Методическая разработка
классного часа
Тема:
«Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чьё имя – Мать!»
Цели и задачи классного часа:
расширить знания учащихся об истории праздника;
показать социальную значимость семьи, развивать культ матери;
формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей;
способствовать сплочению детей и родителей, формированию положительных эмоций;
воспитывать заботливое отношение к родным и близким.
Оформление:
Экран с презентацией, в зале написано «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать!»
Ход классного часа:
На сцене: Зал затемняется , в центре стоит бутафорская кроватка в ней « спит » девочка с куклой, горит ночник, освещая центр зала. Кроватку качает « Мама» в платке поет колыбельную. После первого куплета встает, снимает платок, надевает его « дочке», уходит. Девочка поднимается, завязывает мамин платок, качает кроватку, укладывает куклу и продолжает петь ту же песню.
(
Ведущий , ребенок , бог.)
Ведущий: _За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
Ребенок: -Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я там буду жить, вед я так мал и беззащитен.
Ведущий: Бог ответил:
Бог: -Я подарю тебя ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ведущий: -Ребенок задумался, затем сказал снова:
Ребенок: -Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Ведущий: -Бог ответил:
Бог: _Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив._
Ребенок: _О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка. _ _А что мне делать если я захочу обратиться к тебе.
Ведущий: Бог мягко прикоснулся к детской голове и сказал:
Бог: _Твой ангел сложит твои руки вместе и научить тебя молиться.
Ведущий: _Затем ребенок спросил:-
Ребенок: -Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитить меня.
Бог: -Твой ангел защитить тебя, даже рискуя собственной жизнью.
Ребенок: -Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…-
Бог: -Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.
Ведущий: В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
Ребенок: -Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела-
Бог: -Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.
«А
ве, Мария».
На фоне читает слова (из-за кулис):
1-й чтец. Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так оно и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: Мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!..Я произношу его: Мама!
(За сценой звучит голос.)
Чтец: Рамазанов Г
Играя первозданной силой
Творила мир природа – мать,
И, видно, в женщину вложила
Всю красоту и благодать.
История молчит упрямо,
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталось мамой,
И мы ее за это чтим.
Ведущий: 1
Ого, народу, сколько в зале!
Такого мы не ожидали!
Там не меньше сотни глаз,
И все устремлени на нас.
Ведущая: 2
Так, быстро успокоился, и глубоко вдохнул.
Ну что ты щеки, как индюк, надул
Там мама у тебя сидит
И на тебя она глядит!
Так что улыбаемся по шире,
Наш выход , мы уже в эфире.
(выходят на сцену)
.
Ведущий: 1
. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен самому замечательному празднику – Дню матери.
Ведущий: 2
Мама- начало всех начал, опора и надежда семьи, будущее народа, поддержка в горе и радости . Пока у нас есть мама, мы в любом возросте остаемся молодыми. Поэтому нужно беречь, уважать и любить своих матерей, не горечь, а только радость и цветы преподносить им.
1-й чтец:
Мама, какое красивое слово!
Нежность скрывается в слоге святом.
Оно, как глубокое синее море.
С ним мы по жизни плывем.
С мамой мы делимся счастьем, весельем,
О нашей поведаем первой любви.
Мама отдаст нам все, что имеет:
Свет и добро, и ласки свои
2-й чтец.
Нынче праздник! Нынче праздник!
Праздник милых наших мам!
Этот самый добрый праздник,
Осенью приходит к нам.
"Мама” – слово дорогое,
В слове том тепло и свет!
Всех мам мы поздравляем,
И всем мамам шлем привет!
Ведущий: 1
В последнее воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Многие ли из нас в этот день говорят теплые слова своим мамам. Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день рождения, а в остальные дни. До недавних пор этот день- День матери- проходил у нас незаметно, да и в календаре он появился не так давно.
Так легко ли быть матерью .Нет. Это самый тяжелый труд. Ведь мама отвечает не только за физическое состояние своего ребенка, но и за его душу.
Ведущий: 2
Первый человек ,которого мы любим в жизни,- конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Одни- трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие- с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: Мама- это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
Чтец: 3
Прошу вас, берегите матерей.
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: Мать готова отдать
Свою ласку вам, нежность и душу.
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, сомнения и муки!
Мать положит в дорогу хлеб-соль,
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго.
Только ей никогда вы не лгите!
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите!
Не оставьте их без участья.
Сей наказ, вы запомните, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
Ведущий: 1
Праздник День матерей России был установлен Указом Президента Российской Федерации в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.
Президент Российской Федерации Борис Ельцин Москва , Кремль 30 января 1998 год
Ведущий: 2
На женских плечах. Именно им подобало "нрав детиный исправливати”, "блюсти чад своих”. Церковь требовала от женщин воспитания в детях послушания, терпения, уважения к старшим. Не случайно, даже на иконах мы видим изображение матери с младенцем на руках.
"Свет-государыня, матушка!”, "Госпожа моя, родна матушка!” таковы обращения детей к матери в русских сказках, песнях и былинах.
Музыкальный номер
----------------------------------------
Ведущий: 1
Слова мама, мать – одни из самых древних на Земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов мира. Сколько тепла таит слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека!
Ведущий: 2 Стих Расула Гамзатова: « МАМА.»
ПО- русски мама, по-грузински нана,
А по- аварски лаского баба.
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет слово оттого,
Что вспоминает горную вершину-
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем- нибудь горю я,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
Не беспокойся,-маме говорю я,-
Все хорошо, родная, у меня.
Тревожиться за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски мама, по-грузински нана
И по-аварски- ласково баба
-
Стихи на даргинском яз
Песня
-------------Стих С. Есенина «ПИСЬМО МАТЕРИ»
Ты жива еще, моя старушка
Жив и я . Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб , тебя не видя , умереть
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски метяжной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, того что отмечалось,
Не волнуй того., что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне не сказанный свет
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Ведущий: 2
Безусловно , день матери – это один из трогательных праздников ,потому что каждый из нас детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и не повторимый образ образ- своей мамы,
1-й чтец. Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.
2-й чтец. Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием , его слезами и улыбками. Любовь матери так же естественна, как цветение сирени. Солнце согревает всё живое, а её любовь согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства поколений. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые руки на свете.
1-й чтец. Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,
Наверно, за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню.
За что тебя я, родная, люблю?
За небо, за ветер, за воздух вокруг
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
Ведущий: --1
Для всех мам - настоящих и будущих- присутствующих в этом зале звучит песня в исполнении ---------
1-й чтец. Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине , по имени МАТЬ
.
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами, порой, не спала по ночам.
Прижимали к груди ее теплые руки.
И молилась за нас всем Святым .
Чтец: Кто-то однажды спросил:
«Кто же мне жизнь подарил ,
Кто научил меня жить,
Верить, ходить и любить,
Кто был со мною в беде.
Кто не бросал никогда и нигде,
Кто же ночами мне сказки читал.
Все позабыто и образ пропал…»
Рассвет. Ребенок проснулся:
«Как же можно о маме забыть
Свет и тепло ей не дарить»
Мама, проснувшись, увидела розы
И на листочке чьи-то стихи:
«Для мамы любимой без прозы
Мои слова о любви!»
Чтец:
Своей маме посвящаю
свои победы и удачи!
К своей я маме прибегаю,
когда бывают неудачи.
Она поймет меня, рассудит,
всегда поможет мне советом,
И только маме доверяю
Свои сердечные секреты!
Когда я стану чуть по старше,
И у меня родятся дети,
Я постараюсь объяснить им,
Что лучше мамы нет на свете!
Я не хочу сейчас со сцены
Сказать побольше слов красивых,
Мне хочется, чтоб мама
Была здоровой и счастливой .
Ведущий :2
Наша мама –самый дорогой человек в жизни. С мамой ты можешь поделиться с самым сокровенным: она всегда выслушает, поймет, простит. С мамой можно вспомнить о годах безоблачного детства.
Ведущий: 1
Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа скоро, что надо заживлять самую страшную рану-матерю павших солдат и убитых фашистами граждан , был учрежден орден «Мать –героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахине. 1997 году Государственная Дума приняла указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.
Ведущий: 2
.А теперь мы хотим обратится мамам наших мальчиков. У них особая миссия и особое звание: они матери будущих защитников Родины. И мы хотим им пожелать, чтобы в их судьбы и в судьбы их сыновей никогда не вошло это страшное слово война.
Ведущий: 1
Сколько матерей на планете Земля страдают и плачут от того, что их дети стали жертвами войн, катастроф, несчастных случаев, насилия.
Чтец:
Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как мать
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой - нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Еще вчерашний звонкий голосок
А ныне жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает.
А где- то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы-
Работают холодные умы…
Я сына родила не для войны!
Чтец:
Я сына родила не для войны!
Не для войны, его растила, поднимала!
Хочу спросить я у правителей страны…..
Когда и чем, стране своей, я задолжала
Я не брала у вас кредитов никогда!
И на все нужды, денег тоже не просили!
Где были с помощью нам, вы, в эти года
Когда нам трудно, тяжело с ребенком было.
Так вот теперь, хочу я четко всем сказать…
Забрать насильно… не имеете вы права!!!
Права имеет на ребенка только мать!
Его воспитывала я … а не держава!!!
Я сына родила не для войны!!!
И не позволю чтоб стал пушечным, он, мясом!
И…никому и ничего мы не должны!!!
Я не отдам его…чего еще не ясно.
Ни сын ни я…не затевали воевать…
Мы жили мирно, как все люди, рядом, жили!
Че ж за чужие миллиарды умирать.
Чтобы рыдала я вес век, у той могилы.
Потриотизм ваш…нынче вовсе ни к чему!
Мой сын….душа моя, моя частица тела!
А свою душу не отдам я никому!!!
И до разборок ваших, нет нам, просто, дела!
Пусть ваши дети защищают бизнес свой!
Из-за гра6ниц пусть возвратятся и дерзают!
А мой ребенок…будет жить рядом со мной.
И пусть правители о нем и не мечтают!!!
(На фоне песни "Авэ Мария” девушка читает стихотворение Александра Яшина "Молитва матери”.)
«Молитва матери:»
Девушка. Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, –
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни. Сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы
На всю семью –
На мужа, на сына, на дочерь мою,
– На каждый характер хватило,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И увлечения,
На заблуждения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты – Мать, Ты меня понимаешь..
На все сомнения
И смятения,
1-й чтец. Мать – Богородицу верующие люди почитают, любят, прославляют. Богородица считается покровительницей нашего отечества. В честь Богородицы строят храмы, пишут иконы, посвящают Ей стихи, песни.
Музыкальный номер:
Классный руководитель: Мама - это целый мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Мама - это моя защита и опора. Это чудная страна, где всегда светит солнце! Мама - это спасательный круг, который помогает нам не утонуть в океане хаоса и безразличия! Мама – это гавань, где царят уют, радость, душевный покой. Мама – это чудесная сила, которая держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире!
Предоставляется слово мамам из семей, где имеется общее занятие, общее увлечение.
Демонстрируются поделки, семейные фотографии, творческие задания.
Классный руководитель: Мама, нана, баба... Это главное слово на любом языке всегда звучит ласково и нежно. Каждая мать, которая отдает частицу своей души, тепла и света, надеется на то, что её ребёнок испытывает к ней любовь и благодарность. Но всегда ли оправданы ожидания матерей? Какие чувства они вызывают у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы облегчения: «Ну, вот я и дома, мама не будет волноваться». Раздражение: «Ну что ей от меня надо, чего ей не спится?» Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
Очень хочется узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и так же, как и Вы, уважаемые родители, будут заниматься воспитанием своих детей.
Озвучиваются результаты теста «Незаконченное предложение»
Мама – это…
Семья - это...
Свет в окнах моего дома — это...
Радость в моей семье это…
Горе моей матери — это...
Вдали от родного дома я буду вспоминать...
Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
Мне не хотелось бы, чтобы мой ребёнок...
Больше всего мои родители боятся, что...
Я считаю, что самое сокровенное желание моей мамы — это...
Классный руководитель: Думаю, каждый согласится с тем, что человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
(примерный перечень)
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности огорчить мату.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая труд своих родителей.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай родителей как самых главных людей в твоей жизни.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь предан и достоин своей семьи.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, если она истинна.
15. Стремись все делать как можно лучше.
Кл. руководитель:
Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух. Затем идет обсуждение и отбор мнений, которые могут быть положены в основу создания Кодекса заботы о матери
(предварительно подготовлен свиток с заголовком
Кодекс заботы о матери)
Кодекс
заботы о матери
Учащийся 1: Дорогие наши родители! Милые мамы! Сегодня было сказано так много добрых слов в Ваш адрес, которые не могут оставить равнодушными нас, Ваших дочерей и сыновей!
Учащийся 2: К сожалению, мы не всегда бываем внимательными и заботливыми чадами.
Учащийся 3: Иногда мы бываем грубыми и, порой, жестокими! Мы огорчаем Вас!
Учащийся 4: Но сегодня мы хотим попросить прощения за те минуты, которые обожгли ваши сердца обидой и разочарованием!
Учащийся 5: Сегодня мы начали большое дело. Мы создаем Кодекс заботы о матери.
Учащийся 6: Созданием этого документа мы обязуемся ежедневно выполнять действия, которые приведут нас к главной и большой цели каждого ребёнка – сохранить здоровье матерей, их душевное спокойствие и радость!
Учащийся 7: Милые мамы! Кодекс заботы о матери будет храниться в нашем классе, и Вы в любое время можете знакомиться с ним и вносить свои предложения по его совершенствованию. Потому что только вместе мы – сила!
Классный руководитель: Уважаемые родители, вполне достойный поступок сегодня совершают ваши дети! Уже сегодня они берут на себя ответственность заботиться о Вас! Думаю, Вы должны гордиться такими детьми
Ведущий:
Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки - от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
Чтец:
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходя за поворот
Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук-
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь
1-й чтец. Мама! В этом слове солнца свет!
Мама! Лучше слова в мире нет.
Мама! Кто роднее, чем она?
Мама! У нее в глазах весна!
Мама! На земле добрее всех.
Мама! Дарит сказки, дарит смех.
Мама! Из-за нас порой грустит,
Мама! Пожалеет и простит!
Мама! В этом слове солнца свет!
Мама! Лучше слова в мире нет.
Мама! Льется песенка ручьем.
Мама! Это мы о ней поем.
Ведущий: Мамы любят нас такими, какие мы есть, но самое заветное мамино желание – видеть нас здоровыми, добрыми и умными. А мы хотим их видеть всегда молодыми, веселыми и жизнерадостными. Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать. “Знаете, какие у меня хорошие дети!”
Ведущий:
Если ты любишь свою маму, не верь в то, что ей не нужна твоя помощь, встань рядом, помоги, устань вместе с ней. Она будет счастлива.
Классный руководитель:
Музыкальный номер:
Учитель берет свечу в руки, зажигает ее:
– Пусть горит огонек этой свечи. И пусть он символизирует огонь наших сердец. Передавая свечу из рук в руки, давайте делиться этим огнем друг с другом. Давайте откроем свои души навстречу теплу и доброте, исходящим от наших рук, глаз, улыбок.
Свеча передается дальше по кругу.