МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»
Методическая разработка классного часа
в 6 классе «Мир нашему дому»
Кузнецова В.С.
2017г
Классный час
Класс: 6 класс
Тема урока. Мир нашему дому
Цель урока: развитие критического мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс, формирование гражданской позиции;
воспитание толерантности на уроках географии и технологии.
Задачи: снижение в среде молодежи уровня расовой и культурной неприязни, недоверия к лицам других национальностей и представителям других религий и конфессий (ксенофобии) через воспитание патриотизма и толерантности у учащихся на уроках географии и технологии.
Ход урока: 1.Организационный момент.
2.Новый материал.
Кл.руководитель
Добрый день ребята!
Чтобы узнать тему занятия, нужно сложить пазл через ответы на вопросы, заглавная буква ответа, это ключ к названию темы.
Вопросы:
- этот школьный предмет помогает выполнить вычислительные расчеты
географических задач (Математика);
- через уроки этого предмета мы узнаем прошлое человечества (История);
- Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну,/ ребята, что же это за урок?( Русский язык);
- Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот.
Он и режет и стрижет (Ножницы);
- Это книга не простая,
По ней буквы изучают. (Азбука);
- учебное заведение в центре села (Школа);
- хвойное дерево - гость Нового года (Ель);
- Никогда не унывает, Что мне надо, точно знает.
Если вдруг, случится драма, Кто поддержит? (Мама);
- эти люди сеют и растят семена знаний (Учителя);
- близкий приятель (Друг);
- Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень);
- этот инвентарь вы любите попинать (Мяч);
- главный источник знаний по все предметам (Учебник)
Учитель.
Мы сложили название темы «Мир нашему дому»
Насколько эта тема актуальна сегодня?
Ответы учащихся.
Эта тема актуальна. Бурятия – многонациональная республика и мы должны с пониманием относиться к проблемам других людей, уважительно говорить об их национальной культуре, вероисповедании.
Учитель
- Спасибо ребята.
Что-то сегодня холодновато за окном, так давайте растопим холод теплом наших улыбок.
Возьмемся за руки, заглянем друг другу в глаза и просто улыбнемся.
Улыбнемся солнцу, лугу.
И травинке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
Вот как, сразу потеплело от дружеского плеча и улыбки.
Учитель.
- Ребята, а какими качествами должен обладать человек, если он желает жить в мире, понимать и уважать разных людей, хочет чтобы жизнь была прекрасной для всех.
Задание№1
На столах лежат конверты и цветная бумага. Из цветной бумаги надо вырезать человечка. Из конверта выбрать то качество характера, которое должно соответствовать каждому человеку. Затем, приклеить все к макету глобуса.
Человека, обладающего такими качествами, называют « толерантным». Это слово, мы не раз слышали и знаем его значение.
Что же такое толерантность?
Ученик.
Толерантность - это способность человека жить в мире разных людей и идей, иметь собственные права и свободы и при этом не нарушать прав и свобод окружающих людей. Толерантность вовсе не обозначает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека
Учитель
Задание№2
Само по себе слово толерантность очень многогранное, мы сейчас попробуем расшифровать это слово.
Вам было дано опережающее домашнее задание - от каждой буквы слова «Толерантность» - образовать слово - тезис, а затем с помощью этих слов объяснить понятие толерантность.
На доске слова:
Т – терпение
О – отзывчивость
Л – любовь
Е – единодушие
Р – равноправие
А – активность
Н – недостатки
Т – тактичность
Н – нет негативу
О – отзывчивость
С – снисходительность
Т – традиции
Ь
Ученики
Т – терпение , терпеливый, быть терпеливым в общении, в понимании других взглядов.
О – отзывчивость- это сострадание, готовность оказать помощь в трудную минуту.
Л – любовь. Любовь к миру каждый здравомыслящий человек должен понимать, « что мир во всем мире» должна стать главной потребностью человечества .
Е – единодушие и единство. Нам нужно научиться жить вместе.
Р – равноправие и равенство .
А – активность. Толерантный человек - это активный человек. Это не безразличие, равнодушие и соглашательство, а умение активно защищать свое мнение, всеми мирными способами - через диалог, объяснение и доказательство возможных последствий какого либо действия или ситуации.
Н – недостаток. Поднимите руки, кто считает себя идеальным. Недостатки надо принять и помочь с ними бороться.
Т – тактичность во всем. По разным причинам некоторые людям очень трудно стать « своим». Человек может не вписываться в общий круг , потому что он инвалид, сирота, приехал из другой страны, думает по- другому или выглядит особенно - причина может быть разной.
Нет негативным процессам.
О – отзывчивость - это сострадание, готовность оказать помощь в трудную минуту.
С –снисходительность, это качество и чувство глубокого сострадания и терпимости к несовершенству человека
предкам, за красивое село, за новую школу, построенную в 1977 году.
Т – традиции каждого народа нужно уважать и понимать
Ь
Мне досталась последняя буква Ь знак - знак мягкости согласного на конце слова.
Он, как буква не звучит-
Встанет в слово и молчит,
Никого не огорчает
Просто буковки смягчает.
Толерантность тоже слово,
И без мягкости в словах
Не прочтешь его не как.
Учитель
- Спасибо ребята. Вот они простые правила общения, которых должен придерживать каждый человек в нашем многонациональном социуме.
Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно.
Будь терпимым к дальнему иль странному
Отстранённым, будто бы в кино.
Речь здесь не идёт о равнодушии,
И о чёрствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом нам совсем не повредит.
Задание №3
Теперь послушайте вот такую сказку и помогите сказочным героям
«Подъехал Богатырь на коне к камню в чистом поле, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была, ни была, решил Богатырь и прямо поехал. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели.
Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы?
(Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей, сколько хочешь!»)
(Стой! Я тоже прилетел воды попить?)
( АЙ-Ай-ай. Богатырь, это я раньше был змей Горыныч , а теперь змей - Добрыныч всем помогаю)
Ребята, а почему богатырь так поступил?
Сработал стереотип: раз Змей, то надо его убить. А может, это добрый Змей?… Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!»
Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно.
Какие шаги толерантного поведения вы ему посоветовали бы?
ШАГИ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
Нужно было поздороваться. Потом спросить разрешения напиться и последний шаг поблагодарить.
Итог сказки . (Необходимо избавляться от стереотипов, все люди разные, необходимо терпимое отношения к различиям и всегда быть вежливым и учтивым..
Учитель
Утро, день, вечер – как будто простые слова, а на самом деле это течение времени в котором мы живем.
Мы вместе с вами проживаем и сегодня 45 минут нашего урока. Что нам принесет эта встреча? Что вы возьмете из этого урока? Какие следы в вашей душе оставит сегодняшний урок? Задумались ли вы, сколько раз в день вы обижаете друг друга? Как бы то ни было, а все проблемы принято и нужно решать за КРУГЛЫМ СТОЛОМ.
И единственное место, где не возникает никаких разногласий– это кухня.
Когда мы хотим с кем-то познакомиться или завязать добрые отношения – мы приглашаем на чашку чая;
Когда мы хотим с кем-то помириться – мы приглашаем на чашку чая;
Деловые договоры, переговоры в современное время тоже проводятся за чашкой чая или кофе – независимо к какой национальности или народности мы принадлежим.
- Ребята, давайте вспомним, а где же сейчас выращивают чай? (Китай, Индия, Африка, Грузия, Краснодарский край – Россия) показать на карте
-А где же впервые стали заваривать чай и как он попал в Россию?
Впервые чай стали заваривать в Китае, где он известен с давних времен. Ценился он очень высоко и Императоры его заваривали своим вельможам только за особые заслуги.
В России вместо чая заваривали листья земляники, смородины, цвет липы и другие травы, пока в 1638 году русский царь Михаил Романов не направил своих послов с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил гостей с почестями. И во время обеда гостей поили каким-то терпким горьким напитком. Провожая русских посланников, хан подарил 200 мешков чая русскому царю, рассказывая о его целительной силе.
Царский лекарь попробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил чай, и ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его придворных, которые в свою очередь заметили, что чай отвращает от сна во время долгих церковных служб и утомительного сидения в боярской думе.
Простым людям чай был недоступен очень долгое время и они даже не знали как его заваривать вплоть до XVIII века, когда постепенно чай стали пить и более низкие слои населения.
Интересен тот факт, что изначально из чашек чай пили только женщины, а мужчинам чай подавали в стаканах. И именно мужчины, чтобы не обжечься придумали подстаканники, которые вначале были деревянные, а уже позднее стали железными. В Азербайджане до сих пор чай пьют из армутовидного (грушевидного) стакана.
И, конечно, же, сейчас ни один праздник, ни национальный, ни международный не обходится без чаепития. И какой бы нации или веры исповедания мы ни были - есть праздник, который объединяет все народы, все нации и поколения – это НОВЫЙ ГОД.
Новый год в разных странах празднуют по - разному, но всех объединяет одно: все стараются украсить свой дом, стол и приготовить свои любимые блюда.
Сегодня мы с вами постараемся в условиях нашего многонационального содружества, создать новогоднюю композицию, которая будет украшать наш стол.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Материалы: Небольшой глиняный горшок,
Зерновые культуры ( рис, гречка, пшено, пшеница)
Свеча
Новогодние игрушки не больших размеров для украшения композиции
2-3 не большие ветки ели ( 30см-40см)
По желанию несколько конфет
1. Возьмем глиняный горшок – олицетворение полной чаши в доме, насыпаем в него крупу ( гречка, пшено, рис ), при этом комментирует учитель, что рис и гречка - плодородие, сытость, достаток в доме, пшено – помогает защититься от сглаза.
2. В центр горшка ставим свечу.
3. Вокруг горшка укладываем еловые ветки. (Добрый дух, которой защищал человека от всяческих невзгод. Ель всегда почитали, как символ вечной молодости и вечной жизни).
4. Украшаем еловые ветки игрушками, бусами, шоколадными конфетами
Во главе праздничного стола так же должен быть хлеб, который является символом благосостояния.
Но я сегодня предлагаю каждую композицию украсить ростками проросшей пшеницы, которая имеет общечеловеческий символизм земледелия. Поскольку пшеницу сеют, выращивают и жнут, она олицетворяет цикл человеческого рождения. (Перед горшком со свечой ставим горшочек с проросшей пшеницей)
А когда мы зажжем в Новогоднюю ночь свечу, её пламя будет охранять счастье человека весь следующий год.
Вот и подходят последние минуты нашего общения. На ваших столах лежат листочки, пусть каждый выберет свой цвет листа, который отражает его настроение. И с пожеланием прикрепит его на дереве толерантности нашей школы ведь мы, будучи представителями разных национальностей, помним и уважаем не только свой язык, свои традиции, свои обычаи, но и уважительно относимся к национальной культуре других народов, а в нашей школе:
51 учащихся, из них – 29 русских, 22 бурят
Ребята крепят листочки на Дерево Толерантности со словами отзыва об уроке