СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Каждой профессии слава и честь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Каждой профессии слава и честь"»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области

«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
















Открытый классный час

«Каждой профессии слава и честь…»











Подготовила А.А. Шведова

классный руководитель 12 «А» класса













с. Среднебелая

2022 год

Цель:  познакомить обучающихся с разными  видами профессий

Задачи:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

  • выяснить уровень знаний обучающихся о профессиях;

  • расширить знания обучающихся о мире профессий;

  • формировать интерес к профессиям.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Добрый день, будущие водители и менеджеры, токари и поэты, спортсмены и артисты, шахтеры и охранники, трактористы и повара, программисты и блогеры, сварщики и автослесари, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы сядите за руль автомобиля, построите уютные дома, отремонтируете бытовую технику, приготовите самый вкусный в мире стейк, изготовите мебель, или вовсе добудете золото. Но, чтобы кем-то стать, надо трудиться, прилагать усилия и конечно же учиться. А школа – начало пути к любой профессии.

2. Сообщение темы классного часа, актуальность

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Сегодня я приглашаю вас заглянуть в мир таких разных, но таких увлекательных профессий. Наш разговор пойдет о профессиях.

 «Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии - слава и честь!

И каждому делу, и каждой работе

На каждой бахче, и на каждом заводе,

И в поле, и в море, и  в небе – по праву

Высокая честь  и народная слава!»

Давайте сначала заглянем в историю. А что обозначает слово профессия? Поработаем с толковым словарем. Найдите определение слова «профессия». Откуда оно произошло? Профессия – это трудовая деятельность, требующая определенной подготовки, то есть, чтобы приобрести профессию, нужно специально учиться либо в колледже, либо в институте, либо в университете и т.д. В настоящее время в некоторых отраслях деятельности достаточно пройти специализированные курсы.

Выступление ученика: У первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, знахарями, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Каждый из вас в скором времени выберет себе профессию, или уже выбрал. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно заранее к нему готовиться: знакомиться с разнообразием профессий, узнавать, чем интересна и полезна для общества та или иная специальность, подходит ли она вам по характеру, по состоянию здоровья, общаться с людьми различных профессий.

3. Игра «Каждой профессии слава и честь»

Обучающиеся делятся на две команды.

Представление жюри. У членов жюри есть оценочный лист.

Учитель:

Мир профессий многогранен, всех их нам не перечесть.

Но помните, что для любого в этом мире место есть. 

Важна всякая работа – на полях и за станком,

Помните: каждый человек славен лишь своим трудом!

Повар, плотник и актриса, парикмахер, продавец.

Космонавт и стоматолог, композитор и певец.

А сегодня на игре вы сможете очень многое узнать,

И поэтому хочу всем удачи пожелать!

1 этап – «Разминка»

Каждой команде даю одну подсказку, надо определить о какой профессии идет речь, если подсказки не хватает, можно взять следующую.

Логист

  1. Координирует доставку товаров от производства до точек реализации;

  2. Организует транспортные потоки;

  3. Продумывает способы и маршруты перевозки от упаковки, погрузки на складе до передачи заказчику.

Автослесарь 

  1. Осуществляет контроль над техническим состоянием автомобиля;

  2. Использует  диагностическое оборудование и приборы;

  3. Выполняет ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта.

Электрогазосварщик

  1. Работает с металлом;

  2. Выполняет соединение крупных деталей, узлов и запчастей;

  3. Ручная сварка деталей различной сложности;

  4. Газовая резка деталей.

Веб-разработчик

  1. Одна из самых востребованных профессий в мире в настоящее время;

  2. Создает и поддерживает сайты и приложения;

  3. Занимается написанием, обновлением, исправлением и совершенствованием алгоритмов для приложений, сайтов и отдельных элементов, с использованием разных языков программирования.

Скажите, если ли что-то общее между этими профессиями? Как они взаимосвязаны?

2 этап – « Угадай профессию»

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

На столе в коробочках спрятаны наборы предметов, относящихся к той или иной профессии. Представитель с каждой команды должен выбрать коробочку, закрыть глаза и на ощупь определить к какой профессии относятся эти предметы и объяснить что представляет данная профессия.

Калькулятор, счеты, целлофановый пакет (Продавец)

Вата, шприц, бинт, лекарства (Врач)

Ложка, тарелка, поварешка (Повар)

Кисточка, альбом, краски (Художник)

Знакомство с типами профессий

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

1 тип «человек-человек»: относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речь.

2 тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3 тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4 тип «человек-художественный образ»: можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5 тип «человек-природа»: можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

3 этап – «Пантомимы»

На столе лежат карточки с названиями профессий, необходимо с помощью жестов объяснить своей команде какая это профессия (Официант, пожарный, учитель, парикмахер).

4 этап«История профессии»

В Древней Греции – это был раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель».

Педагог

Первое упоминание данной профессии относится к 3 веку до н.э. К концу 16 века она появилась в России и называлась «рында». Специалисты данной профессии облачались в ферязь белого цвета из бархата с горностаевой опушкой, шаровары и сафьяновые сапожки. В руках стражи – топорик. На данный момент эта профессия востребована.

Телохранитель

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. 

Пётр I (плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк, слесарь, фельдшер, переводчик, бухгалтер, картограф, штурман, артиллерист)

Исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии. В армии Петра I - нестроевой низший медицинский чин.

Цирюльник 

5 этап – «Ребусы» 

На слайде представлены ребусы, чья команда первая отгадает зашифрованную профессию, получают балл.

6 этап – «Алфавит» 

Команды получают карточки с буквами, необходимо написать не менее 5 профессий на эту букву. За каждую букву команда получает балл. Затем команды обмениваются карточками и рассказывают что означают указанные профессии.

1 команда

А – аптекарь, архитектор, адвокат, автомеханик, актёр, артист

В – ветеринар, врач, визажист, водитель, военный
К – кочегар, конструктор, контролёр, каменщик, кондитер, космонавт

2 команда

М – маркетолог, машинист, менеджер, музыкант, медсестра
П – повар, продавец, профессор, проводник, пожарный

С – столяр, садовник, стюардесса, следователь, следопыт

Тест

Может быть, немного разобраться в себе самом вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Должны быть использованы все три вида фигур. Время выполнения – 1 минута.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

Ключ к тесту

1 тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

2 тип: 5 треугольников – очень ответственные люди, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

3 тип: 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе

4 тип: 3 треугольника – тип учёного, рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

5 тип: 2 треугольника – интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

6 тип: 1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

7 этап – «Великие умники» 

Я задаю по 10 вопросов каждой команде. Команды стремятся дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. 

Вопросы 1 команде:
1.Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник) 
2.Человек, лечащий животных? (ветеринар) 
3.Этот человек работает в автобусе, у него есть сумка, он продает билеты? (кондуктор)
4. Верстак, рубанок, молоток, станок, древесина, мебель, мастерская. Угадайте профессию (столяр)

5. Бортпроводница на самолетах? (стюардесса)

6.Человек, занимающийся разработкой посевных программ с учетом экологических и географических особенностей местности? (агроном)

7.Человек, который разрабатывает новые и совершенствует уже имеющиеся лекарственные препараты? (фармацевт)

8.Человек, который занимается изучением внутреннего мира и поведенческих особенностей человека? (психолог)

9.Человек, занимающийся подготовкой проектов по продвижению и реализации продукции? (маркетолог)

10.Человек, обеспечивающий правовую защиту граждан, организаций? (юрист)
Вопросы 2 команде:
1.Самые смешные люди в цирке? (клоуны) 
2.Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог) 
3.Кем был Ю.А.Гагарин? (космонавтом) 
4.Веник, швабра, чистота, уют, вода, тряпка. Угадайте профессию (уборщица) 
5.Профессия человека, который занимается разработкой различных макетов городов и поселков? (архитектор)

6.Профессия, связанная с обучением собак? (кинолог)
7.Лучшая в мире няня-гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда (Мэри Попинс)

8. Человек, имеющий прямое отношение к драгоценным камням и металлам? (ювелир)

9. Человек, занимающийся устранением недостатков речи? (логопед, дефектолог)

10. Постановщик художественных фильмов, сериалов? (режиссер)

Типичные ошибки при выборе профессии

Давайте поиграем в игру «Необитаемый остров». Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Вам предлагается поработать несколько минут в командах и составить список профессий, жизненно необходимых для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.

А теперь давайте выявим ошибки, которые встречаются при выборе профессии:

  • «Давят» родители, сверстники;

  • Идут за модой;

  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали;

  • Выбирают «за компанию»;

  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии;

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии;

  • Подражают героям кино и телесериалов.

Формула выбора профессии

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

1. Интересна и привлекательна «ХОЧУ»

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

2. Доступна и посильна «МОГУ»

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

3. Имеется спрос на рынке труда «НАДО»

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Ведь «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал один мудрец.

4. Заключительный этап

Профессий много на Земле, и каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Итак, какой вывод можно сделать по теме? А можно ли выбрать самую «важную», «главную» профессию? Почему?

Ребята, сегодня мы с вами поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже сейчас можно сделать вывод: что все профессии хороши – выбирайте на свой вкус! Любая профессия нужна и важна! Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности, профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым.

«Eсли вы удачно выберете профессию и вложите в неё всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

К. Д. Ушинский.

Слово предоставляется жюри для подведения итогов игры.

5. Рефлексия

Опустите в коробочку полосочку, того цвета, который характеризует ваше отношение к классному часу.

Красный – разговор был интересным и полезным

Желтый – обязательно следует продолжить разговор на эту тему

Зеленый – разговор был непродуктивным и бесполезным











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!