СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Крещение Руси-обретение истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Крещение Руси-обретение истории" разработан на основе учебника "Основы православной культуры" автор А.Я.Данилюк. Занятие раскрывает историю возникновения христианства,  знакомятся с князем Владимиром.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Крещение Руси-обретение истории"»

Классный час «Крещение Руси – обретение истории»

Цель: раскрыть историческое значение принятия христианства на Руси для развития народов России и укрепление российской государственности. 

Задачи:

  • раскрыть причины принятия христианства;

  • познакомить с Владимиром I, как великой исторической личностью;

  • содействовать формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

  • воспитывать интерес к изучению истории Отечества.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД * Извлекать информацию из текст * Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). * Строить речевое высказывание в устной форме. * Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД *. Принимать и сохранять учебную задачу. * Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД *Слушать и понимать других. * Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. * Оформлять свои мысли в устной форме. * Договариваться о правилах общения и поведения. * Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД * Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. *. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход занятия:

Учитель:

 – Ребята! Мы с вами живем в великой стране – России. Испокон веков ее называли святой Русью, потому что душа России – Православие, именно православная вера дала народу могучий дух

2) Сообщение темы урока. 

– Сегодня мы совершим путешествие во времени и вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам-славянам…

– Тему нашего урока вы сможете определить по толкованиям двух слов.

Первое слово означает одно из христианских таинств, обряд приобщения к церкви, при котором человека погружают в воду, обливают водой. (Крещение)

Второе слово – это название нашей страны в древние времена. (Русь)

– Какова же тема нашего урока? (Крещение Руси) 

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Что вы хотели бы узнать по этой теме?   Сегодня мы поговорим о том, во что верили наши предки, как христианство пришло на русскую землю, как изменилась жизнь славян после крещения, и какое значение имело принятие христианства для российского государства. В конце урока мы ответим на все эти вопросы.

3) Работа по теме урока

а) Беседа о князе Владимире

– Крещение Руси связано с именем одного великого человека… Как вы думаете какого?

На доске записаны имена:

Илья Муромец 
Добрыня Никитич 
Алёша Попович 
Владимир Святославович

(Лишнее имя «Владимир Святославович», потому что он – князь, а Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич – былинные герои, богатыри)

– Действительно, Крещение Руси связано с именем князя Владимира Святославовича.

– Скажите, а кто такой князь? Чем он занимался? (Князь – правитель, он управляет каким-нибудь городом, устанавливает свои законы, следит за порядком)
– Каких первых русских князей вы знаете?

862 – 879 г. Олег
882 – 912 г. Владимир 
912 – 945 г. Ольга
945 – 964 г. Святослав
964 – 972 г. Игорь
980 – 1015 г. Рюрик

– Посмотрите, по какому плану мы будем работать на уроке.

На доске записан план урока:

1) Что вы знаете о князе Владимире?
2) Во что верили наши предки?
3) Когда произошло Крещение Руси?
4) Какое значение имеет христианство для Руси?

– Давайте узнаем, а что за человек – князь Владимир? (Показать на 1 пункт плана)

Сообщение учителя: Владимир Святославович или Владимир – Красное Солнышко был третьим сыном князя Святослава и простой служанки. Великий князь Владимир родился вероятно в 960 году Его воспитанием занималась бабушка княгиня Ольга. В 970 году, ещё ребёнком, Владимир получил в удел (правление) город Великий Новгород. В то время в борьбе за власть шли междоусобные войны. Старший брат Владимира убил среднего, Владимир бежал из Новгорода к варягам, но он вернулся в 980 году с большим отрядом воинов, убил брата Ярополка. После того «начал княжить Владимир в Киеве один».
    При Владимире Русь стала сильным и могущественным государством. Чтобы обезопасить столицу от врагов, он приказал построить вокруг Киева несколько сторожевых городков и населить их лучшими воинами из различных племен. Для обороны был построен ряд крепостей, сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, вырыты были земляные окопы. 

   Князь Владимир начал чеканку первых русских монет – златника и сребреника. Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Были и войны, направленные на укрепление и расширение границ государства.

– Во время правления Владимира Святославовича все сильные государства того времени исповедовали одну из религий. А во что верили наши предки славяне?  Итак, переходим ко второму пункту плана.

Сообщение учителя: Славяне были язычниками, язычество – это вера во многих богов. Они верили, что одни боги добрые и любят людей, помогают им. Другие боги – злые и делают человеку много вреда. Бог солнца – Даждьбог был добрый, он давал людям тепло и урожай. Как вы думаете, кто поклонялся Даждьбогу?  Но вот солнце скрылось за тучи, загремел гром, засверкали молнии. И славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун. Перун был грозный, воинственный, в одной руке у него был пучок молний, похожих на стрелы. Он был самым главным славянским богом. Еще был бог ветра – Стрибог, кто поклонялся этому богу ветра? Он мог быть добрым и помогать мореплавателям, а мог быть и злым поднять на море-шторм потопить корабли. Сварог – бог огня, Велес – бог скотоводства и торговли. Кто поклонялся этим богам? 

Вывод: В одного ли бога верили люди? Во многих. Вот эта вера во многих богов и есть язычество.

Еще люди верили в духов. Попробуйте догадаться сами: кто они? 

  • Маленький старичок, обросший шерстью, с большими ушами, живет в доме за печкой. Друг семьи и ее помощник. Что вы еще слышали о нем? (Домовой).

  • Пошли люди в лес, а там темно, страшно. Кто-то ухает, свистит, хохочет. Может сбить путника с дороги, пропадаешь в лесу. Кто хозяин леса? (Леший)

  • Закидывает рыбак сети, а рыба не ловится. Кто распугал всю рыбу, кто живет в воде? (Водяной)

 Домовой, леший, водяной – это нелюди, это духи, их никто не видел, но люди представляли их такими.

А изображения своих богов славяне делали из дерева и называли их кумиры. Славяне приносили своим богам жертвы, для этого существовали специальные места-святилища. В жертву приносили животных и даже людей. Как вы думаете, для чего нужны были жертвы? (чтобы задобрить богов) Кто приносил жертву Перуну, Велесу? 

Когда Владимир начал править, он был тоже язычником. Буйный нрав, много жён, убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях – вот что пишут о нём летописи.

Итак, славянские племена верили каждое в своего бога. Поэтому жили недружно, бесконечно воевали друг с другом, кроме этого на Русь нападали другие государства.

-Ребята, хотелось бы вам жить во времена язычества? Почему?

Работа в группах: – Подумайте, а как можно было сплотить народы Древней Руси для того, чтобы противостоять врагу? (Народы Древней Руси можно сплотить, если они будут верить в одного бога, и иметь одинаковые представления о добре и зле.)

Сообщение учителя: – Князь Владимир был мудрым правителем. Он тоже понимал, чтобы объединить Русь и суметь противостоять врагу, нужно принять веру в одного Бога, но он не знал какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере. 

   К этому времени соседние народы исповедовали веры в единых Богов. В Риме жили западные христиане, в Хазарии – иудеи, в Волжской Булгарии – мусульмане, в Византии – восточные христиане. 

В знаменитой легенде описывается выбор веры Владимиром. Он пригласил к себе разных проповедников и греческого философа, которые рассказали ему о своих верах. Рассказ грека очень понравился Владимиру. Но он не спешил с выбором. Он отправил десять мужей в разные страны для «испытания вер». Вернувшись, они назвали греческую веру – христианскую – самой лучшей, а греческие храмы – самыми красивыми. Владимиру очень хотелось, чтобы Русь была такой же процветающей страной как Византия. Его бабушка княгиня Ольга уже была христианкой. После этого князь Владимир захотел жениться на царевне Анне, сестре византийских императоров. Императоры не отдали христианку Анну за язычника. А язычников не уважали, с ними не считались, ведь все договоры скреплялись именем бога.  «Сначала крестись», – был ответ. Тогда Владимир крестился сам и решил крестить всех русичей.  

– Кого из вас крестили? Кто знаком с эти обрядом?

– В словаре Ожегова написано: «Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви и наречение личного имени…Обряд крещения – принятие веры через окропление водой. Крест, а также икона – символы христианской веры. (Показать крест, икону VIII века)
– Как вы думаете окрестить целый народ – это легко?
– Послушайте о том, как князь Владимир крестил народ и ответьте, когда произошло это событие?

     Вернувшись в Киев, князь велел изрубить языческих идолов, а главного Перуна сбросить в Днепр. Через несколько дней крестились его сыновья и бояре. Затем князь разослал по всему городу гонцов с повелением жителям собраться на берегу Днепра. И наступило утро крещения. «И вошли они в воду. И стояли одни по шею, а другие по грудь». Некоторые держали младенцев, а священники молились. Был август 988 года. В Киеве христианство давно не было новостью и жители приняли новую веру безропотно. 

– Как вы думаете, все ли с удовольствием приняли христианскую веру? (Нет, ответы детей) Представьте, что у вас отняли любимую игрушку, как вы будете себя чувствовать? Многие плакали, когда у них отнимали их кумиров и бросали в реку, но все равно шли креститься, потому что боялись князя Владимира.

На севере язычество держалось дольше и крепче. Так, например, новгородцы встретили своих крестителей как врагов и оказали им сопротивление. Новгород крестили «огнем и мечом». Многие племена, не желая креститься, убегали в леса. Принятие христианства в большой стране проходило по-разному, и не всегда мирно. Сначала новая вера пришла в города, потом проникла и в деревню. Но ещё века на Руси был период «двоеверия», когда христиане ходили в церкви, но справляли и языческие праздники.

Прошло уже более 1000 лет с момента Крещения Руси, а мы до сих пор верим в языческих духов (каких?) И отмечаем языческие праздники Ивана Купала и Масленицу.

– Кто из вас внимательный, так в каком году произошло Крещение Руси? (988 г)

– Мы ответили на третий вопрос, когда произошло крещение Руси?

ФИЗ.МИНУТКА

- Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду называть слова, а вы, если услышите доброе слово, собираетесь в круг, а услышав злое, расходитесь. (Обман, взаимовыручка честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.


– Итак, князь Владимир выбрал христианство. К чему призывает христианская вера?

Прочитаем 10 заповедей христиан:

  • Я – Господь, Бог твой, пусть не будет у тебя других богов.

  • Не делай себе идолов. Не поклоняйся и не служи им.

  • Не произноси Имени Господа впустую.

  • Помни день субботний! Посвяти его Богу!

  • Не убивай!

  • Не кради!

  • Не лги!

  • Не желай ничего, что принадлежит другому!

– Чему учат христианские заповеди? (добру)

– Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещения. Он не хотел больше воевать, потому что боялся причинить зло, и за оружие брался только для защиты Отечества.   На широком княжеском дворе стали устраивать по праздникам угощения для всего народа, а для больных по домам развозили хлеб, мясо, мёд и другие продукты. По распоряжению Владимира трапезы для голодных устраивались не только в Киеве, но и в других городах.
– Русь приняла христианство. Как вы думаете, произошли ли в стране какие-нибудь изменения после Крещения?
– Переходим к четвёртому пункту плана. О том, как менялась Древняя Русь после принятия христианства.

Что дало принятие христианства Руси? 

Во-первых, Русь сплотилась и стала единой. У разных племен появилась общая вера.

Во-вторых, соседние страны признали Киевскую Русь. До крещения большинство стран не хотело даже торговать с язычниками-варварами, а тем более вступать с ними в союзы. 

В-третьих, обогатились культура и ремесла. Русь сблизилась с Византией, самым развитым государством того времени. И из Византии вместе с греческими мастерами пришли живопись, архитектура, ремесла. На Руси начали строить каменные храмы. Первым из них была Десятинная церковь в Киеве. 

В-четвертых, на Руси распространилась письменность. Появились первые рукописные книги, летописи. Еще в княжении Владимира при Десятинной церкви открылась первая школа. 

В-пятых, изменились нравы людей. Церковь запрещала многоженство, человеческие жертвоприношения, убийство рабов и слуг, само рабство, кровную месть.

– Как вы считаете, жизнь русичей изменилась в лучшую сторону или худшую? 

Закрепление пройденного

Проверим, насколько внимательны вы были на уроке?

1) Тест: 

  1. Как называется вера людей в нескольких богов?

Разноверие     Язычество

  1. Какой князь крестил Русь?

Олег       Святослав      Владимир

  1. В каком году произошло крещение Руси?

988г.889г.789г.

  1. В какой реке крестили киевлян?

Волга          Днепр            Дон

2) Историки называли князя Владимира Великим. Церковь – святым равноапостольным. Поэтическая память народа – Владимиром Красным Солнышком. Он сумел из разрозненных княжеств создать единую, могучую Святую Русь. Именем князя Владимира назван Орден русской православной церкви. В этом году мы отмечаем 1000 лет со дня смерти этого великого правителя.

IХ. Рефлексия 

– Какова была тема нашего урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале урока, и ответим, зачем Владимир крестил Русь? (для объединения государства и принятия единой веры)
– Какое значение имеет христианство для Руси?
– Оцените свою работу. (Большой палец вверх – всё понятно и интересно, в сторону – не всё понял, испытывал трудности, вниз – тема непонятна).

– Я думаю, что вы после этого урока, вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.


– Спасибо за работу!

 

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!