СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час ко Дню Победы «Лента ордена славы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для многих нынешних мальчишек и девчонок Великая Отечественная война - это далекое прошлое. Прошлое, о котором они знают по рассказам своих дедов или узнают  о войне из фильмов и книг. 

В преддверии празднования Дня Победы в Великой отечественной войне на дорогах появились машины с черно-оранжевыми ленточками, на улицах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди такая же ленточка - символ памяти, знак преемственности поколений. Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка». Что это за символ – Георгиевская лента? Разработка классного часа поможет расширить представление детей о Великой Отечественной войне; познакомить с историей ордена Славы; развивать интерес к изучению истории войны; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к людям старшего поколения; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ; способствовать развитию критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Классный час ко Дню Победы»



Конкурсная методическая разработка классного часа

ФИО автора: Медведева Елена Николаевна

Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Мензелинска Республики Татарстан

Должность: учитель начальных классов первой квалификационной категории

Название работы: Классный час ко Дню Победы «Лента ордена славы»

Номинация конкурса: гражданско-патриотическое воспитание

Класс: 4



Пояснительная записка


Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще важное слово - МИР! По всей стране 9 мая будут слышны залпы праздничного салюта в честь тех, кто сражался за Родину. Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить. МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и  радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

Для многих нынешних мальчишек и девчонок Великая Отечественная война - это далекое прошлое. Прошлое, о котором они знают по рассказам своих дедов или узнают  о войне из фильмов и книг. 

В преддверии празднования Дня Победы в Великой отечественной войне на дорогах появились машины с черно-оранжевыми ленточками, на улицах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди такая же ленточка - символ памяти, знак преемственности поколений. Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка».

Что это за символ – Георгиевская лента?

Всё чаще мы слышим, что есть люди, которые высказываются против данной затеи от лица достаточно большого количества людей, которые не только не хотят надевать на «руку, сумку или на антенну автомобиля» символ чести и доблести, омытый кровью наших предков, но и являются убежденными сторонниками закрытия данного проекта. Они считают, что Георгиевская лента — это не просто кусок материи, который, исходя из безумной идеи организаторов акции, можно беспечно привязывать на автомобильную антенну. Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных мясорубках. Это элемент награды, за которую многие разменивали собственную жизнь.

И теперь, когда мы видим людей, украсивших свои штаны, чемоданы, автомобили Георгиевскими лентами, подобно дешёвыми новогодними гирляндами, мы приходим в ярость — Мы говорим вам: «Снимите эти ленты, если у вас ещё осталось чувство собственного достоинства и уважения к собственной истории! Разве вы не понимаете, что не имеете ни малейшего морального права вешать на свои сумки и антенны символы отличия, которые с XVIII века составляют часть награды за подвиг на войне, на поле боя!?  Постыдитесь! Или до вас всё ещё не доходит, какой ценой давалось право носить эти чёрно-оранжевые «полоски»?..

По социальному опросу населения (взятому из интернета) я узнала, что «Георгиевские ленточки» вызывают у большинства россиян, в основном, позитивные эмоции. Новая символика пробуждает у людей, по их мнению, чувство гордости — за страну; за народ-победитель; за своё прошлое, вызывает чувство национальной общности, сопричастности к тем событиям и людям.

В нашей жизни всегда встречаются зло и добро, черное и белое, за и против. Люди не могут быть одинаковыми. Для себя я сделала вывод – не буду привязывать ленточку на сумку или куда-то еще, а приколю ее на грудь, ближе к сердцу. И попрошу об этом своих друзей, знакомых и конечно же своих учеников. Мы должны помнить!



Классный час ко Дню Победы «Лента ордена славы»

Цель:

  • расширить представление детей о Великой Отечественной войне;

Задачи:

  • познакомить с историей ордена Славы;

  • развивать интерес к изучению истории войны;

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к людям старшего поколения;

  • способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ;

  • способствовать развитию критического мышления.


Подготовительная работа: выбрать учеников для подготовки информационного блока. Предложить детям принять участие в акции «Георгиевская ленточка», отметить, где они увидят ленточку в эти предпраздничные дни.


План классного часа

  1. Вступительная беседа. Просмотр видеофильма

  2. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм».

  3. Беседа по рассказу.

IV. Информационный блок. Рассказы об ордене.

  1. Личный подвиг на поле боя.

  2. Батальон Славы

  3. Храбрейший из храбрых. Человек из легенды.

V. Заключительная беседа «Как чтить память?».

VI. Подведение итогов (рефлексия).


Ход классного часа

I. Вступительная беседа

- Близится День Победы. (Слайд 1, Слайд 2)

На дорогах появились машины с черно-оранжевыми ленточками, на улицах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди такая же ленточка - символ памяти, знак преемственности поколений. (Слайд 3, Слайд 4)

Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка».

- Что вам известно о Георгиевской ленте?

Ученик 1

Георгиевская лента - это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России. . (Слайд 5)

Ученик 2

В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут, так же как и черно-оранжевая расцветка ленты, напоминал о Георгиевском кресте. Поэтому георгиевскую ленту иногда называют лентой ордена Славы.


Просмотр видеофильма

- Ребята, приходилось ли вам участвовать в акции «Георгиевская ленточка»?

- Знаете ли вы, зачем раздают людям эти ленты?

- Как вы вели себя, получив такую ленту?

(Дети высказываются.)


II. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм»

- Я хочу прочитать вам историю, которая произошла с двумя шестиклассниками в День Победы. (Читает.)

В День Победы Сережа Иванов проснулся рано - с улицы доносились звуки бодрых военных маршей. Сразу появилось радостное, праздничное настроение. А тут еще и одноклассник позвонил - Димка Егоров, сказал, что на площади гулянье - походная кухня, угощают всех кашей и раздают георгиевские ленточки. Минут через десять друзья уже были там.

Первым делом встали в очередь за ленточками. Набрали штук 20, сказали, что берут на весь класс. Часа два гуляли ребята по площади: и каши наелись, и песен напелись, и всяких выступлений насмотрелись, но никого из класса так и не встретили. Что же делать с ленточками? И тут по площади промчался мотоциклист - черная кожаная куртка, шлем, черные перчатки - и весь с ног до головы увешан черно-желтыми ленточками, которые развевались по ветру, как пламя.

- А чем мы хуже? - решили друзья. Сели на скамеечку и начали завязывать на себе ленты - на руках, на шее, на поясе, на голове. Скоро мальчишки стали похожи на индейцев из племени тамбу-ламбу. Посмотрели друг на друга и со смеху покатились.

А тут на лавочку рядом с ними присел дед, за сердце держится, наклонился вперед, видать, плохо старику. Рядом примостилась внучка, девчонка лет пяти, гладит деда по руке, что-то лопочет про лекарство в правом кармане.

Внезапно на Серегу напал приступ великодушия - сорвал с руки ленточку и протянул старику:

- Нате, с праздником вас, с Днем Победы!

Дед ничего не ответил, только смерил мальчишек усталым и грустным взглядом.

- Берите, это же акция «Георгиевская ленточка», - настаивал Димка. |

Дед задумчиво покачал головой и отвел глаза. И тут внучка тихо заметила:

- А у дедушки уже есть такие, только он эти ленточки никому не отдаст...

Она потянула деда за руку, которую он держал на груди, и друзья увидели три звезды на черно-оранжевых ленточках. Что это были за ордена, ребята не знали. Но, видать, дед был настоящим героем.

Несколько минут продолжалось молчание, потом друзья, не сговариваясь, сорвали с себя все ленточки, положили их на скамейку и отправились по домам.

По дороге даже не разговаривали. Стыдно было...

III. Беседа по рассказу

Классный руководитель. Вот такая история, участником которой мог стать любой из вас.

- Можно ли сказать, что герои этого рассказа хорошие ребята? (Да, заботились о других - ленточек набрали на весь класс, старика пожалели, совесть у них заговорила.)

- А что они сделали не так? (Обвешались ленточками, с ветераном говорили неуважительно.)

- Почему они решили, что надо обвешаться этими ленточками? (Они подражали мотоциклисту, им показалось, что это круто и модно.)

- Подражать другим - это хорошо или плохо? (Смотря чему подражать, нужно думать.)

- Есть ли у этих ребят критическое мышление? (Наверное, нет, иначе бы они смогли дать оценку наряду мотоциклиста и не стали бы подражать ему.)

- Во время проведения акции встречались ли вам люди, подобные этому мотоциклисту?

- А что плохого в том, чтобы обвешаться георгиевскими ленточками? (Эти ленточки не для моды и крутизны, а символ памяти о прошедшей войне, о подвигах наших прадедов, их нужно носить на груди, у сердца, не цеплять где попало.)

- Почему старик отказался взять георгиевскую ленточку? (Наверное, ему было больно видеть, как легкомысленно относятся ребята к этой ленте.)

- Так какой же орден был на груди старика? Три звезды на георгиевских лентах? (Орден Славы всех трех степеней.)


- Герои той истории тоже хотели узнать, что это за орден, поэтому дома сразу же достали энциклопедию и все узнали. Узнали, что на груди у старика были все три ордена Славы: I степени - золотой, а II и III - серебряные.

Узнали, что орденом этим награждали не командиров, а только Рядовых и сержантов.

И что ордена эти вручали только за личный подвиг на поле боя и в строгой последовательности - от низшей степени к высшей.

Того, кто получил орден всех трех степеней, называли полным кавалером ордена Славы. И таких на многомиллионную страну было всего 2656 человек, 4 из них - женщины.

- Но почему промолчал старик, почему не объяснил всего этого ребятам? (Плохо себя чувствовал, устал, не верил в современную молодежь, думал, у них одни развлечения на уме, не хотел ввязываться в спор и т. п.)

- А что бы вы сказали этим ребятам на месте старика-героя, чтобы не обидеть их, а вразумить?

(Дети высказываются.)

Да, георгиевская ленточка сейчас стала доступна всем, а когда-то получали ее вместе с орденом Славы за личный подвиг на поле боя.


IV. Информационный блок. Рассказы об ордене

- Сейчас вы прослушаете информацию об ордене Славы. Первое сообщение для размышления подготовили (имена, фамилии).

1. Личный подвиг на поле боя

Ученик 1. Наше сообщение называется «Личный подвиг на поле боя».

Ученик 2. В Указе об учреждении ордена Славы четко написано, за что вручается этот орден и что такое личный подвиг на поле боя. Прочитаем лишь несколько строк (читают по очереди каждую строку):

  • Находясь в загоревшемся танке, продолжить выполнять боевую задачу.

  • В минуту опасности спасти знамя своей части от захвата противником.

  • Из личного оружия меткой стрельбой уничтожить от 10 до 50 солдат и офицеров противника.

  • Презирая опасность, первым ворваться в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожив его гарнизон.

  • Лично захватить в плен вражеского офицера.

  • Будучи в ночной вылазке, уничтожить склад противника с военным имуществом.

  • Рискуя жизнью, спасти в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности.

  • Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватить неприятельское знамя.

  • Будучи раненым, после перевязки снова вернуться в строй.

  • Под огнем противника проделать для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника.

  • Рискуя жизнью, под огнем противника оказывать помощь раненым в течение ряда боев.

  • Стремительно врезавшись на своем танке в колонну противника, смять ее и продолжать выполнять боевое задание.

  • Летчику-истребителю уничтожить в воздушном бою от 2 до 4 самолетов-истребителей противника или от 3 до 6 самолетов-бомбардировщиков.

  • Экипажу дальнего ночного бомбардировщика разрушить железнодорожную станцию, взорвать склад боеприпасов, горючего, разрушить портовое сооружение, уничтожить морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушить или сжечь важный завод или фабрику.

Ученик 3. Судите сами, легко ли было получить такую георгиевскую ленточку в годы Великой Отечественной войны (Слайд 6)


- Сейчас появилось много лжи о Великой Отечественной. Те, кто хочет принизить значение нашей Победы, говорят, что советский солдат побеждал врага лишь из-под палки, из-за страха перед войсками, которые якобы стреляли в спину в случае отступления. Это неправда.

Советские солдаты победили врага силой своего духа. И об этом говорят такие цифры. Всего в годы Великой Отечественной войны было выдано свыше миллиона знаков ордена Славы. А это значит, что героизм был массовым. Был в Советской армии даже «батальон Славы». О нем расскажут (имена, фамилии).


2. Батальон Славы

Ученик 4. Наше сообщение называется «Батальон Славы». Такое название получил 1-й батальон 215-го гвардейского полка. В середине января 1945 г. батальон разорвал оборону фашистов за Вислой. Бойцы батальона нанесли дерзкий и стремительный удар, который открыл путь войскам дивизии для продвижения вперед. Чудеса героизма проявили при этом все воины батальона. Более 30 раненых отказались идти в тыл и продолжали сражаться, а сержант И.Е. Петров закрыл своим телом амбразуру, когда путь наступающим бойцам преградил огонь вражеского пулемета.

Ученик 5. Это был единственный случай, когда крупное подразделение в полном составе было награждено орденами. Все Рядовые и сержанты 1-го батальона удостоились ордена Славы "I степени, командиры взводов были представлены к ордену Александра Невского, командиры рот - к ордену Красного Знамени.

Командир батальона майор Б.Н. Емельянов, которому было тогда 23 года, и старший лейтенант М.Н. Гурьев удостоены звания Героев Советского Союза.

Ученик 6. По решению Военного Совета 69-й армии 1-й батальон стал называться «батальоном Славы».


- Думаю, что каждый из вас, принимая участие в акции «Георгиевская ленточка», будет ясно себе представлять, какой ценой доставалась эта ленточка на войне.


3. Храбрейший из храбрых. Человек из легенды.

- А теперь несколько коротких рассказов о полных кавалерах ордена Славы. Их подготовили (имена, фамилии).

Ученик 7. Представляете, каким нужно быть героем, чтобы к трем орденам Славы прибавить еще и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза! О таких людях можно сказать, что это храбрейшие из храбрых.

Таких героев за всю историю Великой Отечественной было всего четверо: старший летчик штурмового авиационного полка Иван Григорьевич Драченко, пехотинец Павел Христофорович Дубинда, артиллеристы Николай Иванович Кузнецов и Андрей Васильевич Алешин. О каждом из них можно написать целую книгу.

Ученик 8. Мы расскажем о храбрейшем из храбрых. Его называли «человеком из легенды». Герой Советского Союза и полный кавалер ордена Славы Николай Иванович Кузнецов.

О фронтовых путях-дорогах Кузнецова можно рассказывать долго. На службу его призвали в 19 лет, как раз 22 июня 1941 г., в первый день войны. Николай попал на фронт. Служил в разных подразделениях: ручным пулеметчиком в морской пехоте, в дивизионной разведке, командиром орудия, помощником командира отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Позже участвовал в жестоких боях за Севастополь. Здесь Николай Иванович Кузнецов проявил особое мужество и находчивость. Вот лишь один эпизод из фронтовой жизни героя.

Ученик 9. «Однажды я получил приказ: поднять Красное Знамя над зданием вокзала... Мне удалось подойти к зданию вокзала, по водосточной трубе я забрался на крышу. Быстро прикрепил знамя. Его наши солдаты увидели отовсюду, и это придало им решительности. Когда немцы заметили знамя, то открыли по мне огонь. Я стал спускаться и провалился на чердак. Там был немецкий пулеметный расчет. Двоих я сразу уложил из автомата, а с третьим пришлось вступить в рукопашную схватку...»

Ученик 10. Чудом можно считать то, что Николай Кузнецов остался живым, - чердак мог стать его могилой. Флаг, поднятый Кузнецовым, реял, вдохновлял наших бойцов на атаку. Вокзал был взят. На другой день руководивший операцией, приказал разыскать старшину. Кузнецова привели к командующему, генерал крепко пожал ему руку и сказал: «Считай себя Героем. Если бы у меня самого была Звезда, тут же отдал бы ее тебе!»

Ученик 11. После окончания войны Родина по достоинству оценила подвиги кавалеров ордена Славы. Их имена увековечены в названиях улиц, школ, кораблей, на обелисках, памятниках, мемориальных досках.


V. Заключительная беседа «Как чтить память?»

- Сегодняшний классный час мы начали с черно-оранжевой ленточки, которую в эти дни можно встретить и на машинах, и на людях, и на игрушках и даже на бутылках с водкой.

- Лента красивая, создает ощущение праздника, но хорошо это или плохо, что ее так много? Хочу услышать ваше мнение.

(Дети высказываются.)

Да, любое хорошее дело можно испортить, если относиться к нему легкомысленно. Многие люди сейчас выступают за то, чтобы прекратить акцию «Георгиевская ленточка».

- Предлагают придумать другой символ памяти, например, как в Великобритании, красные маки, которые раздают в память о погибших воинах. Какой символ предложили бы вы?

(Дети высказываются.)

А между тем у нас в России уже более шести веков существует своя традиция почитания погибших воинов. Эту традицию установил князь Дмитрий Донской. Сразу же после победы на поле Куликовом он предложил Церкви поминать павших воинов. А не так давно к этой традиции прибавился еще один день особого поминовения - 9 Мая. В этот день Церковь своими молитвами поминает всех усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

А акция? Акций еще будет много... Важно, чтобы люди думали, а не гнались за модой.


VI. Подведение итогов

- Какие факты вызвали у вас: а) удивление; б) восхищение; в) сожаление?

- Была ли у вас своя точка зрения в начале классного часа?

- Как она изменилась в конце?

- Какая информация повлияла на вашу позицию? (Дети высказываются.)



Список использованной литературы:



1. Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

2. Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Классные часы: 4-5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

5. Клубные часы Проблемно-ценностное общение 5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.



Интернет-ресурсы

https://www.liveinternet.ru

https://www.opentown.org/news/71198/

https://ru.wikipedia.org



Просмотр содержимого презентации
«победа»

Классный час ко Дню Победы  «Лента ордена славы»

Классный час ко Дню Победы «Лента ордена славы»

Георгиевская лента - это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России.
  • Георгиевская лента - это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России.
ОРДЕНА СЛАВЫ

ОРДЕНА СЛАВЫ

  • ОРДЕН СЛАВЫ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!