Классный час во 2 классе.
Тема: «Моя Родина-Россия!».
Цели:
формировать понятия смысла слов « Родина», « Мир», «Согласие»;
воспитывать любовь к Родине;
развивать речь.
Оборудование:
картины, иллюстрации по теме;
гербы: России, КБР, г. Прохладного;
рисунки учащихся;
кроссворды;
выставка книг;
фонограммы песен;
таблицы с пословицами.
Ход классного часа:
Учитель:
Ребята, вы знаете, какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вот слово Вова. Оно небольшое. Ведь Вове всего 8 лет. Вырастет Вова, вырастет и его имя. Вову станут называть Владимир.
Есть ещё вежливые слова. Назовите их. / Дети называют вежливые слова. /
Есть родные, дорогие слова: мама, школа, друг.
Есть ещё и важные слова. Об одном из них вы узнаете, разгадав кроссворд. / На доске начерчен кроссворд. /
Кроссворд
Течёт, течёт, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. / Река /
Про какое дерево говорят: « Мёрзнет, дрожит на ветру»? /Осина /
Живёт в лесу работник, лесной носатый плотник. /Дятел /
Вежливое слово. /Спасибо /
Место, где лежат карандаши, ручки. /Пенал /
Белые сапожки, зелёные серёжки. /Берёза /
Учитель:
Какое слово получилось в выделенном столбце? / Родина /
А какую картину вы бы нарисовали, если её нужно было подписать словом Родина? / Рассматривание рисунков детей. /
Учитель:
Посмотрите на картины художников. / На доске картины И. Шишкина « Рожь», А. Рылова « В голубом просторе», И. Левитана « Золотая осень» /
Как бы вы их назвали, озаглавили? / Дети высказывают своё мнение. /
А можно их подписать одним словом - Родина?
Родина - это дом, в котором мы живём, это - русская берёзка, это - крик кукушонка и полянка в лесу.
Фонограмма песни « С чего начинается Родина».
Ученики:
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Работа с пословицами
Учитель:
Р одину мать Родине служить.
Ж ить - чужая - мачеха.
Родная сторона - мать, умей защищать.
Учитель:
У нас есть ещё одна Родина. Мы в ней живём, трудимся, хотим, чтобы она становилась ещё краше.
Как она называется? / Кабардино-Балкария /
Почему её так называют? / Ответы детей. /
Ученица:
Сколько нас, нерусских у России,
Кабардинских и иных кровей,
Имена, носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Любим мы края свои родные
И вовек - ни завтра, ни сейчас
Отделить нельзя нас от России
Родина немыслима без нас.
Кабардинский танец
Учитель:
Ребята, мы должны изучать свой родной край, свою Родину. Черпать знания мы будем не только из учебников, но из книг.
Выставка книг о Родине
Я рекомендую эти книги. Их можно взять в нашей библиотеке. /Краткий анализ содержания каждой книги. /
Работа с символикой государства
Учитель:
У каждого государства есть свои символы: герб, флаг, гимн.
Перед вами 3 герба. / Показываю. /
Герб России, герб - КБР, герб - нашего города.
Покажите их.
Работа с тестом
/ Использование сигнальных карточек с цифрами /
Учитель:
Новгород
Санкт - Петербург
Москва
Волгоград
Учитель:
Итак, мы узнали, что одним из важных слова для человека является слово…
Дети: / хором /
Родина.
Какое ещё важное и дорогое слово, вы узнаете, посмотрев сценку.
Сценка « Волшебные слова».
Девочка:
Любовь Георгиевна, вы ничего не слышите?
Учитель:
Подожди, Юля. Дай послушаю.
Девочка:
В книжном шкафу, какой - то шум.
Учитель:
И, правда. Там что-то происходит. Странно, обычно в это время суток книги стоят спокойно.
/ Появляются « слова»/
Девочка:
Учитель:
Девочка:
Учитель:
Ну, какие мы глупые! Конечно, мы их знаем! Ведь это слова!
Девочка:
Учитель:
Конечно, это слова! Их пишут и ручкой, и карандашом, и мелом. Я их отлично знаю!
Девочка:
Ой! И где же была моя голова? Ведь я их тоже знаю. Я их писала много раз. Но как их много! Интересно, что они собираются делать? Давайте посмотрим.
Слово «Школа»:
Ох, уж эти дети! Как они плохо обращаются с нами!
Слово «Солдат»:
А уж я то, кажется, никого и ничего не боюсь. Просто дрожу, когда они меня склоняют и говорят: «Много солдатов».
Слово «Яблоко»:
Ведь это же неправильно. А защититься я не могу. Меня любая маленькая девочка может съесть.
Слово «Доброта»:
Слово «Брат»:
Ладно! Ладно! Мы не затем собрались, чтобы ссориться. Нам нужно поговорить о том, как помочь нашим детям учиться. Прежде всего, давайте изберём председателя. Все согласны?
Все:
Слово «Часы»:
Поторапливайтесь, поторапливайтесь, друзья! Скоро уж звонок прозвенит. Кто же будет председателем?
Слово «Железо»:
Меня изберите, меня! У меня большая сила! Кто за меня?
Слово «Золото»:
Минуточку! Минуточку! Взгляните я, как сверкаю, как я сияю! Я - самое любимое слово!
Слово «Дружба»:
Слова «Земной шар»:
Слово «Хлеб»:
О, да это шар! Это земной шар!
Слова «Земной шар»:
Друзья! Я вам назову слова, которые мне нравятся больше всего. Например, дружба. У этого слова крепкие и добрые руки. Или возьмём слово согласие. Оно всегда старается сделать так, чтобы люди жили в мире и не ссорились.
Слово «Честь»:
Дорогие, слушайте меня! Кажется, я знаю, кого нам следовало бы избрать председателем. Есть слово, которое все любят. Все мужчины, все женщины, все дети, все пахари, каменщики!
Слово «Согласие»:
Это слово мир! Да, вот кто у нас будет председателем! Слово мир!
Слово «Мир»:
Спасибо! Спасибо, друзья! Я очень благодарен вам за такие добрые слова.
Слово «Злость»:
Ещё чего придумали! Мир, да председатель! Не бывать этому!
Слово «Работа»:
А теперь по местам! Скоро придут дети. Пойдёмте, друзья, подумаем о малышах, которым надо учиться. Приготовимся к урокам.
Учитель:
Скажите, ребята, какое ещё важное слово для нас вы выбрали из этой сказки?
Правильно. Это слово - мир.
Какое ещё слово является синонимом к слову мир? / Согласие /
А какое слово лишнее, не нужное нам в жизни? Оно мешает нам мирно и спокойно жить? /Злость /
Учитель: Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дома?
Дети: Дом строят, когда надо где-то жить.
– Дом строят, когда создается семья.
Учитель: Постройте ассоциативный ряд к слову дом.
Дети: Дом – изба – квартира – жилище.
Учитель: А изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало "баня, теплое помещение". Сравните слова истопить, топить, тепло. А кто живет в доме?
Дети: Семья.
Учитель: Что такое семья?
Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка, дети. Все родственники.
Учитель: Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?
Дети: Доброта, понимание, уют, забота, уважение.
Учитель размещает на доске "бревна", на которых написаны слова. В результате выстроен "дом". На "крыше" написано слово тепло.
Учитель: Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино...
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня...
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
Учитель:
Самое дорогое у человека - Родина, семья, самое важное для людей - мир и спокойствие, согласие и дружба.
А ещё хочу сказать вам, дети, есть слово, которое мы произносим с любовью и лаской - это слово мама. Любите свою маму. Она самый дорогой и близкий человек!
Так какие слова самые важные, дорогие на Земле? / Родина, мир, мама /
Давайте произнесём их все вместе.
Все:
Ученик:
Любимую Землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
/ Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
И что бы ни делал,
Пред Родиной вечно в долгу.
Любимую Землю,
Великую Землю
Я в сердце своём сберегу!
Мира и благоденствия!
Верных друзей, хороших.
Солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, Земля моя
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе!
Фонограмма песни «Я люблю свою Землю»
8