Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области
«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
Открытый классный час
«Каждой профессии слава и честь…»
Подготовила А.А. Шведова
классный руководитель 12 «А» класса
с. Среднебелая
2022 год
Цель: познакомить обучающихся с разными видами профессий
Задачи:
развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
выяснить уровень знаний обучающихся о профессиях;
расширить знания обучающихся о мире профессий;
формировать интерес к профессиям.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Добрый день, будущие водители и менеджеры, токари и поэты, спортсмены и артисты, шахтеры и охранники, трактористы и повара, программисты и блогеры, сварщики и автослесари, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы сядите за руль автомобиля, построите уютные дома, отремонтируете бытовую технику, приготовите самый вкусный в мире стейк, изготовите мебель, или вовсе добудете золото. Но, чтобы кем-то стать, надо трудиться, прилагать усилия и конечно же учиться. А школа – начало пути к любой профессии.
2. Сообщение темы классного часа, актуальность
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Сегодня я приглашаю вас заглянуть в мир таких разных, но таких увлекательных профессий. Наш разговор пойдет о профессиях.
«Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии - слава и честь!
И каждому делу, и каждой работе
На каждой бахче, и на каждом заводе,
И в поле, и в море, и в небе – по праву
Высокая честь и народная слава!»
Давайте сначала заглянем в историю. А что обозначает слово профессия? Поработаем с толковым словарем. Найдите определение слова «профессия». Откуда оно произошло? Профессия – это трудовая деятельность, требующая определенной подготовки, то есть, чтобы приобрести профессию, нужно специально учиться либо в колледже, либо в институте, либо в университете и т.д. В настоящее время в некоторых отраслях деятельности достаточно пройти специализированные курсы.
Выступление ученика: У первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, знахарями, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Каждый из вас в скором времени выберет себе профессию, или уже выбрал. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно заранее к нему готовиться: знакомиться с разнообразием профессий, узнавать, чем интересна и полезна для общества та или иная специальность, подходит ли она вам по характеру, по состоянию здоровья, общаться с людьми различных профессий.
3. Игра «Каждой профессии слава и честь»
Обучающиеся делятся на две команды.
Представление жюри. У членов жюри есть оценочный лист.
Учитель:
Мир профессий многогранен, всех их нам не перечесть.
Но помните, что для любого в этом мире место есть.
Важна всякая работа – на полях и за станком,
Помните: каждый человек славен лишь своим трудом!
Повар, плотник и актриса, парикмахер, продавец.
Космонавт и стоматолог, композитор и певец.
А сегодня на игре вы сможете очень многое узнать,
И поэтому хочу всем удачи пожелать!
1 этап – «Разминка»
Каждой команде даю одну подсказку, надо определить о какой профессии идет речь, если подсказки не хватает, можно взять следующую.
Логист
Координирует доставку товаров от производства до точек реализации;
Организует транспортные потоки;
Продумывает способы и маршруты перевозки от упаковки, погрузки на складе до передачи заказчику.
Автослесарь
Осуществляет контроль над техническим состоянием автомобиля;
Использует диагностическое оборудование и приборы;
Выполняет ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта.
Электрогазосварщик
Работает с металлом;
Выполняет соединение крупных деталей, узлов и запчастей;
Ручная сварка деталей различной сложности;
Газовая резка деталей.
Веб-разработчик
Одна из самых востребованных профессий в мире в настоящее время;
Создает и поддерживает сайты и приложения;
Занимается написанием, обновлением, исправлением и совершенствованием алгоритмов для приложений, сайтов и отдельных элементов, с использованием разных языков программирования.
Скажите, если ли что-то общее между этими профессиями? Как они взаимосвязаны?
2 этап – « Угадай профессию»
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
На столе в коробочках спрятаны наборы предметов, относящихся к той или иной профессии. Представитель с каждой команды должен выбрать коробочку, закрыть глаза и на ощупь определить к какой профессии относятся эти предметы и объяснить что представляет данная профессия.
Калькулятор, счеты, целлофановый пакет (Продавец)
Вата, шприц, бинт, лекарства (Врач)
Ложка, тарелка, поварешка (Повар)
Кисточка, альбом, краски (Художник)
Знакомство с типами профессий
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
1 тип «человек-человек»: относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речь.
2 тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
3 тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
4 тип «человек-художественный образ»: можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
5 тип «человек-природа»: можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
3 этап – «Пантомимы»
На столе лежат карточки с названиями профессий, необходимо с помощью жестов объяснить своей команде какая это профессия (Официант, пожарный, учитель, парикмахер).
4 этап – «История профессии»
В Древней Греции – это был раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель».
Педагог
Первое упоминание данной профессии относится к 3 веку до н.э. К концу 16 века она появилась в России и называлась «рында». Специалисты данной профессии облачались в ферязь белого цвета из бархата с горностаевой опушкой, шаровары и сафьяновые сапожки. В руках стражи – топорик. На данный момент эта профессия востребована.
Телохранитель
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел.
Пётр I (плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк, слесарь, фельдшер, переводчик, бухгалтер, картограф, штурман, артиллерист)
Исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии. В армии Петра I - нестроевой низший медицинский чин.
Цирюльник
5 этап – «Ребусы»
На слайде представлены ребусы, чья команда первая отгадает зашифрованную профессию, получают балл.
6 этап – «Алфавит»
Команды получают карточки с буквами, необходимо написать не менее 5 профессий на эту букву. За каждую букву команда получает балл. Затем команды обмениваются карточками и рассказывают что означают указанные профессии.
1 команда
А – аптекарь, архитектор, адвокат, автомеханик, актёр, артист
В – ветеринар, врач, визажист, водитель, военный
К – кочегар, конструктор, контролёр, каменщик, кондитер, космонавт
2 команда
М – маркетолог, машинист, менеджер, музыкант, медсестра
П – повар, продавец, профессор, проводник, пожарный
С – столяр, садовник, стюардесса, следователь, следопыт
Тест
Может быть, немного разобраться в себе самом вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Должны быть использованы все три вида фигур. Время выполнения – 1 минута.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
Ключ к тесту
1 тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
2 тип: 5 треугольников – очень ответственные люди, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
3 тип: 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе
4 тип: 3 треугольника – тип учёного, рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
5 тип: 2 треугольника – интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
6 тип: 1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
7 этап – «Великие умники»
Я задаю по 10 вопросов каждой команде. Команды стремятся дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1 команде:
1.Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник)
2.Человек, лечащий животных? (ветеринар)
3.Этот человек работает в автобусе, у него есть сумка, он продает билеты? (кондуктор)
4. Верстак, рубанок, молоток, станок, древесина, мебель, мастерская. Угадайте профессию (столяр)
5. Бортпроводница на самолетах? (стюардесса)
6.Человек, занимающийся разработкой посевных программ с учетом экологических и географических особенностей местности? (агроном)
7.Человек, который разрабатывает новые и совершенствует уже имеющиеся лекарственные препараты? (фармацевт)
8.Человек, который занимается изучением внутреннего мира и поведенческих особенностей человека? (психолог)
9.Человек, занимающийся подготовкой проектов по продвижению и реализации продукции? (маркетолог)
10.Человек, обеспечивающий правовую защиту граждан, организаций? (юрист)
Вопросы 2 команде:
1.Самые смешные люди в цирке? (клоуны)
2.Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог)
3.Кем был Ю.А.Гагарин? (космонавтом)
4.Веник, швабра, чистота, уют, вода, тряпка. Угадайте профессию (уборщица)
5.Профессия человека, который занимается разработкой различных макетов городов и поселков? (архитектор)
6.Профессия, связанная с обучением собак? (кинолог)
7.Лучшая в мире няня-гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда (Мэри Попинс)
8. Человек, имеющий прямое отношение к драгоценным камням и металлам? (ювелир)
9. Человек, занимающийся устранением недостатков речи? (логопед, дефектолог)
10. Постановщик художественных фильмов, сериалов? (режиссер)
Типичные ошибки при выборе профессии
Давайте поиграем в игру «Необитаемый остров». Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Вам предлагается поработать несколько минут в командах и составить список профессий, жизненно необходимых для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.
А теперь давайте выявим ошибки, которые встречаются при выборе профессии:
«Давят» родители, сверстники;
Идут за модой;
Ничего не знают о профессии, которую выбрали;
Выбирают «за компанию»;
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии;
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии;
Подражают героям кино и телесериалов.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
1. Интересна и привлекательна «ХОЧУ»
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
2. Доступна и посильна «МОГУ»
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
3. Имеется спрос на рынке труда «НАДО»
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Ведь «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал один мудрец.
4. Заключительный этап
Профессий много на Земле, и каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Итак, какой вывод можно сделать по теме? А можно ли выбрать самую «важную», «главную» профессию? Почему?
Ребята, сегодня мы с вами поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже сейчас можно сделать вывод: что все профессии хороши – выбирайте на свой вкус! Любая профессия нужна и важна! Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности, профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым.
«Eсли вы удачно выберете профессию и вложите в неё всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
К. Д. Ушинский.
Слово предоставляется жюри для подведения итогов игры.
5. Рефлексия
Опустите в коробочку полосочку, того цвета, который характеризует ваше отношение к классному часу.
Красный – разговор был интересным и полезным
Желтый – обязательно следует продолжить разговор на эту тему
Зеленый – разговор был непродуктивным и бесполезным