Классный час во 2 «Г» классе
«Что такое дружба»
Дата: 23.02.2018 г.
Цель: понимание таких важнейших общечеловеческих ценностей, как товарищество, взаимопомощь, умение вовремя прийти на помощь, умение ценить и дорожить дружбой.
Задачи:
1. Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.
2. С помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок) и литературных образов (притча о дружбе) помочь детям уяснить, что подразумевается под словосочетаниями «настоящая дружба», «верный друг».
3. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.
Наглядный материал: пословицы о дружбе, картинки сказочных героев, солнышки с буквами (карточки с качествами, памятка «Законы дружбы»).
Ход занятия
Орг. Момент.
- И так, ребята, сегодня у нас интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Кроссворд:
1.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной.
2.Одной ручкой всех встречает,
А другой провожает.
3.В лесу у пня с утра беготня,
Народ рабочий с утра хлопочет
4.С неба звездой, в ладошку – водой.
5.Стоит Антошка на одной ножке.
6. Из горячего колодца через нос водица льется
| м | е | д | в | е | д | ь | |
д | в | е | р | ь | | | | |
| | м | у | р | а | в | ь | и |
с | н | е | ж | и | н | к | а | |
г | р | и | б | | | | | |
| | ч | а | й | н | и | к | |
-Какое слово получилось из выделенных букв? (Ответы детей: дружба.)
-Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно ИГРАТЬ в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.
-Наш классный час так и называется «Что такое дружба»
-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций.)
Беседа.
-А как, по вашему, что такое дружба?
(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание).
-Молодцы.
- А теперь, послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь»
В. Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов?
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?
-А кого можно назвать другом?
(Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)
А вот как сказал об этом В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тебя тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
- Поднимите руку, у кого уже есть друг.
-А кто еще не имеет друга?
-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
-А для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут.)
- Как возникло слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык и корчить рожи.
Прошли века. Умнее стал наш предок.
И он придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!». Показывал язык или кулак и корчил рожи.
Вопросы после прочтения стихотворения:
- Кто придумал слово «друг»? Зачем? Можно ли оскорблять друга, обзывать?
- Где же можно найти друга?
Как же нам его добыть?
Может быть, купить в аптеке?
Или в гости пригласить?
Может, он растёт на грядке?
Может, спрятался в лесу?
Может он в цветочной клумбе
Пьёт из розочки росу?
Может он со мною рядом-
Только руку протяни?
Помогите мне, ребята,
Друга верного найти!
- Итак, как вы считаете, где же можно найти друга?
- Каким должен быть друг?
- Друг нужен каждому. Замечательно, если он настоящий. А что значит – настоящий друг?
-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
(На доске прикреплены качества и черты характера людей.)
- честность +
-обман –
- доброта +
- верность +
- грубость –
- взаимовыручка +
- предательство –
- преданность +
- надёжность +
- справедливость +
- драчливость –
- ответственность +
- сострадание +
-жадность
-злость
-доброжелательность
-Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, а я вешаю его под знаком + либо –.
-А какими качествами обладаете вы?
- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.
-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными)
-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.
-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?
- Скажите, благодаря чему они выдернули репку?
-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.
Работа по рассказу «Друзья».
Послушайте внимательно и скажите, кто из мальчиков оказался настоящим другом?
Друзья.
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе.
Дружба их началась очень давно, почти с пелёнок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:
-Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.
- Вань, ты чего?- испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слёзы, тихо застонал.
-Больно?- участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.
-Не очень!- мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы.- Только нога болит…
-Давай я тебе помогу!- Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего.- Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу.
-Спасибо!- прошептал Ваня, морщась от боли.
-Да не за что!- отмахнулся Сеня.
-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Серёжа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повёз друга домой.
- Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?
- Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я прочитаю пословицы, а вы скажите, что они значат.
«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.
-Молодцы! Пословицы у вас получились, вы правильно объяснили их значение. Итак, ребята, теперь, когда мы проникли в смысл мудрых народных пословиц, можем подвести итог. Так что такое дружба?
Дружба – это тяготение людей друг к другу, когда они хотят быть вместе, когда каждый из них интересен другому, когда они доверяют, помогают друг другу.
Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
-Ребята, как вы думаете: что значит быть хорошим другом? Но всегда ли люди правильно понимают, что такое дружба? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вашему вниманию несколько ситуаций. Слушайте внимательно и приготовьтесь ответить на мои вопросы.
Ситуация 1.«Друзья».
Однажды Саша принёс в школу новую игровую приставку. К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принёс в класс роботов-трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Вопросы: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, сладости и т.п. Такие ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что- то сделал, не потому, что это выгодно. Настоящий друг должен быть тебе близок, близки его интересы, взгляды.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Вопросы для обсуждения:
- Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
- Можно ли Соню назвать настоящим другом?
Чтение притчи.
Притча – малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).Близка к басне;
Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Это не анекдот, над которым посмеялся и тут же забыл, это сказ, наполненный смыслом, над которым надо подумать, задуматься. И не всегда смысл притчи лежит на виду, надо понять саму суть того, что сказано.
-Послушайте одну притчу о настоящей дружбе
Давным –давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семье.
- Как вы думаете: какая пословица лежит в основе этой притчи? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).
-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.
-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы:
• Доверять другу;
• Делиться новостями, успехами или неудачами;
• Уметь хранить чужие тайны;
• Радоваться с другом его успехам;
• Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
• Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;
• Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие) ;
• Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
• Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
• Всегда выполнять свои обещания.
Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами поговорили о том, что дружба бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. В завершении нашего классного часа прошу вас дополнить предложение «Сегодня на занятии я понял… ».
А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах.
Пусть она напоминают вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то поступит с другом неправильно, загляните сюда и посмотрите, как нужно поступать.
-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.
13