учиться, получать образование.


Правильный ответ:

Соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятниками истории и культуры.


7. Подведение итогов.

Родина - это очень много. Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».


8. Рефлексия «Закончи предложение»

  • Сегодня я понял(а) …

  • Я похвалил(а) бы себя…

  • Особенно мне понравилось…

  • После классного часа мне захотелось…

  • Я мечтаю о …

  • Было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Меня удивило…


В конце занятия учащиеся получают памятки.


Памятка «Важные правила»


1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.


2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.



Список литературы и Интернет-ресурсов.


    1. https://урок.рф/library/klassnij__chas_«ya__grazhdanin_rossii»_144635.html

    2. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-grazhdaninom-byt-obiazan.html

    3. https://stateiki.com/76345-scenariy-klassnogo-chasa-ya-grazhdanin-rossii-3-4-klassy

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!