СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Конфликты и пути их решения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Да, конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Конфликты довольно часто происходят в нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. И чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

Ведущий: Ребята, выяснив, что такое конфликт, рассмотрим виды конфликтов.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Конфликты и пути их решения»»

Классный час «Конфликты и пути их решения»



Цель: выработка умения разрешать конфликтные ситуации.

Задачи:

- познакомиться с понятием «конфликт»;

- выделить виды конфликта;

- определить степень своей конфликтности


1 титульный слайд.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня, мы будем говорить о конфликтах. А именно: о понятии конфликта, видах, и путях его разрешения.

2 слайд:

(вопрос: что такое конфликт?) Вопросы для размышления:

  1. Ребята, как вы думаете, что такое конфликт? И почему он возникает?

(Ответы)

Включается третий слайд:

Ведущий: Да, конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

Конфликты довольно часто происходят в нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. И чаще всего, конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

Ведущий: Ребята, выяснив, что такое конфликт, рассмотрим виды конфликтов.

Включается четвертый слайд:

Ведущий: Есть различные виды конфликтов, но два основных это – межличностный, и внутриличностный.

Итак, межличностный конфликт - СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

Столкновения и непонимание может, происходит в разных сферах жизни человека, н-р, школе, работе, в кругу друзей, дома и т.п. И по разным поводам.

Включается пятый слайд:

Ведущий: далее, внутриличностный конфликт, который происходит в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Это и называется столкновением противоположных направленных потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов. Это тогда, когда наши желания, не совпадают с нашими возможностями.

Кроме того, среди межличностных конфликтов можно выделить такие разновидности:

  • Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

  • Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

  • Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Ведущий: Ребят, а какие конфликты в последнее время случались у вас?

Какие чувства вы тогда испытывали?


Ведущий: Чем же может быть опасен конфликт?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Ведущий: Так что же необходимо для того, чтобы избежать конфликта или разрешить его конструктивно и с наименьшими разрушительными последствиями?

Прежде чем перейти к обсуждению этих важных вопросов, мы выясним, насколько конфликтен каждый из вас – проведем тест.

Ребята, перед вами бланк теста, выполнив который, вы сможете определить степень вашей конфликтности. Вам необходимо оценить по 7-бальной шкале, насколько с вами схоже каждое из перечисленных свойств.

Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется описанное свойство, 1 балл – для вас не характерно описанное поведение. Если же вы считаете, что вы можете действовать по - разному в конфликтной ситуации, н-р, в зависимости от обстоятельств, то выбирайте пограничный балл, средний балл.

Прошу вас долго не раздумывать, на каждый вопрос не более 5 сек.

Диагностика конфликтности

( Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»)


1 Вы рвётесь в спор 7654321 Вы уклоняетесь от спора

2 Свои выводы вы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

7654321 Свои выводы вы сопровождаете извиняющимся тоном.

3 Вы считаете, что добьётесь своего, если будете возражать

7654321 Вы считаете, что если будете возражать, то не добьётесь своего

4 Вы не обращаете внимания на то, что другие не принимают ваших доводов

7654321 Вы сожалеете, если видите, что другие не принимают ваших доводов

5 Спорные вопросы вы обсуждаете в присутствии оппонента

7654321 Вы рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента

6 Вы не смущаетесь, если попадаете в напряжённую обстановку

7654321 В напряжённой обстановке вы чувствуете себя неловко

7 Вы считаете, что в споре надо проявлять свой характер

765432 Вы считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8Вы не уступаете в спорах 7654321 Вы уступаете в спорах

9 Вы считаете, что люди легко выходят из конфликта 7654321

Вы считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10 Если вы «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя

7654321 Если вы «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины


Ведущий: Итак, время истекло. Теперь, попрошу вас сосчитать сумму всех полученных баллов. Сосчитав баллы, напишите получившуюся сумму.

Далее, я буду называть промежутки баллов, и зачитывать характеристику. Тот, чье количество баллов входит в названный промежуток внимательно слушает.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается суммарное количество баллов.

Менее 15 баллов. Для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, лишь бы избежать какой-либо напряжённости в отношениях. Так можно потерять уважение окружающих.

15 – 30 баллов. Конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

31 – 50 баллов. Конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

51 – 60 баллов. Выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете своё мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За что вас не всегда любят, но зато уважают.

Свыше 60 баллов. Высокая степень  конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше задумайтесь о своём поведении.

Ведущий:

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

  • Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

  • Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Классный руководитель: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Включается шестой слайд:

Ведущий: Итак, в завершении нашей встречи, мы рассмотрим основные правила разрешения конфликтов:

  1. В конфликте не бывает победителей.

Комм: Не бывает правых и неправых. У каждого своя правда, к которой он пришел не за один день, а не протяжении жизни, методом проб и ошибок. Согласись, сложно отдать убеждение всей жизни каким-то утверждениям со стороны.

  1. Встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами».

Комм: Задайте себе вопрос: “Почему у него возникли эти чувства, реакции?” Постарайтесь “встать в тапочки” собеседника, на его позицию и оттуда посмотреть на проблему. Именно так вы лучше поймете мотивы, эмоции и поведение человека, увидите, что надо делать в создавшейся ситуации.

  1. Детально опишите не устраивающую вас ситуацию, будьте объективны.

  2. Расскажите о своих чувствах в данной ситуации.

Комм: Не стоит говорить: “Вы меня обманываете”, лучше звучит: “Я чувствую себя обманутым”. Не говорите: “Вы - грубый человек”, лучше сказать: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.

  1. Выслушайте оппонента – не перебивайте, не спорьте, покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению.

  2. Не прибегайте к ультиматуму, внесите конкретные предложения относительно смены ситуации. (Я хотел бы… Я вас прошу…)

Комм: Предложите свои решения проблемы, как бы это устроило вас.

Контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей). Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

  1. Иногда бывает необходимо использовать помощь посредника.

Учитель: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

Наследство

Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

  1. 1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

  2. 2) Конфликт разрешен или нет?

Включается восьмой слайд:


.Ведущий. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

МКОУ «Сергокалинская СОШ№1»






Внеклассное мероприятие

«Конфликты и пути их решения»




























Педагог-психолог :Мустапаева А.М









с.Сергокала,2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!