Тема. «Электричество на службе у людей, но ты играться с ним не смей!»
Цель: повторить правила безопасного поведения с электроприборами, формировать безопасную стратегию своего поведения в опасной ситуации, воспитывать чувство осторожности и ответственности при обращении с электричеством.
Оборудование: памятки об использовании электроприборов, сигнальные карточки, иллюстрации со знаками « Осторожно электричество».
Вид занятия: рассказ, беседа, игры.
Ход занятия :
I. Организация обучающихся.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Валерия Сергеевна. Сегодня классный час проведу у вас я.
Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот какая тема, попробуйте определить сами. Я загадаю вам загадку, а вы назовете тему занятия.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это… (Электричество)
II. Сообщение темы и цели.
Правильно! Тема классного часа «Электричество на службе у людей, но ты играться с ним не смей!».
Сегодня мы повторим правила безопасного поведения с электроприборами, разберем ситуации, когда электричество может причинить вред, если вы не будете соблюдать технику безопасности.
А сейчас я всех вас приглашаю в путешествие по стране «Электричество». Путешествовать мы будем не одни, нас будут сопровождать друзья – хорошее настроение (улыбнитесь друг другу) и знания. Ребята, вы готовы путешествовать? (Ответы детей)
III. Основная часть.
1. станция « Познавайкино»
Беседа с классом:
Ребята, вы знаете, когда электричество вошло в наш быт?
(ответы учащихся).
Учитель продолжает:
Электричество в наш быт вошло лишь в конце 19 века. А до этого люди использовали для освещения свечи, лампады, лучины, керосиновые лампы. Все очень радовались, когда 1879 году русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин изобрёл электрическую лампочку. Прошли годы, электричество пришло в каждый дом, в промышленность. Сегодня мы уже не представляем себе жизни без электричества, которое всюду нам помогает.
-Как подается оно в наш дом?
Правильно, по проводам, как вода по трубам.
-Для чего нам нужно электричество?
(в домах электричество обеспечивает освещение, обогрев, помогает в приготовлении пищи, обеспечивает работу различных бытовых приборов.)
Среди огромного количества предметов, которые ежедневно и ежечасно нас окружают, множество предметов, которые мы называем электроприборами.
-Что такое электроприборы? (Правильно, это те приборы, которые работают от электричества) А знаешь ли вы электроприборы? Я сейчас проверю. А для этого поспешим на следующую станцию «Отгадайкино».
2. Отгадайкино.
Конкурс «А знаешь ли вы электроприборы?»
1) Прибор для приготовления сухариков? ( Тостер)
2) Прибор для уборки помещения? (Пылесос)
3) Какой прибор делает бельё гладким? (Утюг)
4) Прибор для освещения зала. ( Люстра)
5)Любимое увлечение детей и взрослых? (Компьютер)
6) Вечером мы любим посмотреть что? (Телевизор)
7) Прибор для взбивания крема? ( Миксер)
8) Прибор для сушки волос? ( Фен)
9) Чем обогревают помещение? (Камин)
10) Уличный фонарь? (Прожектор)
-Что общее связывает эти предмет? (все они работают от электрического тока)
-Для чего человеку нужны электроприборы? (для своего удобства человек изобрёл все эти приборы).
– А могут ли они быть опасны для человека?
– Да. Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила пользования электрическими приборами
– Ребята, я буду называть приборы, а вы – разъяснять, в каких случаях они бывают опасными:
электрочайник (включают, не налив в него воды, включают в неисправную розетку, включают мокрыми руками, забывают выключить, после того, как в нём вскипела вода)
электрический утюг (оставляют включенным без присмотра, аналогично первому)
стиральная машина (включают без разрешения родителей, открывают крышку во время работы машины, аналогично первому)
Как мы с вами уже сказали, что широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении может случиться беда.
Я зачитаю ситуации, а вы определяете: правильно дети обращаются с электроприборами или нет. Если правильно, то поднимите зеленый кружочек, а если неправильно, то красный кружочек.
1)Вася знает порядок включения электроприборов в сеть-шнур он сначала подключает к электроприбору, а затем к сети (зеленый).
2) Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к лампе, свет стал мягким, удобно стало выполнять уроки (красный). Почему? (от лампы идет тепло, лист может загореться, если долго его держать на лампе).
3) «Миша, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрический чайник?»- попросила бабушка. Миша открыл крышку и сунул палец в воду. (красный). Почему? (можно обжечь палец, нужно было просто приоткрыть крышку и посмотреть).
4) Света мыла посуду и вспомнила, что по телевизору начинается её любимая передача, она побежала вставлять вилку в розетку мокрыми руками (красный). Почему? (мокрыми руками нельзя браться за розетку)
5) Маша гладила белье и зазвонил телефон. Маша поставила утюг на железную подставку, вынула вилку из сети и пошла отвечать на телефонный звонок. (зеленый)
Вот видите ребята, что не все знают, как надо пользоваться правильно электроприборами. А вы молодцы, знаете.
А сейчас, чтоб зарядиться энергией, я приглашаю вас посетить станцию «Спортивную» Встали и выполняем движения, повторяя за мной.
Физкультминутка
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
- Сели, успокоились и продолжаем занятие. Мы продолжаем путешествовать и следующая станция «Размышляйкино»
4. «Размышляйкино»
Чтобы не попасть в опасную ситуацию, я предлагаем Вам игру
«Исключи из текста неверные правила пользования электроприборами. »
(условие: если правило правильно, то поднимаем зеленый кружочек, а если не верно, то красный.)
1. | Уходя из дома ненадолго, можно оставить включенным телевизор. |
2. | Утюгом можно колоть грецкие орехи, вентилятор нужен, чтобы раздуть огонь в печи, а с помощью пылесоса буду надувать мыльные пузыри; |
3. | Пока взрослых нет дома, можно включать любой электроприбор. |
4. | Всегда помогай чинить электроприборы взрослым, особенно если они в этом плохо разбираются. |
5. | Выключить чайник можно, потянув за шнур. |
6. | Когда работает стиральная машина, температуру воды можно узнать, опустив руку в воду. |
7. | Оголённые провода не могут причинить вред человеку. |
8. | Под воздушными линиями электропередач играть не опасно |
9 | Увидел трансформаторную будку , обязательно загляни в неё |
10 | Если заметил на дереве оборванный провод, немедленно убери его |
Электричество приносит не только пользу, но и может навредить здоровью и мы должны помнить об этом. Наше следующее задание называется «Закончи предложение»
Игра «Закончи предложение»
В жилом помещении опасными могут быть… (электроприборы)
Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)
Выходя из комнаты или дома, надо… (выключайте электроприборы)
При включении и выключении электроприборов, надо… (исправность электропроводки)
К оголённым проводам … (не прикасаться)
Не устанавливайте электроприборы вблизи (приборов отопления), или плохо охлаждаемое место, например … (в шкаф)
Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному … (проводу);
Не используй бытовые электроприборы и светильники на … (открытом воздухе).
Нельзя пользоваться … (неисправными электроприборами.
Нельзя самим … (чинить, разбирать электроприборы,
Нельзя ковыряться в розетке ни … (пальцем), ни … (другими предметами).
Электричество не терпит соседства человека с … (водой).
Наше путешествие близиться к концу. Но мы должны посетить еще одну важную станция «Предупреждайкино-Запоминайкино.»
5. станция «Предупреждайкино-Запоминайкино».
В нашем доме много предметов, связанных с электричеством, чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните:
не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;
не использовать неисправные электроприборы;
не трогать включенный электроприбор мокрыми руками.
Ребята, вы ещё раз убедились в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – очень для нас важно, мы не можем в современном мире обойтись без него. Его нужно уважать и беречь. Мы его не увидим, но электрический ток, бегущий по проводам, очень опасен! Об этом нас предупреждают люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной опасности.
Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством? (Электрик)
Какое воздействие оказывает электрический ток на организм человека? (дети отвечают, а потом продолжает учитель).
Если человек по своей неосторожности попал под воздействие электрического тока, у него парализуется центральная нервная система. Ток сильно «притягивает» к себе, не давая «оторваться». У человека затрудняется дыхание, может остановиться сердце. Человек умирает, а если человек выживет, у него на всю жизнь могут остаться сильные ожоги.
Опасное напряжение начинается уже с 36 вольт. А дома и на улице нас окружают провода и электрооборудование, находящиеся под напряжением 220 вольт и выше. Это значит, что даже тот ток, который протекает по проводам в вашей квартире, является смертельным. Как правило, на электроустановках нанесены предупредительные специальные знаки или укреплены соответствующие плакаты. Они предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их - недопустимо. Какие вы знаете знаки, предупреждающие об опасности? (учитель показывает знаки).
IV.Подведение итогов занятия.
Вот и подошло наше путешествие к концу, но я надеюсь, что оно не прошло для вас даром. Помните, ребята, опасность пострадать от электричества подстерегает нас не только дома, но на улице.
Электричество, все знают, - это очень хорошо.
Если правильно все делать - благо нам дает оно.
Если ж правила нарушим - будет много разных бед.
Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.
Никогда не забывайте правила безопасного обращения с электроприборами, а помогать вам в этом будет памятка: «Как избежать поражения электрическим током». (Учитель раздает памятки учащимся)
Все вы молодцы, хорошо работали на уроке , а теперь ответьте на вопросы:
Помогут ли вам знания, полученные на уроке, в жизни? (если да, то поднимите зеленый кружочек, а если нет, красный кружочек.)
Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наше занятие поможет вам избежать ошибок и сохранить свое здоровье и здоровье окружающих