СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Материнское сердце чаще бьётся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час проводится к Дню матери. Его можно провести в рамках внерочной деятельности "Разговоры о важном". Классному часу предшествует подготовительная работа по  изготовлению открытки для мамы. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Материнское сердце чаще бьётся"»

10


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 1 городского округа Кинешма





Номинация: «Разговоры о важном: региональный компонент»

Классный час

Материнское сердце чаще бьётся





Автор Беляева Елена Александровна

Учитель начальных классов



















Г. Кинешма 2022 г.

Пояснительная записка

Тематическое направление воспитания: духовно-нравственное воспитание

Тема классного часа: «День матери. Материнское сердце чаще бьётся»

Обоснование выбора: одной из ключевых целей в сфере воспитания в России является т создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Важность семьи, уважения детей к родителям – всегда были в традиции русского народа, поэтому разговор с детьми о важности матери в жизни каждого ребёнка считаю очень важным и необходимым.

Данный классный час разработан для учащихся 3 класса. (8-9 лет). Классный час является составной частью внеурочных занятий «Разговоры о важном»

Цель занятия:

- Сформировать представление об особой роли матери в жизни человека.

-Воспитывать любовь и уважение к матери, вызвать желание более внимательно и бережно относиться к своей маме.

Задачи:

- доказать важность матери в жизни каждого человека через беседу о родной маме, об отношении к ней;

-помочь детям понять, что каждый член семьи имеет свои обязанности, должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям, проявлять внимание к маме.

Планируемые результаты:

Личностные:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность оценивать свое поведение и поступки с позиции нравственных норм;

- активное неприятие асоциальных поступков.

Метапредметные:

проявление первоначальных умений анализировать текстовую и
видеоинформацию, делать выводы, ставить перед собой задачи

Для достижения планируемых результатов используются следующие методы: этическая беседа, работа с художественной литературой, метод индивидуальных переживаний, метод воспитывающей деятельности.

Литература и интернетресурсы

https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2019/11/20/istoriya-prazdnika-den-materi (история праздника День матери»)

https://vk.com/video6067017_171516988 (видео притча о маме)

«Азбука нравственного воспитания» под ред. И.А. Каиова и О.С. Богдановой

На этапе подготовки необходимо распечатать индивидуальный карточки для сообщения о маме, образец открытки к Дню Матери, заготовки для открытки маме, шаблоны цветов; детям необходимо иметь голубую цветную бумагу, клей, ножницы, 1 ученица учит наизусть стихотворение о маме.

Для проведения классного часа требуется компьютер, проектор. Учитель готовит презентацию к занятию.

Данную методическую разработку я использовала для проведения классного часа к дню Матери в рамках внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Можно использовать данную разработку в практике классных руководителей 3-4 классов.





Сценарий классного часа

Вступительная беседа (слайд 1)

-Как вы думаете, о ком я говорю: утром разбудит, завтраком накормит, приласкает, пожалеет, пожурит, если надо, уроки проверит. Её мы зовем, когда нам больно, страшно, обидно…(Это мама)

- Вы правы. Быстро догадались. Почему я сейчас завела разговор о маме? (Приближается праздник – День матери)

- О чём же мы будем говорить на нашем классном часе? (Об этом празднике, о наших мамах)

- Да. Действительно стоит поговорить о наших мамах. А для чего? (Чтобы подумать, что хорошего мы можем сделать для наших мам)

О празднике «День матери»

- Как вы думаете, почему появился такой праздник? (Мама – самый близкий человек для каждого)

- Действительно, «мама» — главное слово для каждого из нас, как и человек, который за ним стоит. От матери мы полностью зависим, будучи детьми, и к ней за советами приходим, когда вырастаем и наконец понимаем: мама была права. Связь между матерью и ребенком нерушима и непоколебима, как сила любви, которая их объединяет. Неудивительно, что в мире появились свои, особые дни, посвященный мамам. Их проводят во всем мире: в разных странах для этого установлены разные даты. В нашей стране этот праздник отмечают в последнее воскресенье ноября. Российский день матери в 2022 году пройдет 27 ноября. Этот праздник мы стали отмечать 24 года назад. (слайд 2)

В 1998 году президент Российской Федерации подписал указ об учреждении праздника, целью которого стало напоминание о важной роли матери в жизни каждого человека. (Слайд 3) Благодаря этому, российские матери получили свой официальный праздник. Этот праздник особый. Ведь мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Хоть День матери в России и молодой праздник, он уже обрел свои традиции. Так, у него появился свой символ — незабудка. К этому дню по всей стране проходят концерты, конкурсы, выставки.

Сколько праздников радостных есть! 

Только этот — торжественный самый:

Есть на свете особая честь

Называться простым словом «мама».

Есть на свете особая роль —

Дать любимой семье продолжение.

И в День матери даже король

Перед мамой встаёт на колени. (День Матери Татьяна Бокова)

Посвящается нашим мамам

- В своей книге Зоя Воскресенская так написала о маме: «Мама! Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, - тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь».

Думаю, что все вы согласны с этими словами писательницы. Но всегда ли вы задумываетесь о том, как важна для вас мама, как она любит вас, как переживает она за вас… (слайд 4)

Много прекрасных стихов и песен сочинили о маме поэты и композиторы. Послушайте стихотворение Натальи Саконской «Разговор о маме» в исполнении Дементьевой Иры. (приложение 1)

- Поговорим о ваших мамах. Попробуем составить портрет своей мамы. Для этого воспользуемся самыми красивыми и добрыми словами. Вам помогут в этом карточки, которые я вам раздала. Продолжите предложения, которые там записаны своими словами. Постарайтесь писать без ошибок и аккуратно. (приложение2) - А теперь познакомьте всех со своей мамой. Продолжите мою фразу, но сейчас произнесите только одно самое важное слово. Моя мама самая…(добавляют дети)

- Я заметила, что все слова были добрые, ласковые. Заметно, что все вы любите свою маму. Но любить – не значит только говорить об этом. Любить, значит делать что-то хорошее. Что же вы можете сделать для мамы? (дети отвечают)

Предлагаю не просто поговорить об этом, а превратить разговор в обещания, которые вы дадите своей маме. И пусть эти обещания станут своеобразным поздравлением ей к Дню матери. Возьмите заготовку для праздничной открытки. (слайд 5)

Напишите свои обещания на лепесточках цветка. А затем возьмите цветок из яркой бумаги, приклейте его за серединку. Ваши обещания будут сюрпризом для мамы. Она сможет приподнять лепесточек и прочитать ваше обещание. Обещайте только, что вы сможете сделать. И не забудьте о том, что написали. (приложение 3)

- Предлагаю поделиться обещаниями. Поднимите руки те, кто пообещал маме хорошо учиться, а теперь те, кто пообещал помогать ей в домашних делах. Может есть такие, которые будут помогать маме в саду или огороде? Кто пообещал маме почаще играть с младшими братьями или сёстрами? (дети поднимают руки в ответ)

- Хочу заметить, что маме будет приятно многое: ваши новые знания и умения, которыми вы овладели в школе, ей точно нравится, когда вы делитесь своими секретами, рассказываете о своих удачах и неудачах, о своих друзьях. Так хочется, чтобы вы проявили заботу, когда мама заболела или очень устала. А ещё очень хочется маме точно знать, что вы не попадёте в какую-нибудь неприятную историю, что вы здоровы, что вы благополучно дошли до школы и домой. Вам кажется это незначительным, а для мамы важно все. Но не забудьте теперь выполнить свои обещания. Вы поставили перед собой задачу, её надо выполнить. А работу над открыткой мы продолжим на уроке технологии. (слайд 6)

Физкультминутка

- Я буду рассказывать о том, как порадовать маму, а вы изобразите это жестами.

Мы сегодня рано встанем (потягиваются)

Это мы на радость маме. (руки протягивают вперёд)

Быстро в школу соберёмся, (показывают, как собираются)

За учёбу там возьмёмся (сели за парту)

И решим задачу сами.

Это мы на радость маме. (руки вперёд)

Все домашние заданья (делают вид, что пишут)

Учим без напоминанья (покачали головой)

По хозяйству помогаем (встали, «делают» уборку)

Это все на радость маме. (протягивают руки вперёд)



Об отношении детей к маме (рассказ В. Воробьёва «Мама»).

-К сожалению, не все ребята задумываются о своём отношении к маме. Я прочитаю вам рассказ В. Воробьёва «Мама». (приложение 4)

Обсуждение рассказа.

- Оцените поведение Павлика в начале рассказа. (Павлик не обратил внимание на то, что мама заболела. Был грубым и равнодушным)

- Что заставило Павлика изменить своё отношение к маме? (Маму увезли в больницу. У неё было воспаление лёгких. Он остался один. К тому же соседка строго поговорила с Павликом).

- Что понял Павлик? (Павлик понял, что может потерять маму, и виноват в этом он)

- Что он мог бы сделать для мамы в тот вечер? (Он мог бы быть более внимательным, мог бы принести дров, воды, помочь маме).

-Чему научил вас этот рассказ? ( Рассказ помог понять, что маме надо помогать, беречь её, заботится о ней)

- Ребята, прошу вас, берегите своих мам от болезней, огорчения, излишнего беспокойства. Проявите заботу и внимание.

Пословицы о маме (слайд 7)

- У всех народов во все времена мать пользуется особым уважением. О маме сложено много пословиц. Предлагаю составить их сейчас из частей. (приложение 5) Поработайте в парах.

- Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Но не просто прочитайте, а вдумайтесь в их смысл. Одни будут читать, а другие объяснят нам их.

После чтения пословиц слайд 8

Притча о маме

- Существует ещё много пословиц о маме. Не случайно и праздник маме посвящён. Вы в начале нашей беседы сказали, что мама – самый близкий человек. Эти мудрые слова и праздник – это знак уважения маме, матери. Само слово мать следует произносить торжественно. Есть ещё и такое – Матерь божья. Это мать Иисуса Христа. Это самая главная мама.

Самое главное предназначение женщины – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. Вы, дети, смысл жизни вашей мамы. Вы главные в её жизни, даже если она сердится на вас. Помните об этом.

Посмотрите и послушайте притчу о маме. (приложение 6)

Подведение итогов занятия

- Что вы поняли для себя из нашего занятия? (Мама любит нас и бережёт. Маму надо уважать и беречь, ей надо помогать, стараться не огорчать)

- Как часто надо проявлять внимание к маме? (всегда)

Рефлексия

Предлагаю вам продолжить предложение:

Сегодня я для своей мамы… (дети дополняют предложение устно)

Слайд 9

- Заканчивая нашу беседу, желаю вам быть более заботливыми и внимательными по отношению к своей маме, чтобы как можно дольше она была рядом с вами. Она ваша защитница, ваш ангел-хранитель. День матери – это день ваших мам и ваших бабушек, ведь не будь их, не было бы и ваших родителей. Это праздник любви, признательности, уважения ко всем мамам. А ваши карточки с высказываниями о своей маме я соберу и подарю вашим мамам на ближайшем родительском собрании.

Приложения

Приложение 1

Н. Саконская «Разговор о маме» https://allforchildren.ru/poetry/8m76.php

От чистого сердца, простыми словами,
Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою -
Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое.
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.

Приложение 2 Карточка для индивидуальной работы

Рассказ о моей маме

Мою маму зовут ……..

Она самая ……..

Моя мама умеет……..

Она очень любит…..

Мы с ней часто …….

Приложение 3







Приложение 4

В. Воробьёв  « Мама».

Накрывая утром на стол, мама сказала:

- Что-то не хочется есть. Завтракай тут сам.

И ушла на работу.

А вечером мама вернулась какая-то не весёлая, села поближе к печке и, поёживаясь, стала кутаться в тёплый платок. На её лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:

- Холодно как… Не протопить ли ещё?

- Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги.- Только сперва обедать давай.

  Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню. Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами.

  Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:

- Нездоровится.- И зябко повела плечами.- Прилечь, что ли?

- Приляг,- машинально сказал Павлик, увлечённый чтением.

  Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть её поверх одеяла шубой.

  Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил её просьбу.

От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав её робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.

  На  утро мама на работу не пошла. Она всё кашляла  и сердилась на себя.

- Вот угораздило  не вовремя расклеиться,- ворчала она.- Конец месяца, отчёт… Напутают там всё без меня…

  Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому.

  У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле. Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто,  из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был чёрный ящичек. Мужчина кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво – красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павлика.

Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

- Тише, тише, пожалуйста, - услышал Павлик  голос соседки Нины Петровны.

Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за её спины Павлик  разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.

- Павлуша пришёл?- тихонько произнесла мама.- Накормите его.

- Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю, как же…- прошептала Нина Петровна и уже совсем другим голосом, суровым тоном сказала Павлику:- Идём!

Павлику стало  нестерпимо жаль маму. Он  кинулся было к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав :

- Ты с ума сошёл? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню. И Павлик, глотая подступившие слёзы, вышел. На кухне он стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

- Мама выздоровеет?- спросил он испуганным шёпотом Нину Петровну, как только она вошла.

- Может, и выздоровеет, - помедлив, обронила соседка.

  Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз упрекала маму : « Балуете вы Павлушу, барином растёт. Для него дров принести – физкультура, а вы всё сами…»

  А Павлику говорила: « Не бережёшь мать, попрыгун!  Другой-то матери у тебя не будет…»

Мальчик вплотную подошёл к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей прямо в глаза, сказал торопливо, срывающимся  голосом:

- Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

- Чего это ты, как  галчонок, рот открываешь?- насмешливо заметила Нина Петровна.- Небось сегодня не то чтоб врача вызвать, воды матери не подал!...Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь.

Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примиряющее:

- Поди поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула. Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

- Воспаление лёгких у мамы, а всё от того, что не бережётся. По воду сама, за дровами сама, везде сама …

Павлик  хотел сказать, что теперь он  сам  будет всё делать, но почувствовал, что от слёз ему не удержаться.

- Да ты ешь. Чего вскочил?

Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.



Приложение 5

Нет лучше дружка,

чем родимая матушка.

При солнышке тепло

при матушке добро

Сердце матери

лучше солнца греет.

Кто мать и отца почитает

тот вовеки не погибает.

Птица рада весне

а младенец матери



Пословицы о маме (из карточек собирают пословицы)

Приложение 6 (Притча о маме)

https://vk.com/video6067017_171516988














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!