ВЛИЯНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
(КОНФЕРЕНЦИЯ 9-11 КЛАССЫ)
Кашникова Е.А.
Цель: первичная профилактика употребления подростками ПАВ.
Задачи:
формировать у учащихся представления о составе, свойствах, действии некоторых психоактивных веществ на организм человека;
углубить и конкретизировать их знания, умения и навыки по данной теме;
развивать познавательные способности учащихся.
Подготовительная работа:
конкурс рефератов учащихся по теме «Влияние алкоголя (табака, наркотиков) на организм человека»;
оформление таблиц, схем.
Актуальность конференции:
Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное число страдающих заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ (ПАВ), за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн человек.
В последнее десятилетие употребление алкоголя, наркотических и других ПАВ несовершеннолетними и молодежью стала в России проблемой, которая представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Эта ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий по организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте. Поэтому успехов в обеспечении здоровья и безопасности жизни населения можно достичь только с помощью создания системы общегосударственных, межведомственных профилактических мероприятий и прежде всего системы эффективного валеолого- гигиенического обучения и воспитания школьников.
Большинство педагогических работников признают свою недостаточную осведомленность в области методики предупреждения злоупотребления ПАВ в подростковой среде. В системе повышения квалификации педагогических кадров представлено минимальное количество курсов, ориентированных на подготовку к профилактике наркозависимости детей и подростков.
Ход конференции
Ведущий
В жизни есть много горя и зла. Есть соблазна коварные сети И отчаянья жгучего мгла. Есть тоска невозможных желаний, Бесконечный, безрадостный труд. И расплата годами страданий За десяток счастливых минут...
Из глубины веков, из древних храмов Ассирии и Вавилона, Персии и Египта дошли до нас первые сведения о способности некоторых веществ воздействовать на психику человека, уводить его из реальной жизни в мир дурманов, возвращаясь из которого, человек чувствовал себя еще более несчастным и бессильным.Существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (10 ООО лет до н.э.) состоялось знакомство человека с психоактивными веществами.
Шумеры, китайцы, индийцы, ацтеки, народы Сибири знали действие некоторых ПАВ, используя их в своих целях (об этом свидетельствуют рисунки, изображающие магические обряды и церемонии). Древние египтяне готовили из мака снотворное зелье. Мексиканские индейцы перед началом ритуальных танцев доводили себя до экстаза, добавлением в еду грибов, содержащих псилоцибин (производное псилоцина, действие которого в первую очередь вызывает изменение привычного мышления и восприятия).
Таких исторических примеров множество. Наверное, нет народа, который в том или ином виде не употреблял бы ПАВ.
Что мы понимаем под термином ПАВ? Психоактивные вещества - вещества растительного и синтетического происхождения, обладающие выраженной избирательной повреждающей активностью по отношению к мозгу, вызывающие уже в крайне ничтожных дозах психические расстройства, сопровождающиеся галлюцинациями, нарушениями памяти, внимания, мыслительных процессов, эмоций, бредовым поведением, психозом. Они делятся на наркотические и токсические.
Наркотические вещества отличаются от других токсических (ядовитых) соединений тем, что занесены в официальный список наркотических средств и находятся под особым контролем государства.
К ПАВ можно отнести некоторые из следующих классов органических соединений:
Углеводороды
♦ углеводороды - циклопропан С3Н6 - сильное ингаляционное наркотическое средство, бензол CgHgj
галогенопроизводные углеводородов - СН2С12 - дихлорметан, СНС13 - хлороформ, СС14 - тетра- хлорметан, С2Н4С12 - дихлорэтан используются в качестве растворителей - основные компоненты бытовой химии;
предельные спирты - все спирты оказывают на организм человека наркотическое действие, С2Н5ОН - этанол используется для получения лаков, политур, растворителей, чистящих средств, основной компонент алкогольных напитков;
сложные и простые эфиры используются в качестве растворителей для лаков, а также для общего наркоза и местной анестезии.
Большинство наркотических веществ представляют собой алкалоиды - природные гетероциклические азотосодержащие физиологически активные органические соединения преимущественно растительного происхождения:
морфин (C17H1903N) - главный алкалоид, содержится в соке опийного мака и продуктах, получаемых из него;
кокаин (C17H21N04) - содержат листья дикорастущих кустов коки (к слову, раньше кокаин добавляли в кока-колу);
кофеин (C8H10O2N4) - содержится в плодах кофейных деревьев, листьях чайных кустов (излишнее потребление кофе может вызвать болезненное пристрастие к нему);
никотин (C10H14N2) - главное действующее начало табака.
Некоторые алкалоиды - сильнейшие яды, но в малых количествах многие из них обладают свойствами лекарственных веществ, к примеру, кодеин (C18H2103N) и кофеин принимают при простудных заболеваниях. Атропин (C17H23N03) в виде сульфата используют для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы.
Как видно из представленной схемы, происхождение ПАВ в основном органическое. Есть и небольшая группа неорганических веществ, которые подобно алкалоидам обладают успокоительным, снотворным действием:
инертные газы (Аг - аргон, Ne - неон), входящие в состав воздуха, обладают слабым наркотическим действием;
оксид азота (I), известный в прошлом под названием «веселящий газ», применяется для наркоза;
бромиды калия и натрия используются как препараты успокоительного и снотворного действия;
азот, содержащийся в атмосфере, также оказывает на человека наркотическое действие.
Люди не замечают азот потому, что постоянно находятся под его влиянием. Но стоит увеличить парциальное давление азота, и его наркотический эффект станет очевидным. Водолазам это известно давно. Вот как описывал азотное опьянение известный исследователь морских глубин Жак- Ив Кусто: «На глубине двухсот футов (около 61м.- Прим. авт.) я ощутил во рту металлический привкус сжатого азота. Глубинное опьянение поразило меня внезапно и сразу с большой силой. Я сжал трос и остановился. Меня обуревало беспричинное веселье у все стало нипочем... Я повис на канате в состоянии полного отупления».
В последнее десятилетие получены морфинопо- добные и другие фармакологические препараты, влияющие на психику человека. Число их растет и достигает тысячи. Одновременно нарастает опасность появления случайного, бессознательного развития пристрастия к употреблению этих веществ. Кроме того, есть опасность злонамеренного, целенаправленного использования ПАВ для корректировки настроения или поведения людей. Поэтому необходимо представлять состав, свойства, действие некоторых основных групп ПАВ, используемых в медицине или вызывающих различные виды наркомании.
Учащиеся работают в семи творческих группах и выступают в очередности, соответствующей номерам групп.
Группа 1 «Экспериментаторы»
Опыт № 1. Влияние этанола на белки
! Тубулус - выпускной кран в газометре.
Оборудование: куриный белок, кусочек свежего мяса, этиловый спирт, пробирки, штатив для пробирок.
Ведущий. Поместите в одну пробирку 1-2 мл куриного белка, в другую - 1-2 г свежего мяса. В каждую добавьте 1-2 мл чистого этилового спирта или его раствора (например, водки). Смешайте содержимое каждой пробирки и дайте им немного постоять.
Что вы наблюдаете?
Прокомментируйте эксперимент, сделав соответствующий вывод о влиянии этилового спирта - главного действующего начала любого алкогольного напитка на белковые образования.
Учащиеся. Извлекая воду из тех веществ, с которыми этиловый спирт соприкасается, он уменьшает их в объеме, уплотняет.
Через некоторое время в пробирке с белком, в которую добавлен этанол, началось загустение белка, и пробирку можно переворачивать, не боясь, что содержимое выльется наружу, настолько высока плотность полученного состава.
Мясо, находящееся в другой пробирке, под действием этилового спирта покрылось белым налетом. Подобные явления наблюдаются при нагревании мяса (например, когда свежее мясо помещают в кипящую воду).
Значит, этанол отнимает воду у клеточных белков и нарушает их функцию. Нечто подобное происходит и с организмом человека, употребляющего алкоголь.
Опыт № 2. Исследование состава
и свойств табачного дыма
Оборудование: прибор (собран, как показано на рис. 2) из газометра, верхний тубулус* которого соединен с хлоркальциевой трубкой со вставленной в нее сигаретой.
В процессе «курения» газометр играет роль аспиратора. Моделью легких курильщика служит
рис. 1. Прибор для исследования состава и свойств табачного дыма
хлоркальциевая трубка с находящимся в ней рыхлым комочком ваты.
Подготовка прибора к работе. Газометр полностью заполняют дистиллированной водой. Для этого герметично закрывают отверстие нижнего тубулуса пробкой с газоотводной трубкой, снабженной краном (или зажимом), и наливают в бутыль воду до уровня верхнего тубулуса. После этого его также герметично закрывают.
Доливают воду до образования в горлышке бутылки выпуклого верхнего мениска. Вставляют узкую часть воронки, снова доливают воду до выпуклого мениска. Открыв кран широкой части воронки, вставляют ее в узкую часть и перекрывают кран.
Проверяют герметичность газометра, открыв кран нижнего тубулуса при закрытых кранах верхнего тубулуса и воронки.
В хлоркальциевую трубку помещают комочек ваты.
В широкую часть хлоркальциевой трубки вставляют пробку с газоотводной трубкой. Узкую часть трубки через резиновый шланг соединяют с фильтром сигареты.
Подсоединяют хлоркальциевую трубку к верхнему тубулусу газометра с помощью резинового шланга. Трубку укрепляют в лапке штатива, а газоотводную трубку нижнего тубулуса газометра опускают в сосуд для сбора воды.
Проведение опыта. Открыв кран (зажим) верхнего тубулуса, фиксируют герметичность газометра. Открывают зажим (кран) нижнего тубулуса и одновременно поджигают сигарету.
Газометр подсасывает воздух, проходящий через сигарету. Из нижнего тубулуса вытекает вода, газометр заполняется дымом. Поступление дыма в газометр регулируют краном верхнего тубулуса.
После «выкуривания» сигареты сначала перекрывают зажим верхнего тубулуса, затем нижнего. Отсоединяют хлоркальциевую трубку.
Пинцетом извлекают вату. Рассматривают ее цвет, исследуют запах.
Даже при «выкуривании» одной сигареты с фильтром комочек ваты приобретает интенсивное желто-коричневое окрашивание и крайне неприятный запах.
Поместив вату с собранными на ней веществами в пробирку с бледно-розовым раствором пер- манганата калия КМп04, наблюдают его обесцвечивание. Это свидетельствует о том, что вещества твердой фазы табачного дыма подвергаются окислению. Продукты окисления в организме человека могут также представлять опасность.
Дым, собранный в газометр, пропускают через бледно-розовый раствор перманганата калия в другой пробирке. Для этого предварительно наращивают газоотводную трубку верхнего тубулуса газометра стеклянной трубочкой. Открыв зажим верхнего тубулуса газометра, краном воронки регулируют «пробулькивание» дыма через раствор окислителя.
Окраска раствора меняется на желтую.
Комментарий. Среди непредельных соединений, содержащихся в газовой фазе и способных вызвать изменение окраски реактива, могут быть акролеин, винилхлорид и ацетилен. В табачном дыме содержится также оксид углерода (II), муравьиный и уксусный альдегиды, муравьиная кислота, ацетон и другие ядовитые для человека вещества. Кроме того, в твердой фазе табачного дыма содержатся чрезвычайно токсичные и канцерогенные для человека вещества: никотин, анилин, фенол, о-то- луидин, 2-нафтиламин, бенз(а)антрацен и др.
Резонен вопрос: что происходит с альвеолами легких человека, если в сутки он выкуривает не одну, а несколько сигарет?
Смолистые вещества обволакивают стенки легочных пузырьков, затрудняя газообмен. Важно осознать то, что «пассивное» курение тоже наносит огромный вред здоровью человека.
Опыт № 2А. Исследование состава и свойств твердой фазы табачного дыма
При недостаточном оснащении оборудованием опыт № 2 целесообразно заменить опытом № 2А. Эти два опыта не исключают друг друга и могут с успехом использоваться преподавателем.
Оборудование: чашка Петри, фильтры выкуренных сигарет, раствор перманганата калия.
Проведение опыта. Извлекают фильтр из чашки Петри, рассматривают его цвет, исследуют запах. При выкуривании сигареты фильтр приобретает интенсивное желто-коричневое окрашивание и крайне неприятный запах.
В твердой фазе табачного дыма содержатся чрезвычайно токсичные и канцерогенные для человека вещества: никотин, анилин, фенол и др.
Поместите фильтр с собравшимися на нем веществами в пробирку с бледно-розовым раствором перманганата калия.
Что вы наблюдаете?
Изменения свидетельствует о том, что вещества в твердой фазе подвергается окислению. Продукты окисления в организме человека могут также представлять опасность.
Рис. 2. Влияние табачного дыма на организм человека
Учащиеся на основании проведенного опыта заполняют и комментируют таблицу 1.
Таблица 1
Результаты изучения твердой фазы табачного дыма
Физическая характеристика твердой фазы табачного дыма (цвет, запах фильтра) | Состав твердой фазы табачного дыма | Свойства твердой фазы табачного дыма (биологический и химический эффект) |
| | |
Группа 2 «Физиологи»
Обеспечение: разрозненные элементы таблицы «Разрушающее воздействие алкоголя на системы и органы человека».
Задания:
1. Составьте из разрозненных элементов таблицу «Разрушающее воздействие алкоголя на системы и органы человека» и прокомментируйте ее.
Таблица 2
Системы и органы человека | Воздействие алкоголя |
Система кровообращения | Малокровие, повышение кровяного давления, ишемическая болезнь сердца |
Органы дыхания | Поражение глотки, гортани, отек легких, хронический бронхит, пневмония |
Нервная система | Нервно-психические расстройства |
Мозг | Ухудшение памяти, внимания, снижение умственных способностей |
Органы пищеварения | Язва, гастрит |
Органы чувств | Нарушение зрения, слуха |
Репродуктивная система | Неполноценное потомство, сексуальные расстройства |
Печень | Жировое перерождение клеток, цирроз |
Почки | Усиленное мочеотделение, почечно-каменная болезнь |
Группа 3 «Статисты»
Повышение заболеваемости при пассивном курении
Обеспечение: таблица «Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам» (табл. 4), бланк с текстом задачи: «Смертельная доза никотина 1 мг на кг массы тела. Рассчитайте смертельную дозу никотина для подростка массой 50 кг. Какое количество сигарет содержит эту смертельную дозу, если известно, что водной сигарете содержится 2,5 мг никотина?»
Таблица 3
Токсичность табачного дыма по наиболее важным ингредиентам
Вещество | Концентрация в табачном дыме | Показатель токсичности (ПДК) | Доля общей токсичности, % |
Никотин | 2,15 г/м | 115000 | 28,7 |
Оксид углерода | 35,4 г/м3 | 35400 | 9,2 |
Сажа | 1,5 г/м3 | 30000 | 7,8 |
Бенз(а)пирен | 17,4 мкг/м3 | 17400 | 4,6 |
Муравьиная кислота | 350 мг/м3 | 11680 | 3,1 |
Оксиды азота | 785 мг/м3 | 9250 | 2,4 |
Уксусная кислота | 280 мг/м3 | 4670 | 1,2 |
Аммиак | 706 мг/м3 | 3530 | 0,92 |
Мышьяк (триоксид) | 9,82 мг/м3 | 3265 | 0,85 |
Синильная кислота | 18,8 мг/м3 | 1880 | 0,49 |
Формальдегид | 5,17 мг/м3 | 1725 | 0,45 |
Сероводород | 13,2 мг/м3 | 1615 | 0,42 |
Фенол | 13,4 мг/м3 | 1343 | 0,35 |
Акролеин | 39,2 мг/м3 | 1305 | 0,34 |
Стирол | 3,11 мг/м3 | 1037 | 0,28 |
Дициан | 4,60 мг/м3 | 460 | 0,13 |
Ацетилен | 690 мг/м3 | 345 | 0,09 |
Диоксид углерода | 9,6% от объема | 96 | 0,03 |
Задания:
Определите физико-химические факторы, обуславливающие высокую токсичность табачного дыма, по сравнению с другими токсическими средами, даже выхлопными газами автомобилей.
Рассмотрите таблицу 3, определите суммарный показатель токсичности в ПДК (предельно допустимая концентрация - санитарно- гигиенический норматив) табачного дыма.
Определите: во сколько раз следовало бы разбавлять табачный дым чистым воздухом, чтобы его токсичность снизилась до 1 ПДК - гигиенической нормы.
Сравните токсичность табачного дыма с суммарным показателем токсичности:
а) отходящего газа газовой горелки на кухне - 1550 ПДК;
б) выхлопных газов автомобиля - 90 500 ПДК.
Решите задачу.
Выполнение заданий
1. Физико-химические факторы, обуславливающие высокую токсичность табачного дыма,
по сравнению с другими токсическими средами связаны с характером горения табака. Температура его горения не превышает 700-800° С, поэтому его сгорание представляет собой комбинацию процессов горения, испарения, возгонки, тления и пиролиза.
Тление при недостатке кислорода способствует образованию многих продуктов неполного сгорания: сажи, оксидов углерода, альдегидов, кетонов, спиртов, эфиров и т.п.
Под действием пиролиза из табака образуются новые токсичные вещества, в результате полимеризации из ацетилена получается бензол, бенз(а)пирен и другие ароматические углеводороды.
При сухой перегонке табака (его нагревании табачным дымом) также образуется большое количество токсичных органических веществ.
Кроме того, в табачном дыме присутствуют специфические вещества, в первую очередь никотин и другие алкалоиды, которые отсутствуют в обычных видах топлива.
Суммарный показатель токсичности табачного дыма с учетом только наиболее важных ингредиентов, представленных в таблице, - 240 001 ПДК, а с учетом всех входящих в него токсичных веществ - 384 000 ПДК.
Именно во столько (384 000) раз следовало бы разбавлять табачный дым чистым воздухом, чтобы его токсичность снизилась бы до 1 ПДК - гигиенической нормы.
Сравнение показывает: токсичность наиболее важных ингредиентов табачного дыма в 155 раз, а с учетом всех находящихся в нем вредных веществ в 248 раз выше суммарного показателя токсичности газа, отходящего от газовой горелки на кухне, в 2,65 раза, а с учетом всех находящихся в табачном дыме вредных веществ в 4,25 раза больше токсичности выхлопных газов автомобиля.
Смертельная доза никотина для подростка массой 50 кг составляет: 1 мг х 50 = 50 мг.
Количество сигарет, содержащих эту смертельную дозу, равно: 50 мг : 2,5 мг = 20.
Группа 4 «Аналитики»
Обеспечение: таблицы «Характеристика энергетических напитков», «Последствия потребления кофеина», «Распределение химических соединений между основным и побочным потоками дыма сигарет без фильтра», пустая тара от одного из энергетических напитков.
Задания:
Используя имеющиеся материалы, проанализируйте: являются ли достоверными сведения об энергетических напитках, представленные в рекламе?
Проанализируйте таблицу «Распределение различных химических соединений между основным и побочным потоками сигарет без фильтра», укажите вещества, концентрация которых в побочном потоке дыма сигарет выше, чем в основном. Каков их биологический эффект? Как это сказывается на здоровье окружающих курильщика людей?
1. В числе основных свойств энергетических напитков (Red bull) рекламодатели называют следующие:
♦ повышение физической выносливости;
повышение способности контролировать внимание;
увеличение скорости реакции;
повышение бдительности;
улучшение эмоционального состояния.
Некоторые из этих напитков являются безалкогольными, другие содержат алкоголь. Стимулирующее воздействие энергетических напитков наиболее часто связано с содержанием в них алкалоидов.
Выполнение заданий
Таблица 4
Характеристика энергетических напитков
Торговая марка | Психоактивное вещество (ПАВ), % | Алкоголь, % | Объем упаковки, л | Страна- производитель |
Absenter energy | Кофеин 0,025 | 8,8 | 0,33; 0,5 | Россия |
Adrenaline rush | Кофеин 0,034; элеутерококк 0,003; гуарана 0,002 | 0 | 0,25 | США |
Battery | Кофейный и гуарановый экстракт (кофеин 0,03) | 0 | 0,33 | Россия |
Burh | Кофеин 0,03 Экстракт гуараны | 0 | 0,25 | Чехия |
Red bull | Кофеин 0,032 | 0 | 0,25 | Австрия |
Red Devil alcoenergy | Кофеин 0,032 | 9 | 0,33 | Россия |
Red Devil energy drine | Кофеин 0,032 | 0 | 0,25 | Голландия |
Jaguar | Кофеин 0,03; экстракт матэ 0,05 | 9 | 0,33; 0,5 | Россия |
Из таблицы 4 видно, что в напитках присутствует кофеин - один из наиболее распространенных стимуляторов психической и физической активности. Он потребляется практически во всех странах мира, содержится в ряде продуктов - кофе, чае, парагвайском чае матэ (1-1,5%), семенах гуараны (4-6%), напитках, содержащих колу, какао, шоколад, и продающихся без рецепта лекарственных средствах. Хотя кофеин относительно редко рассматривается как вещество, вызывающее привыкание и пристрастие, его потребление приводит к психической и физической зависимости.
При отравлении кофеином человеку трудно сосредоточиться, его деятельность становится нецеленаправленной и непродуктивной. Последствия неоднократного приема кофеина для организма представлены в таблице
Таблица 6
Последствия потребления кофеина
Системы организма | Проявления |
Центральная нервная система | Повышенная работоспособность и активность, пониженная утомляемость, приподнятое настроение, торопливая речь; при этом снижается способность контролировать внимание и поступки, могут возникнуть беспокойство, бессонница, судороги, тремор, психоз |
Сердечно-сосудистая система | Учащенное сердцебиение, стенокардическая боль, аритмия |
Дыхательная | Расширение бронхов |
Желудочно-кишечная | Понижение или отсутствие аппетита, тошнота, рвота, колики в животе, понос, усиленная перистальтика кишечника, металлический привкус во рту |
Почечная | Мочегонный эффект |
Эндокринная | Болезненность груди (особенно у женщин с фиброзно-кистозным заболеванием молочной железы) |
Более опасно для организма потребление энергетических напитков, содержащих одновременно два ПАВ: кофеин и этанол. Попав в организм, напитки с малой концентрацией алкоголя способствуют слюноотделению, рефлекторно вызывают стимуляцию желудочной секреции. Потребление этих двух ПАВ вместе приводит к уменьшению угнетающего действия алкоголя на центральную нервную систему, снижению контроля за речью и поведением. Еще один фактор негативного влияния на организм энергетических слабоалкогольных напитков - то, что они газированные. Углекислый газ ускоряет и увеличивает всасываемость жидкости, содержащей ПАВ. Пузырьки газа стимулируют слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и способствуют увеличению скорости поступления ПАВ в кровь. Алкогольное опьянение наступает быстрее, особенно если содержащий его напиток потребляется на голодный желудок. А наличие сахара в энергетических напитках замедляет их расщепление, требуя дополнительного количества энергии и времени. Сладкие алкогольные напитки выводятся из организма через более продолжительное время, продлевая тем самым состояние алкогольного отравления.
Производители помещают на упаковках напитков сообщения о том, что они не рекомендованы детям, беременным женщинам, при бессоннице, гипертонии, атеросклерозе, а также желательно употреблять не более трех банок в день (Red Devil alcoenergy) или: «Внимание! Детям, беременным женщинам и людям с повышенной чувствительностью к кофеину не рекомендуется употреблять в больших количествах» (Red Devil energy drive); «Желательно употреблять не более двух банок в день. Не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, лицам с повышенным артериальным давлением» (Jaguar).
Суммируя сведения, можно сделать следующие обобщения:
Производители не указывают количество находящихся в энергетических напитках веществ со стимулирующим действием, к примеру кофеина в гуаране, экстракте гуараны, экстракте матэ.
Потребление безалкогольных энергетических напитков, ускоряя обмен веществ в организме, увеличивает мочевыделение и, как следствие этого, приводит к возникновению жажды, увеличению потребления жидкости и повышению нагрузки на почки.
Энергетические напитки могут вызвать расстройства психической деятельности, чаще возникающие у несовершеннолетних, так как воздействие ПАВ, содержащихся в этих напитках, на подростков сильнее, чем на взрослых.
Систематический прием энергетических напитков может привести к формированию зависимости от них.
Прием слабоалкогольных энергетических напитков приводит к снижению контроля за речью и поступками.
Выводы:
сведения о воздействии энергетических напитков на психику человека, представленные в рекламе для потребителей, не соответствуют действительности, являются недостоверными;
необходимо прекратить рекламу энергетических напитков на телевидении и в других средствах массовой информации;
необходимы дополнительные законодательные меры регулирования и контроля продажи энергетических напитков, в частности, установление возрастного ценза для продажи данных напитков.
Группа 5 «Мудрецы»
Обеспечение: подборка литературы с пословицами, поговорками, афоризмами, изречениями о здоровом образе жизни и влиянии ПАВ на организм человека; кроссворд (рис. 4) и карточка с вопросами для него; рефераты учащихся о влиянии алкоголя, наркотиков, табака на человеческий организм.
Задания:
Назовите пословицы, поговорки, афоризмы, изречения о влиянии ПАВ на организм человека.
Подготовьте небольшие выступления о пагубном воздействии на человека психоактивных веществ, пользуясь рефератами.
Отгадайте кроссворд.
Вопросы кроссворда - по горизонтали:
Алкалоид, названный известным французским ученым Ж. Гей-Люссаком в честь древнегреческого бога сна Морфея. (Морфин)
Белок крови, отвечающий за транспортировку кислорода, при курении соединяющийся с оксидом углерода (II). (Гемоглобин)
ПАВ, содержащийся в чае, зернах кофе, напитках типа «Кола», парагвайском чае матэ, прием внутрь 250-500 мг которого вызывает острое отравление организма, а 10 г - смертельная доза для человека. (Кофеин)
Состояние рассудка, вызванное чрезмерным употреблением ПАВ, очень похоже на старческое. (Слабоумие)
Представитель спиртов, злоупотребление которым разрушает физическое и психическое здоровье. (Этанол)
Приспособление, улавливающее 5-6% вредных веществ табачного дыма. (Фильтр)
Один из процессов, происходящих при горении табака. (Тление)
Ответ - по вертикали:
Главное действующее начало табака. (Никотин)
Ведущий после выступлений учащихся о влиянии ПАВ на организм человека акцентирует внимание на таком факте: наркотики и СПИД - две стороны одной медали (уместно привести статистические данные по ВИЧ-инфекции в стране, области, городе, районе). Например, в Пермском крае порядка 90% ВИЧ-инфицированных - наркопотребители. Усугубляет ситуацию постоянное увеличение числа молодых людей, употребляющих наркотики внутривенно.
Группа 7 «Рекламисты»
Обеспечение: краски, фломастеры, ватман, клей, ножницы, цветная бумага.
Задания:
Придумайте название новому сорту пива (сигарет, водки).
Оформите этикетку (упаковку) этого товара и прорекламируйте его так, чтобы у покупателей отпало желание приобрести его.
Подведение итогов конференции
Ведущий. Злоупотребление ПАВ приводит к алкоголизму, наркомании, токсикомании. Результат любого из них - тяжелая инвалидность или ранняя смерть.
Химики, осведомленные о тяжелых последствиях злоупотребления наркотиками, пытались синтезировать вещества, которые, обеспечивая болеутоляющий эффект, не наносили бы вреда психике человека. Однако их усилия не оправдались. Более того, именно в результате исследований ученые синтезировали такие опасные ПАВ, как героин, диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD).
В секретных лабораториях наркомафии синтезируют наркотики, способные вызывать привыкание после приема одной дозы! Для сравнения: зависимость от алкоголя может сформироваться в течение года, зависимость от табака - за несколько месяцев.
XIX век вошел в историю и как столетие массового употребления ПАВ в Европе. В XX в. ПАВ получили широкое применение и распространение по всему миру отнюдь не в медицинских целях. Сегодня люди употребляют психоактивные вещества, наркотическое воздействие которых гораздо сильнее и разрушающее действие на организм намного губительнее, чем ПАВ, использовавшиеся в прошлом.
Список жертв употребления ПАВ огромен и трагичен: Элвис Пресли (король рок-н-рола), Джанис Джоплин (певица), Брайн Джонс (гитарист группы «Роллинг Стоунз»), Мэрилин Монро (кинозвезда), Владимир Высоцкий. Все эти знаменитости, у которых были миллионы поклонников, стали жертвами употребления ПАВ. А еще тысячи простых юношей и девушек. Кто следующий?
По-разному сложится ваша жизнь, но какой бы ни была судьба, очень бы хотелось, чтобы вашим жизненным кредо стали слова:
Я выбираю жизнь!
Я выбираю свет!
Я выбираю путь,
Где наркотиков нет!
Затем ведущий предоставляет слово научным консультантам - учителям-предметникам и специалистам наркологического диспансера.
Для усиления воспитательного эффекта целесообразен просмотр видеофильма антинаркотической тематики.