СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Малая долька России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Малая долька России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Новое Дёмкино

Малосердобинский район

Пензенская область



Открытый классный час на тему

« Малая долька России»



подготовила и провела

учитель начальных классов

Журавлёва С. В.





Цель: сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.

Задачи

1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

4. Создать условия для развития позитивного интереса школьников.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.

6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.


Планируемый результат:


Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.


Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.


Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая. 

Оборудование урока: презентация к уроку, карта Пензенской области, атлас России, карточки с заданиями для исследовательской работы.



Ход классного часа

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяется готовность обучающихся к уроку.

-Доброе утро, ребята, гости нашего праздника!

Я рада вас видеть в хорошем настроении. Очень хочется, что бы оно не покидало вас целый день.

- Сегодня в нашей стране большой праздник. Как он называется? (День знаний). Почему? Я поздравляю вас с началом учебного года.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам весь год сопутствует удача.


Подготовка класса к работе.


II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Введение в тему

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.


Рассказ учителя:

Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть.


- Поразмышляйте, что случилось с человеком?


- Родина – что это значит?(место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).

- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.)

Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.

“Малая Родина”

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!


-Что каждый из вас считает своей малой родиной?

- Что значит моя?

- Что значит малая?

- Что значит родина?

- Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!











Высказывания обучающихся:

Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.






Отвечают на вопросы учителя.










МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Просмотр презентации «С чего начинается Родина».

III. Постановка учебной задачи.


Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.


Проблемная ситуация: 

Учитель держит в руках  узелок с горсткой земли.  Разворачивает узелок и спрашивает:

- Как вы думаете, что это такое?

- Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек.

В старину, уезжая на долгий срок из дома в новые края, крестьяне обязательно брали с собой горсть родной земли. Приезжая на чужбину, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли, чтобы чувствовать тепло родного дома, память о своей родине ).

- Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках.

- Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем.

- В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родна земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу)

- А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять)






Отвечают: земля.

Высказывания обучающихся.








Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.



Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.


IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.


Постановка задач и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

Для нас неведомой страной

Является наш край родной!


- Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова.

- Как можно связать два понятия: родина и край.

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний классный час?

-  Действительно, тема нашего занятия «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами.

- А мы с вами в какой области проживаем?

- А знаете ли вы, ребята, что наша Пензенская область в будущем году отмечает 80 лет со дня ее образования? ( 4 февраля 1939 год)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в Пензу, город, который является главным городом нашей малой родины.


Побуждение к высказыванию своего мнения.


- Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить?

- Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на классном часе.

- Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать?

  • Название города

  • Символы области

  • Достопримечательности

–Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы.

– На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему занятия.





- Край есть у стола, у леса,

- Край – место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, губерния










Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край?

Почему город так назван?

Как выглядят символы нашего города?

Какие достопримечательности есть в городе?




Высказывания обучающихся.

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности..


Виртуальное путешествие по г. Пенза.


Станция Историческая


– Слово предоставляет нашим экспертам.

- Дорогие Земляки!

Так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Пензенская область расположена «…в середине страны, возле самого сердца России…», там, где лес встречается со степью, где течёт полноводная река Сура.

- Почему у нашего города такое название?

Слово «ПЕНЗА» происходит от финно-угорской языковой группы и буквально означает "конец пути", существует притча, что некий кочевой народ долго бродил по просторам нашей Родины, пока их вождь не ткнул на берегу реки посохом в землю и не сказал: "Пиянза" (здесь, конец пути или добрались). С тех пор местность эта и стала Пиензой, что потом трансформировалось в Пензу. .
В мае 1663 года на реку Пензу с сотней казаков-черкас прибыл Юрий Ермолаевич Котранский, являвшийся ранним воеводой «Города строить».- .г Балахны. Он был первым строителем города, и основателем в том числе. За достаточно непродолжительное время был взведен деревянный кремль.

1666 год. В Пензе проживало около 3000 человек. Царь Алексей Михайлович (по преданию) пожаловал жителям города икону Казанской Божией Матери. С тех далеких времен эта святыня хранится в Митрофановской (Митрофаньевской) церкви г. Пензы.

В 17-18 веках наш город был пограничным сторожевым пунктом, хлебной столицей нашей страны. В 20 веке стал крупным промышленным центром.

4 февраля 1939 года стал именоваться Пензенской областью.


Станция Географическая.

Работа в группах по физической карте Пензенской области.


- А сейчас поработаем в группах. На каждой парте лежат карты России, Пензенской области и задания.


- Прочитайте, какие задания вам предстоит сейчас самостоятельно, используя карты, выполнить:

1 группа: Изучите по карте, с какими областями, граничит Пензенская область – на западе, на востоке, на севере, на юге.

В какой части Евразии находится г. Пенза? (Европейской.)

На какой равнине расположен г. Пенза? (Восточно-Европейской или Русской.)

2 группа – Изучите по карте, какие реки протекают на территории Пензенской области, назвать города.

Назовите главную реку нашей области, протекающую через город. ( Сура)


- Решите, кто будет предоставлять отчет.


Физкультминутка


По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)

Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)

Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!(Махи руками.)


Станция Геральдическая.


- Государственная символика - это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе.

– Что относится к символам страны? (флаг, герб, гимн)

– Наши эксперты расскажут вам о них. (Отвечают заранее подготовленные учащиеся.)


Герб – официальная эмблема, отличительный знак.

  • Герб Пензенской области.

  • Зеленый цвет символизирует леса области, а также природные ресурсы.

  • Желтый (золотой) цвет обозначает богатство.

  • Пшеница является символом плодородия. Исторически на гербах губернии и города изображалась пшеница.  

  • Лента ордена Ленина обозначает то, что в 1967 году область был награждена этим знаком отличия за высокие трудовые показатели.

  • Флаг Пензенской области.

  • Флаг Пензенской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из одной вертикальной и одной горизонтальной полос: вертикальной — зеленого (травяного), горизонтальной — желтого (золотого) цветов. По центру желтой (золотой) полосы с небольшим смещением вверх и влево к древку флага располагается символическое изображение Спаса Нерукотворного. Общий цвет изображения — темно-золотой. Зеленый (травяной) цвет символизирует природу Пензенской области, ее леса, а также плодородие, вечную жизнь и здоровье. Желтый (золотой) цвет символизирует поля, мудрость, знания, свет, богатый урожай, перспективу. Символическое изображение Спаса Нерукотворного символизирует духовность, всеединство, национальное возрождение.

  • Гимн – это торжественная песня, являющаяся одним из национальных символов страны, исполняется при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах; во время его исполнения может быть принято вставать и обнажать голову. Так выражается уважение к стране. Гимн прославляет мощь, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины.

  • (Дети слушают гимн).

Станция Экскурсионная

- На следующий вопрос мы попробуем ответить, путешествуя виртуально по городу Пенза. Вы просмотрите видеоролик и допишите недостающее название.

1 группа:

(Спасский кафедральный) собор

(Памятник) «Первопоселенец»

(Пешеходный) подвесной мост

( Музей - заповедник) «Тарханы»

( Библиотека) имени М.Ю Лермонтова

Музей (Ключевского)

Фонтанная (площадь)

(Пензенская картинная) галерея им. К. Савицкого

2 группа:

(Пензенский) краеведческий музей

(Парк) культуры и отдыха имени В. Г. Белинского

( Пензенский музей)

Театральная (площадь)

Киноконцертный зал (« Пенза»)

Пензенский областной (драматический) театр

Часы (с кукушкой)

Оборонительный (вал)

- Что вы сейчас называли? (достопримечательности)

- Почему вы так решили? (синонимы –интересная, достойная, удивительная, привлекательная, красивая), (место, вещь заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)





Рассказы детей о городе, дополнение.
























Рассматривают карту Российской Федерации, Пензенской области отвечают на вопросы.



Граничит: на севере граничит с республикой Мордовией и Ульяновской областью, чуть северо-восточнее - с Рязанской областью. На юге граница проходит с Саратовской областью. На западе Пензенская область 

имеет границы с Тамбовской областью. На востоке - с Ульяновской  областью.




Отвечают на вопросы.






Выполняют физминутку.













Выступления обучающихся.





























Просмотр фильма Министерства культуры и туризма Пензенской области «В Пензе вся история России…».

VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.


Игра «Цветик - семицветик»


-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. (Сказка Валентина Катаева «Цветик семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с разноцветными лепестками. Произнося заклинания и отрывая лепесток, Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось)


- Давайте узнаем, что написано на этих лепестках?


1 лепесток — фабрики, заводы, вокзалы.

2 лепесток - школы, училища, институты, университеты.

3 лепесток – музеи, театры, библиотеки.

4 лепесток – минеральные воды.

5 лепесток - парки.

6 лепесток - памятники.

7 лепесток – зерно, хлеб.

- Что это такое, как можно назвать одним словом? (богатство)

- Чтобы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться.

- Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории Пензенской области и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии.



Станция Логическая


Кроссворд

-Назовите наиболее крупные города края.


н

и

к

о

л

ь

с

к

с

е

р

д

о

б

с

к

к

у

з

н

е

ц

к


п

е

н

з

а


с

п

а

с

с

к


к

а

м

е

н

к

а


з

а

р

е

ч

н

ы

й




.










- Чем известны эти города?

Спасск. Сохранена и действует Церковь Вознесения, построенная в 1830 году.


Никольск. Статус города с 1954 года. Возник из двух сел в 1761 году, на берегу реки Вырган. В 1764 году А. И. Бахметевым построен первый в России хрустальный завод. Хрустальные изделия предназначались для царских особ, а сейчас известны во всем мире. В 1920 году название завода – «Красный гигант». На базе хрустального завода открыт музей с коллекцией уникальных образцов.


Сердобск. Небольшой город возник как слобода на берегу Сердобы в 1699 году. В 1780 году получен статус города по приказу Екатерины II. Это родина П. Н. Яблочкова – изобретателя дуговой лампочки, ему поставлен памятник в центральном сквере.


Каменка. Город на реке Атмис. История с начала XVIII века. Развитие получил после прокладки железной дороги в 1877 году, это связано с именем графа В. Н. Воейкова. Здесь во время войны эвакуированные заводы «Красная звезда» и «Коммунар» выпускали снаряды для фронта. Достопримечательности: родник Кувака с минеральной водой, усадьба графа Воейкова, памятники героям войны.


Заречный. Имеет статус «закрытого» города с особым пропускным режимом. Приборостроительный завод, открытый в 1961 году, является основным предприятием. Сейчас это объединение Росатома. На территории города есть археологические объекты: Ахунское городище и Зареченское селище. Современные памятники: Стелла Победы высотой 18 м и мемориал ликвидаторам техногенных катастроф.


Кузнецк. Ранее село Нарышкино, история с 1699 года. Статус города и название получены по указу Екатерины II в 1780 году. Известные исторические постройки: Церковь Воскресения Христова (середина XIX века) и Церковь Казанской иконы Божьей матери. Особое место с источником – часовня Святой Параскевы Мученицы. Из современных – «Холм Славы», памятник «Паровозу».
Источник: https://must-see.top/goroda-penzenskoj-oblasti/

- Сегодня мы говорили о нашей Родине – России, о нашем родном крае - Пензенском крае.

Но, у каждого из нас есть своя малая Родина. Посмотрите на карту Пензенской области, найдите свою малую родину. Да, она обозначена маленькой точкой.

Это уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом, родное село, улица. Словом, малая Родина у каждого своя!

- Просмотрим презентацию и узнаем родные сердцу места, достопримечательности, праздники, обычаи нашей малой родины.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.















































Выступления обучающихся.






































Просмотр презентации «Моё село - моя малая родина».

IX. Итоги урока. Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.


– Наше путешествие по родному краю подошло к концу. Спасибо экспертам за интересные сведения о нашей области. Все ребята – молодцы!

- Что узнали вы сегодня? (Познакомились с историей происхождения названия города, узнали интересные сведения о символах г. Пенза, познакомились с достопримечательностями города.)

– Пригодится ли вам полученный материал? (Да, на уроках окружающего мира, литературного и внеклассного чтения, при проведении классных часов.)

– Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа? (Мы узнали много нового и интересного о нашем городе, научились собирать интересные сведения по данной теме, научились анализировать собранный материал, выделять главное, делать выводы.)

- Мы с вами познакомились только с некоторыми фактами истории нашей области.

- У вас на столах лежат предметы, которые нужны для путешествия.

- Если вы считаете, что получили достаточно информации о г. Пенза и Пензенской области, то возьмите флажок.

- Кто хочет продолжить дальше путешествовать и получить еще информацию о нашей малой родине, возьмите с собой в дорогу чемодан и покажите на карте то место, куда бы вам хотелось на следующем занятии отправиться.

- Чтобы вам хотелось еще узнать о нашей малой родине?

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.







Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.
















Чем богата наша область?

Какие растения, животные обитают в нашем крае? Есть ли заповедники, старинные усадьбы?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!