СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мы учимся, пока живем!" к 175 -летию со дня рождения великого педагога и просветителя Ы.Алтынсарина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен 175-летию со дня рождения великого педагога и просветителя казахского народа И.Алтынсарина. Ибрай Алтынсарин — казахский педагог, писатель, человек который положил начало образования казахского народа.   Сегодня мы можем сказать, что Ибрай Алтынсарин гордость не только казахского народа, а всей просвященной части человечества. Творчеству этого человека посвящен этот классный час.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мы учимся, пока живем!" к 175 -летию со дня рождения великого педагога и просветителя Ы.Алтынсарина»

.КГУ «Основная средняя школа Торангалык»























Проведен во 2,3,4 малокомплектном классе с русским языком обучения















Подготовила и провела

учитель нач.классов Федосеева Н.А.

14.10.2016г





2016 – 2017 учебный год

Воспитательные цели классного часа:


пробуждение у учащихся интереса к творчеству И. Алтынсарина;

пропаганда педагогических  идей И. Алтынсарина, развитие интереса к книге, поэтическому слову;

создание соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности;

формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

- формирование духовных и эстетических ценностей, убеждений и модели поведения, развитие творческих способностей;

- формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;

- развитие художественного и эстетического вкуса;

- формирование нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;

- укрепление чувства любви и уважения к Родине, развитие  стремления говорить на государственном языке;

- укрепление чувства национальной гордости, национального самосознания;

- развитие у школьников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры своего государства.




Оборудование:


Компьютер, проектор, экран





Наглядность и материалы:


Презентация «Ыбрай Алтынсарин», Мелодии Курмангазы.























Учитель:

«Мы учимся, пока живем». И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения первого учителя казахского народа Ибрая Алтынсарина.

Ибрай Алтынсарин — казахский педагог, писатель, человек который положил начало образования казахского народа.   Сегодня мы можем сказать, что Ибрай Алтынсарин гордость не только казахского народа, а всей просвященной части человечества. Тропа творчества великого педагога, по которой пройдет будущее поколение, показывает его значение для всего народа.

В нашей республике его имя носят 50 школ, Рудненский социально-гуманитарный колледж, Аркалыкский государственный педагогический институт и с 1996 года - Национальная академия образования.

Имя Ибрая Алтынсарина занимает почетное место в ряду имен исторических деятелей, составляющих национальную гордость казахского народа. Многогранная творческая и общественная деятельность Ибрая Алтынсарина была направлена на приобщение казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.

Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.

Чтец:

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.

Учитель:

Это отрывок из стихотворения «Посвящение», которое было напечатано в первой «Казахской хрестоматии» для школьников, полностью составленной самим И. Алтынсариным. Стихотворение сыграло большую роль в воспитании подрастающего поколения. Оно быстро облетело казахскую степь дойдя до самых отдаленных районов и аулов, помогая привлечь детвору в школу. Сам факт, что в среде отсталого кочевого народа его прогрессивно мыслящий представитель более века назад мечтал воспитать настоящих граждан своей страны, говорит о беспредельной любви Ы. Алтынсарина к родине. В своем стихотворении «Народы со знаниями и науками» поэт наглядно показывает пользу от научных и технических достижений у передовых народов.

Чтец:

Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв.

Учитель:

Ыбрай Алтынсарин ясно осознавал, что от подрастающего поколения зависит будущее общества. Он глубоко верил в молодежь, которая сможет осуществить его мечты — вывести казахский народ из средневековой темноты. Несколько своих стихотворений Ы. Алтынсарин посвятил описанию природы. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской литературе до Ы. Алтынсарина почти не встречались.

В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру. Вот как описывает Ы. Алтынсарин весенний пейзаж в стихотворении «Когда наступает весна»:

Чтец:

Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.

Учитель:

Описания природы точны, выразительны и глубоко эмоциональны, они согреты искренним чувством патриотической гордости, с которым поэт говорит о своей родине. Правдивостью изображения родной природы особенно показательно стихотворение «Лето».

Чтец:

В апреле наступает благодать;
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор.
Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.

Учитель:

Насыщенные великолепным содержанием, совершенные по форме, его стихотворения открывают определенный этап в истории казахской литературы.
С особенной проникновенностью он осветил различные стороны казахской жизни путем умелого подбора поэтических образов и сравнений,

Чтец:

Сверкает солнца пламенный венец…
Все примечает жадный слух и взгляд:
Игривый бег задорных жеребят,
Верблюда шаг медлительный вдали,
Отары отдыхающих овец.
Потоки вод в серебряной пыли…

Поэта волнует не только весенняя заря и высочайшие горы, но и резвящиеся кони, проходящий караван, виды кочевья — словом вся повседневная жизнь крестьянина и скотовода. Ыбрая Алтынсарина смело можно назвать народным поэтом, его произведения реалистично отражают подлинную жизнь народа.

Будучи настоящим педагогом, Ыбрай Алтынсарин посвятил казахской молодежи цикл поэтических произведений, воспевающих высокие чувства патриотизм, гуманизм, уважение к братским народам. К ним относятся стихотворения «Наставление», «Друзья мои!», «Дурной человек» и др.

Чтец:

Живущие всюду народы для радости сотворены,
Всем ласково светит солнце, всем светят лучи луны.
Мы друг перед другом с детства
Во всем должны быть равны…

Учитель:

Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, поэт-просветитель мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Ой, джигиты!».

Чтец:

Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

Учитель: Еще ярче поэт выражает эти мысли в стихотворении «Друзья мои»:

Чтец:

Если можете, добрым делом помогайте народу вы.
На поклон ни к кому не ходите, чтобы не было злой молвы.
У хорошего человека на лице лучится привет,
Научитесь с первого взгляда узнавать, каков ваш сосед.

Учитель: С уважением, даже с благоговением описывает Ы. Алтынсарин в стихотворении «Любовь матери» вековые обычаи казахской семьи. Образ матери ассоциируется в нем с образом Отчизны.

Чтец:

Кто ласкает нежно младенца,
Просыпаясь ночью от сна.
…Кто малыша осторожно сажает на коня…
…Чтоб не беспокоил ребенка холод, прикрывает его
Мягким одеялом…

Учитель:

Поэтом создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и много других образцов казахского фольклора.
Хорошо знал и ценил Ыбрая Абай Кунанбаев. В рукописях Абая, наряду с переводами произведений Пушкина, Лермонтова включались и стихотворения Ыбрая Алтынсарина. Его стихотворения и рассказы по языку и содержанию глубоко народны. В них автор талантливо выражает, общечеловеческие идеи, поэтому эти произведения близки и понятны не только для его современников, но и для нас, потомков.

А закончить наш час общения я хотела бы небольшой викториной.

Вопросы викторины:

  1. В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).

  2. Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).

  3. Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).

  4. В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)

  5. Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).

  6. Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).

  7. В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).

  8. Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)

  9. Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!