СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Хочу, могу, делаю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Хочу, могу, делаю"

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Хочу, могу, делаю"»

Классный час.

Тема: «Методика «Хочу/Могу/Делаю»

Цели урока:

- оказание помощи в профессиональной ориентации и самоопределении учащихся;

- знакомство с профориентационной методикой «Хочу/Могу/Делаю».


Задачи:

- дать представление о профориентационной методике «Хочу/Могу/Делаю»;

- дать представление учащимся о софт и хард навыках;

- научить учащихся определять свои «мягкие» и «жесткие» навыки;

- систематизировать изученный материал;

- развить у учащихся навыки самопознания;

- сформировать у учащихся умения работать с методикой «Хочу/Могу/Делаю» с целью определения своих профессиональных пристрастий;

- создать условия для развития прикладных умений: способности действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее.

- сформировать аналитические и коммуникативные компетенции обучающихся.

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийные средства для демонстрации презентации, раздаточный материал на каждого ученика, цветные карандаши, ручки.

Рассадка учеников:



Характеристика методики «Хочу/Могу/Делаю»:

В основе профессионального успеха, удовлетворенности работой лежат три компонента: желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и наличие у человека накопленного опыта в различных видах деятельности («делаю»).

Под понятие «хочу» попадают, с одной стороны, интересы человека к каким-то видам работы (написание текстов, проведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.), а с другой — профессиональные мотивы (т. е. то, что заставляет человека работать). К ним относятся: желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, поиск новых ощущений, потребность в творчестве, самовыражении и т. д. Эти навыки можно назвать софт (мягкие навыки).

«Хочу» отвечает на вопросы «Нужно ли это мне?», «Хочу ли Я заниматься этим в будущем?», «Нравится ли мне эта профессия?», «Соответствует ли она моим интересам?», «Соответствует ли эта профессия моим жизненным планам?» и т.д.

«Могу» - это любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Способности могут быть самыми разными и порой весьма неожиданными. Интеллектуальными обычно называются способности к математике, иностранным языкам; творческими — литературные, актёрско-сценические, художественные, музыкальные. Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности. Например, эмоциональная устойчивость, способность сдерживать и контролировать свои эмоции особенно важны для менеджеров, спасателей, учителей и всех, кто работает в тесном контакте с людьми. А отсутствие брезгливости и предубеждения против работы в антисанитарных, не гигиеничных, полевых условиях чрезвычайно важно для сантехников, ассенизаторов, геологов, археологов.

«Могу» заставляет задуматься о том, «Насколько профессия соответствует моим способностям, чертам характера, психологическим склонностям, темпераменту, а также состоянию здоровья?», «Достаточно ли моих знаний и навыков для того, чтобы обучиться этой профессии?», «Какими еще «жесткими» навыками мне нужно овладеть?» и др.

Компонент «делаю» предполагает наличие у человека определенного жизненного опыта. Это не обязательно опыт профессиональный. Это может быть опыт общения с определенным типом людей или опыт ухода за домашними животными. В ходе жизнедеятельности люди накапливают знания и умения, которые затем могут пригодиться при выборе или развитии карьеры. Если вы часто занимаетесь уборкой в своей комнате, возможно, вы склонны к порядку и чистоте, что будет полезным в ряде профессий (например: офисный менеджер, администратор и т.д.).

«Делаю» может отвечать на вопросы «Что я уже делал раньше?», «Чем занимался?», «Какой опыт я пережил и смог накопить?» и т.д.

Ход занятия

Приветствие. Знакомство с правилами урока.


  1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.


  1. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется или даже поощряется.


  1. Полезно! Выполняем задания добросовестно.


  1. Вступление. Описание принципа методики ученикам. Разведение понятий: Хочу, Могу, Делаю. Объяснение задания. (10 минут)




ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ+МОГУ+БУДУ

«Хочу» – это ваши желания, то, чем хотелось бы вам заниматься.

«Могу» – ваши возможности или то, что у вас лучше всего получается/легче всего дается.

А под словом «Делаю» предполагается наличие у человека определенного жизненного опыта. может отвечать на вопросы «Что я уже делал раньше?», «Чем занимался?», «Какой опыт я пережил и смог накопить?» и т.д.

- У вас на столе у каждого лежит тетрадь «Моя траектория выбора профессии». Вклейте части формулы выбора любимого дела.

  1. Практика. Учащиеся выполняют первую часть задания.

- Давайте более подробно разберем формулу и познакомимся с каждым ее элементом. Итак, начнем с «ХОЧУ». Как вы думаете, что такое «ХОЧУ»?

- Ребята, спасибо за интересные ответы и предположения, давайте посмотрим ролик и узнаем, правы ли мы были.

Ребята, давайте сейчас каждый задаст себе вопрос «А что я хочу?». Желания могут быть глобальные, а могут быть маленькими и легко осуществимыми.

1 задание. У вас на парте в конверте 1 лежит список возможных желаний вы можете выбрать из них, или записать свои.

- А ведь на самом деле наши желания – это цели! поэтому не стесняйтесь, если вдруг они покажутся вам несерьезными, слишком простыми или недостижимыми. У нас нет никаких ограничений и есть всё необходимое для достижения цели. Готовы? Выбирайте и наклеивайте минимум по два желания.

- Так, ребята, давайте посмотрим, сколько у нас с вами «хотелок» получилось. Кто хочет назвать свои желания?

- Молодцы, ребята. Здорово у нас получилось. У каждого из нас очень разные и очень интересные мечты! Я искренне желаю вам, чтобы они сбылись. Каждый из вас талантлив, и впереди много интересного, будьте открыты новым знаниям и навыкам, и я уверена, что каждого из вас ждет успех.

- Мы с вами выяснили, что же такое «ХОЧУ», и нам нужно двигаться дальше по нашей формуле.

Кто помнит, как звучит формула? Правильно, ЛЮБИМОЕ ДЕЛО = ХОЧУ+МОГУ+ДЕЛАЮ.

Следующее слагаемое формулы – «Могу». В выборе своего любимого дела важно понимать не только, что вам нравится, но и что вы можете, что лучше всего у вас получается и то какие ограничения могут быть.

Есть такие качества, которые называются жесткие навыки (хард скилс (hard skills) и мягкие навыки (софт скилс (soft skills).

Hard skills - (англ. «жесткие» навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена.Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.

Soft skills - (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Очень часто мы сами не замечаем свои сильные стороны, поэтому не стесняйтесь спрашивать об этом других. И сейчас самый подходящий для этого момент.

2 задание. ИГРА «СОФТ И ХАРД СКИЛС»

Давайте встанем в круг и посмотрим внимательно друг на друга, улыбнемся и подумаем о жестких и мягких навыках каждого из нас. Сейчас мы будем перекидывать мяч друг другу, вначале называя имя того, кому вы бросаете мяч, а затем называя навыки того, кого вы назвали. Вы должны услышать и запомнить то что сказали про вас.

Важно, чтобы мяч побывал у каждого, поэтому внимательно следите за тем, кто еще не был в игре. Если вдруг вы не можете быстро вспомнить нужный навыки, то можете воспользоваться подсказками на доске.

Ребята, отлично, вы молодцы, занимайте свои места. А теперь приклейте навыки из конверта 2 те, которые вам сказали и как вы считаете у вас есть. Или напишите их.

3 задание. ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ. Профессии для наших детей. По навыкам.

  • Маляр

- Хорошая физическая форма

- Умение подготовить стену к покраске/ поклейке обоев

- Знание особенностей строительных материалов

  • Обувщик

- Хорошо развитый глазомер

- Тактильная и мышечно-суставная чувствительность

- Навыки делового общения

- Качество применяемых материалов и их свойства при растяжке обуви

  • Садовод

- Планирование и организация производства сельскохозяйственной продукции

- Взаимодействие с органами государственного и муниципального управления, заказчиками и подрядчиками

- Знание особенностей выращивания плодовых, ягодных и овощных культур

  • Животновод

- Умение пользоваться персональным компьютером

- Общительность

- Знание особенностей животных, их питания, способы ухода.

  • Столяр

- Отсутствие проблем со зрением и слухом

- Аккуратность

- Хорошая физическая форма

- чувство композиции и пропорций

- Уметь безошибочно различать породы древесины, определять степень качества заготовок и читать чертежи

  • Уборщик

- Аккуратность

- Исполнительность, вежливость

- Чистоплотность

- Знание современных моющих и дезинфицирующих средств.

  • Швея

- Знание делового этикета

- Знание швейного оборудования

- Усидчивость

  • Помощник повара

- Обонятельная и тактильная чувствительность, обонятельная память

- Знание правил хранения продуктов

- Уверенное знание технологического оборудования и процессов приготовления блюд

  • Переплетчик

- Знать технологический процесс брощюровки и переплёта

- Аккуратность, кропотливость

- Хорошая координация рук

  • Грузчик

- Хорошая физическая подготовка

- Бережливость

- Знания и умения сборки-разборки мебели и некоторых других габаритных грузов

- Пунктуальность

  • Фасовщик

- Умение работать со сканером штрих кодами

- Аккуратность

- Высокая работоспособность

- Знать правила фасовки, дозировки полуфабрикатов, готовой продукции или отдельных ее компонентов

  • Санитар

- Терпеливость

- Знать санитарно-гигиенические нормы

- Знать правила по уходу за больными

- Знать приемы оказания первой медицинской помощи

Соотношение между «Хочу» и «Могу» в ваших руках. Если у вас есть мечта и вы идете к своей цели, вы обязательно ее достигнете. Но для этого надо разобраться в себе, узнать, какие сильные у тебя есть качества, а что можно развить. Ведь, как и в случае с вашими желаниями, ваши «Могу» тоже должны сопровождаться действиями.

А мы с вами движемся дальше и подходим к третьему элементу нашей формулы «ДЕЛАЮ».

Напомню, первая составляющая «Хочу» – это ваши интересы и склонности. Вторая – «Могу» – ваши знания и умения. Что же значит «Делаю»?

«Делаю» – Это опыт который у вас есть на данный момент. Это может быть опыт общения с определенным типом людей или опыт ухода за домашними животными. В ходе жизнедеятельности люди накапливают знания и умения, которые затем могут пригодиться при выборе или развитии карьеры. Если вы часто занимаетесь уборкой в своей комнате, возможно, вы склонны к порядку и чистоте, что будет полезным в ряде профессий.

4 задание. ЭТО У МЕНЯ ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ.

Запишите или выберете из предложенных утверждений из конверта3 то что у вас хорошо получается делать. К примеру, «Я хорошо мою полы», «Я помогаю одноклассникам выполнять домашнюю работу» и т.д.

5 задание. «СОЗДАЙ ПРОФЕССИЮ»

Теперь посмотрите на полученные списки и найдите в них точки пересечения, то есть, где ваши Хочу, Могу и Делаю совпадают друг с другом? Это могут быть сочетания из двух компонентов: Хочу и Могу, Могу и Делаю, Хочу и Делаю.

После этого, собрав совпадения, подумайте, в каких уже изученных ранее профессиях эти сочетания «Хочу, Могу, Делаю» могут встречаться. Найдите 2-3 профессии, запиши в тетради название. Если вы не нашли совпадений между тремя компонентами (или нашли их очень мало), то посмотрите на все ваши утверждения и попробуйте «скомбинировать» разные пункты так, чтобы они были представлены внутри одной профессии. Нарисуйте одну профессию в рабочей тетраде.

  1. Презентация результатов анализа. (13 минут) Учащиеся кратко рассказывают о результатах работы:

  • Сколько совпадений вышло между Хочу, Могу, Делаю?

  • Какие профессии могут отвечать вашим спискам утверждений?



Подведение итогов:

Беседа с учениками в формате опроса:

- Хочу – это? (интересы и склонности);

- Могу – это? (знания и умения);

- Делаю – это? (опыт, то что хорошо получается).

Рефлексия:

Что ты узнал нового?

Что тебе понравилось сегодня на занятии?

Что было трудно сегодня на занятии?


Разрезной материал для занятия:


ДЕЛАЮ

Конверт 1 Хочу

Жить на море

Завести ребенка

Путешествовать

Посещать различные концерты

Крепкую и дружную семью

Вкусно готовить

Свою дачу / сад

Красиво танцевать

Быть независимым

Заниматься спортом

Встретиться с знаменитостью

Помогать животным

Выступать на сцене

Научиться делать своими руками вещи для оформления интерьера

Помогать людям

Петь



Конверт 2 Могу

Жесткие навыки

Мягкие навыки

Умение ухаживать за растениями

Умение читать и писать

Умение шить, вышивать

Умение работать в команде

Знание географии

Ответственный

Умение решать математические задачи

Творческий

Знание иностранных языков

Общительный

Навыки игры на музыкальных инструментах

Навык публичных выступлений

Умение танцевать

Лидерство

Скорость набора текста на клавиатуре

Умение убеждать

Умение работать с деревом

Креативность

Умение чинить / делать обувь

Умение понимать людей

Знание особенностей посадки растений

Умение слушать

Умение вкусно готовить

Управление своими эмоциями

Умение ухаживать за животными

Поиск и анализ информации


Конверт 3 Делаю

Я мою полы и убираюсь раз в неделю

Я помогаю одноклассникам выполнять домашнюю работу

Я мою посуду каждый день

Я ухаживаю за своим питомцем

Я поливаю цветы раз в неделю

Я помогаю родителям готовить еду минимум один раз в неделю.

Я делаю изделия из дерева на уроках труда

Я делаю изделия из ткани на уроках труда

Я ухаживаю за растениями на уроках труда

Я делаю изделия из бисера

Я участвую в спортивных соревнованиях

Я участвую в художественных (рисование, поделки) конкурсах

Я участвую в танцевальных конкурсах

Я снимаю видео (фото) на телефон

Рабочая тетрадь


Моя траектория выбора профессии

Любимое дело =

Хочу

Могу

Делаю































Моя будущая профессия:










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!